Всего 13 фото
Мы с вами в Малом Козихинском переулке. Здесь находится доходный дом богатой вдовы О.Н. Волобуевой под номером 12, упомянутый в фельетонах Мастера «О хорошей жизни», «Четыре портрета», в очерке «Москва 20-х годов» и «Театральном романе». В квартире № 12 жили друзья Булгакова - адвокат Коморский и его жена Зинаида Васильевна. Булгаков, который тогда ютился в маленькой комнатке коммуналки на Садовой, писал: «Ведь Зина чудно устроилась. Каким-то образом в гуще Москвы не квартирка, а бонбоньерка в три комнаты. Ванна, телефончик, муж». В 1923 г. московские литераторы там встречали только что вернувшегося из эмиграции «красного графа» Алексея Толстого. Михаил Булгаков принимал в организации этого литературного мероприятия самое деятельное участие.
Название Козихинский топографически напоминает о древнем урочище Козье болото. Здесь была так называемая Козья слобода. Кстати непосредственно с ними также и связано название Патриарших прудов, до которых отсюда рукой подать. Все эти названия непосредственно связаны с церковью святого Ермолая (1610 г.). Её построил второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (в миру - Ермолай) как свой молельный храм в Патриаршей слободе. Кстати, слобода - часть земли в поселении, освобождённая от местных повинностей - то есть от налогов. Патриарх развил в этом месте приличный бизнес по выращиванию коз. Козий пух шёл на изготовление церковного облачения и царских одежд. Так Патриаршая слобода, козьи и коровьи выпасы дали название улицам и переулкам.
02.
С 1845 года на этом месте находился дом капельдинера Императорского Московского театра Егора Кириллова. В 1913-м здание приобрела О.Н. Волобуева. Год спустя этот дом и его хозяйственные постройки снесли, а на их месте построили доходный дом по проекту архитектора В.Д. Глазова, известного своей работой по перестройке гостиницы «Балчуг» и проектами особняка Г.П. Юргенсона, сына известного музыкального издателя и дома врача-окулиста К.В. Снегирёва в Колпачном переулке. Впоследствии здесь жили многие известные люди: актер Марк Прудкин, автор этикетки «Советского шампанского» Н.И. Мартынов, поэтесса Е.Ю. Намиот (живет в этом доме до сих пор) и другие.
03.
В квартире № 12 жил бывший присяжный поверенный, адвокат В.Е. Коморский с женой, у которых часто бывал Михаил Булгаков. Квартира описывается в рассказах Булгакова с большой любовью. Небольшая, но редкая по тем временам отдельная квартира Коморских вместила множество удивительных событий. Их скромная столовая порой собирала шумную компанию из литераторов, журналистов, врачей, юристов. На вечере в его квартире вокруг стола собирались друзья Булгакова по газете «Накануне» и «Гудок», где он работал, бывали порой Ю. Слезкин, Д. Стонов, В. Катаев. Непременными хозяйками вечеров были Зина (жена В.Е, Коморского) и Тася (Татьяна Николаевна) Булгакова, жена М. Булгакова. «...С ножом к горлу приставал я (Булгаков) к Зине, требуя объяснений, каким образом могли уцелеть эти три комнаты? Ведь это же сверхъестественно! 4 комнаты, 3 человека - и никого посторонних…».
04.
Булгаков довольно часто в своих рассказах и фельетонах описывал обстановку и «жанровые сценки» из жизни своих приятелей, знакомых и даже родственников. После этого нередко возникали всевозможные неприятности и даже ссоры, так как «герои» его были очень легко узнаваемы. И в «Московских сценах» описана обстановка квартиры Владимира Евгеньевича Коморского и его жены Зинаиды Васильевны, с которыми автор был хорошо знаком.
Именно на этой квартире Булгаков и другие московские писатели устроили встречу Алексею Толстому 30 мая 1923 года прозванному в литературной среде "красным бароном, приехавшему из Берлина (редактору журнала «Накануне», куда Булгаков отсылал свои московские фельетоны).
05.
Татьяна Лаппа поддерживала дружеские связи с Коморскими и после развода с Булгаковым. Хорошо она помнила и первые годы знакомства с этой семьей. Вот некоторые ее короткие заметки: «Он (Коморский - В.Л.) адвокат был. Тоже хорошо знал литературу. За его женой, Зиной, Булгаков тоже ухаживал. Как-то он позвонил Зине, назначил ей свидание на Патриаршем, потом приходят вместе, он говорит: „Вот, шел, случайно Зину встретил..." Это мне Коморский рассказывал. Они жили в Малом Козихинском переулке, дом 12 , квартира 12. Это около Патриаршего пруда. Квартира у них прекрасная была... Когда из-за границы Алексей Толстой вернулся, то Булгаков с ним познакомился и устроил ужин. У нас было мало места, и Михаил договорился с Коморским, чтобы в их квартире это устроить... Но Зина заболела... и они решили меня позвать, потому что нужна была какая-то хозяйка, угощать этих писателей. Народу пришло много... я так наклюкалась, что не могла по лестнице подняться. Михаил меня взвалил на плечи и отнес на пятый этаж, домой...» (Запись Л.К. Паршина).
06.
Из дневника Михаила Булгакова «Под Пятой» 1923 года видно, что он и Алексей Толстой довольно активно общались.
24 (11-го) мая.
«...Москва живет шумной жизнью, в особенности по сравнению с Киевом. Преимущественный признак - море пива выпивают в Москве. И я его пью помногу. Да вообще последнее время размотался. Из Берлина приехал граф Алексей Толстой. Я выбился из колеи - ничего не писал 11/2 месяца...».
07.
27-го августа, понедельник. Ночь.
«...Только что вернулся с лекции сменовеховцев: проф. Ключникова, А. Толстого, Бобрищева-Пушкина и Василевского-Не-Буква. В театре Зимина (Большая Дмитровка, дом 6, Е.П.) было полным-полно. На сцене масса народу, журналисты, знакомые и прочие. Сидел рядом с Катаевым. Толстой говорил о литературе, упомянул в числе современных писателей меня и Катаева...».
08.
(2)-го сентября. Воскресенье.
«...Сегодня банкноты, с Божьей помощью, 2050 руб. (2 миллиарда 50 милл.), и я сижу в долгу, как в шелку. Денег много, будущее темновато.
Сегодня я с Катаевым ездил на дачу к Алексею Толстому (Иваньково). Он сегодня был очень мил. Единственно, что плохо, это плохо исправимая манера его и жены богемно обращаться с молодыми писателями. Все, впрочем, искупает его действительно большой талант.
Когда мы с Катаевым уходили, он проводил нас до плотины. Половина луны была на небе, вечер звездный, тишина. Толстой говорил о том, что надо основать школу. Он стал даже немного теплым. - Поклянемся, глядя на луну...
Он смел, но он ищет поