Всего 41 фото
Этот адрес в Воротниковском переулке интересен прежде всего тем, что здесь в бывшем клубе театральных работников в конце 1920-х Михаил Булгаков часто встречался с мхатовцами, Маяковским, писателями и актерами. Любопытен он и тем, что этот комплекс зданий являлся одним из первых советских жилищных кооперативов - кооператив «Труженик искусства». Мы узнаем о знаменитом Клубе театральных работников 20-х годов, ресторане Клуба театральных работников, булгаковском Корсаре, об отношении Булгакова к этому месту и о ЖК «Труженик искусства».
Надо сказать, что свободного доступа на территорию ЖК сейчас нет - как обычно территория закрыта электронными замками. Однако со второго раза мне удалось проникнуть на территорию - это как раз летние снимки)
Архитектором этого комплекса четырех жилых зданий был Василий Сергеевич Кузнецов. Он родился 1 марта 1878 года в Москве в семье крестьянина-каменщика. В 1890 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1896-1897 году окончил курс наук, в 1898-1899 году закончил учебу в Училище и получил малую серебряную медаль. После окончания училища работал помощником архитектора Л.Н. Кекушева, принял участие в проектировании
собственного особняка Кекушева на Остоженке.
02.
В.С. Кузнецов поступил в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге и закончил ее со званием художник-архитектор в 1903 году. Скончался 18 июля 1929 года в Москве. Спроектировал и выстроил 27 зданий по всей России. Последний проект, который архитектор строил перед самой смертью кооператив «Труженик искусства» во дворе владения по Воротниковскому пер, 7 в 1927 году. Построен он из нового в то время строительного материала - пустотелых шлакобетонных блоков.
03.
В этих домах жили многие артисты, и в том числе артисты К. Белевцева, В. Аксенов, В. Рыжова и Н. Рыжов, В. Хенкин, Е. Гоголева и другие.
Литература в 1931 году в не закончилась. Но под прессом набирающей силу сталинщины как-то потускнела и стала прогибаться. Стремительно покатился вниз, а затем и вовсе закрылся писательский ресторан на Тверском бульваре. Почти для всех неотвратимость его скорого конца стала очевидной еще до решения передать помещения «
Дома Герцена» Литературному институту. Потому что все в том же 1931 году Яков Данилович Розенталь (булгаковский «Корсар») оставил свой пост. И вместе с ним из этого заведения ушла «живая его душа»…
04.
05.
06.
Воротниковский переулок, 7, строение 1 и 2.
07.
Воротниковский переулок, 7, строение 2.
08.
На фото как раз и есть это строение 3 где и был клуб театральных работников (правее на дальнем плане).
Из переулка его практически не видно надо сказать.
Веселый погребок имени «Тружеников сцены»
Местом новой службы уже ставшего писательским и актерским любимцем Якова Даниловича как раз и стал ресторан «Клуба театральных работников» располагавшийся в подвале одного из четырех жилых корпусов по адресу Старопименовский переулок, участок 7. Как упоминалось в 1927 году весь этот весьма живописный комплекс был сооружен для членов кооператива «Труженик искусства». А подвал в строении 3 почти сразу же сдали организаторам так называемого «Кружка друзей культуры и искусства».09.
Воротниковский переулок, 7, строение 3.
Фактически хозяйственными делами в кружке ведали некие юркие деловые люди, благодаря которым служители различных муз скоро обнаружили, что они всего лишь прикрытие. А под их маркой в подвале на самом деле функционировало «полукабаре» с буфетом и тайными карточными играми на деньги.
10.
Вход в клуб. Сейчас здесь некий сервисный центр.
К концу 1929 года, когда от нэпа остались одни воспоминания, кружок, как его уродливое порождение, прихлопнули. А помещение вместе со всем имуществом и мебелью передали новой общественной организации - Клубу театральных работников. Расположение оказалось исключительно удобным, благо часть наиболее знаменитых мастеров сцены проживала буквально в шаговой доступности.
Теперь заглянем в это заведение, а точнее в помещение где был клуб театральных работников. По этой лестнице "театральные работники" и спускались в клуб.
11.
Сейчас здесь ничего не напоминает о былых временах...
12.
По словам Н.А. Рыжова, «сюда вечерами, а иногда и почти ночью, после спектаклей, на уютный огонек приходили отдохнуть, посидеть с друзьями, наконец, просто поужинать артисты разных театров, писатели, художники, композиторы. Частыми гостями «Кружка» бывали А. Толстой, В. Вересаев, К. Юон, Л. Утесов, И. Грабарь, архитектор А. Щусев, М. Булгаков и много других людей - ярких, талантливых, самобытных…
13.
14.
15.
Часто приходил громадный, красивый, неповторимый Владимир Маяковский. Он с увлечением играл на бильярде, читал громовым голосом свои новые стихи, растроганно слушал, как за своим столиком М. Климов и И. Москвин мягко и душевно пели старинные русские и цыганские романсы под аккомпанемент прекрасного актера и изумительного гитариста А. Сашина-Никольского». В «Кружке» принимали известных зарубежных гостей - здесь бывали скрипач Иожеф Сигетти, певица Мариан Андерсон, пианист Эгон Петри, дирижер Алберт Коутс.
16.
17.
18.
Давно подмявшая жизнь в стране под себя правящая партия ВКП(б) уже вовсю присматривала за литературными творцами. Но Клубу театральных работников еще повезло. Смотрящим от партгосаппарата в нем поставили старого большевика Феликса Кона, который в клубные дела лишний раз не залезал. А верховодили в Старопименовском подвале сами мастера сцены в лице ими же избранных мхатовца Ивана Москвина и оперной примы Валерии Барсовой.
19.
Сейчас мы обходим легендарный третий корпус.
20.
21.
22.
23.
Директорские функции по-своему артистично исполнял Борис Михайлович Филиппов, специально откомандированный из Ленинграда, где он служил заведующим литературной частью в Большом драматическом театре. Умения, энтузиазма, да и просто любви к своему новому детищу у него было столько, что дело сразу же пошло на лад.
24.
Буквально за какие-то несколько месяцев после открытия театральный клуб в Старопименовском подвале стал исключительно почитаемым в Москве местом. В нем проводили свой досуг не только мастера театра, эстрады, быстро развивающегося кино, но и были желанными гостями лучшие люди страны - герои сверхдальних перелетов, ударники труда, покорители полярных просторов, знаменитые спортсмены.
25.
26.
Главным видом спорта в клубе был бильярд. А первым в нем игроком - без сожаления отказавшийся от визитов в «Дом Герцена» стал Маяковский. Встречи с его участием за бильярдным столом бывали не менее сценичны, чем знаменитые клубные капустники. Особенно когда борьба завязывалась между Владимиром Владимировичем и Михаилом Афанасьевичем. Впрочем, Булгаков почти всегда проигрывал. Но с таким достоинством, что у Маяковского даже мысли не возникало предложить ему, как всем прочим, «продувшим» партию, лезть под стол.
27.
Булгаков и Маяковский расходились в творческих вопросах, но, соединяясь в пространстве бильярдной, спокойно, с большим уважением друг с другом общались. Они любили играть вместе, хотя и предпочитали разные игры: Маяковский - «американку» на русском бильярде, стремительную и быструю, а Булгаков - «пирамидку», игру с расчетом. В воспоминаниях о Булгакове киносценарист Сергей Ермолинский писал: «Если в бильярдной находился в это время Маяковский, и Булгаков направлялся туда, за ним устремлялись любопытные. Еще бы - Булгаков и Маяковский! Того и гляди, разразится скандал».
28.
Зато за столами клубного ресторана - небольшого, но уютного, с удобно выгороженными по сторонам ложами - посетители занимали места с предвкушением только одного - большого удовольствия. Тем более что многие еще по прежнему месту работы Бороды знали, какие радости поджидают в его владениях каждого, кто ценит искреннее гостеприимство и высокую, с проблесками авторства кухню.
29.
Кодекс старого корсара
Между прочим, и в зале, и на кухне у Якова Даниловича особенно никто не баловал. И дело было не только в том, что, в отличие от «проходного двора» в «Доме Герцена», в клуб абы кого не пропускали. В Старопименовском подвале тоже находились любители пошалить. Просто и раньше не больно терпеливый к развязности и даже вспыльчивый Розенталь с годами стал особенно строг и нетерпим к разгильдяйству, воровству и хамству. Сохранилось немало свидетельств того, как Борода мог привести в себя не в меру разгулявшегося посетителя одним взглядом.
30.
А кухня у него вообще была святым местом, куда из посторонних не было хода никому. Единственное исключение Розенталь делал только для Михаила Михайловича Климова. Да и то только потому, что больше никто, кроме этого старейшего актера Малого театра, не мог приготовить какие-то особенные, с неповторимым вкусом «биточки по-климовски».
Отношение Якова Даниловича к своей миссии и достигнутые благодаря ему результаты в ресторанном деле вызывали глубочайшее к нему почтение со стороны даже самых-самых «дважды народных, трижды лауреатных». Многие вообще считали за честь пригласить его к своему столу. И что характерно? Порой подсаживался. Иногда мог даже пригубить. Но никогда не засиживался. А извинялся. Чтобы отлучиться на кухню проверить чей-то заказ. Встретить и, если есть места, разместить очередного посетителя. Усадить, обогреть теплым словом, хорошенько накормить. Словом, Борода знал свою работу. И красиво, с умением и достоинством настоящего мастера ее делал.
31.
Очередное явление Арчибальда Арчибальдовича народу
Вероятно, по совокупности всех этих замечательных качеств Якова Даниловича Розенталя такого же высокого уровня профессионалы, но в искусстве или какой-либо иной сфере деятельности не только приглашали к столу, но и по-настоящему с ним дружили, делились как с близким человеком своими радостями и горестями. А некоторые, как тот же Михаил Булгаков, даже не избежали искушения как-то запечатлеть в своих текстах эту необыкновенно обаятельную и колоритную личность. Работая в то время над рукописью «Романа о дьяволе» (так называлась первая редакция «Мастера и Маргариты»), Михаил Афанасьевич наделил своего фактурного метрдотеля грибоедовского ресторана некоторыми характерными внешними и внутренними чертами Бороды. И даже в какой-то степени подшутил при этом над реальным Яковом Даниловичем, включив в свое сочинение эпизод, когда во время пожара в «Доме Грибоедова» его прообраз уносит с собой пару ранее им «оторванных от архитекторского съезда» и предусмотрительно «заначенных» балыковых бревен.
По местам Москвы Булгаковской
В том, что шутка будет правильно понята, Булгаков даже не сомневался. С реальным Розенталем такое никак не вязалось. Вся театрально-писательская Москва знала этого человека как истинного бессребреника, который только работой и жил. Тем более те, кто бывал у Бороды дома, в его скромной квартирке на Гоголевском бульваре (они, кстати, с Булгаковым были еще и соседями: последние годы жизни тот проживал совсем неподалеку - в знаменитой «писательской надстройке» в Нащокинском переулке), всегда поражались - насколько же скромно, почти аскетично жил этот великий ресторанный кудесник.
Между прочим, образ «Дома Грибоедова» с его писательской кормушкой был еще более собирательным, чем «пиратствующий» в ней Арчибальд Арчибальдович. Исследователи творчества Булгакова до сих пор обнаруживают в «Грибоедове» все новые и новые черты сходства то с «Домом Герцена», то с Клубом работников искусств, то с Домом печати («
Дом Журналиста»), в котором Розенталь одно время тоже «поднимал питание».
32.
Это строение 3 (клуб театральных работников) за забором со стороны двора дома 4/10 по Садовой-Триумфальной.
Дело было в Жургазе
Очевидно многое Булгакову было подсказано именно здесь. Во всяком случае, в свое время многие к тому следы вели в эту новую «адскую мельницу». Дело в том, что, начиная с 1934 года клубный ресторан в Старопименовском подвале работал в осенне-зимний сезон. А весной и летом стал переезжать
в свой филиал, уютный садик на Страстном бульваре» у дома 11, где тогда помещалось журнально-газетное объединение Жургаз, занятое выпуском «Огонька», а заодно и еще трех десятков периодических изданий.
Далее вы увидите также и другие строения жилищного кооператива "Труженик Искусства" наряду со строением 3.
33.
Воротниковский переулок, 7, строение 1.
34.
Воротниковский переулок, 7, строение 1.
И снова здравствуйте!
Надо ли уточнять, что главным администратором, кулинаром и, уже по обыкновению, радушным хозяином был в нем все тот же Яков Данилович Розенталь, к старой кличке которого «Борода» благодаря ходившему по рукам в клубе шаржу художника К. Елисеева прибавилась новая - «Дядька Черномор».
35.
Слева Воротниковский переулок, 7, строение 3.
К любимому ресторанному «колдуну» потянулись все его старые друзья - посетители Старопименовского подвала. Маяковского, правда, среди них уже не было - весной 1930-го поэта не стало. Но в почетных гостях - кроме, разумеется, самого Булгакова, числились легендарный старейшина московских репортеров В. Гиляровский, исключительно популярные после выхода «Двенадцати стульев» Илья Ильф и Евгений Петров, поэт-баснописец Демьян Бедный, старый, еще по «Дому Герцена» клиент Бороды Юрий Олеша, сразу же последовавший за Розенталем сначала в клуб, а затем и в его летний филиал.
36.
Воротниковский переулок, 7, строение 3.
Словом, очень быстро в Жургаз перебазировался целый отряд заслуженных ветеранов и новичков «театрализованного подполья» в Старопименовском (Воротниковском) переулке.
Между прочим, в строениях 1 и 2, которые вы видите и видели - квартиры двухуровневые и очень дорогие по нынешним меркам. Такая квартира с собственным входом в подъезд сдается в аренду за 300 тыс. рублей в месяц.
37.
Воротниковский переулок, 7, строение 2 (справа).
38.
Воротниковский переулок, 7, строение 2.
В наше время дома объединены жилищно-строительным кооперативом того же названия. Являются памятниками истории и культуры регионального значения.
Это строение №4 ЖК - четырех этажный многоквартирный дом.
39.
Это он же но с внутреннего двора.
40.
Воротниковский переулок, 7, строение 4.
41.
ЖК «Труженик Искусства»
Источники:
Ямской Николай Петрович. Легенды московского застолья. Заметки о вкусной, не очень вкусной, здоровой и не совсем здоровой, но все равно удивительно интересной жизни. Полуподвал Клуба театральных работников в Старопименовском.
Известия. Булгаков и Маяковский встретились за бильярдным столом. Выставка в галерее «На Шаболовке».
Старые фото - портал pastvu.com.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017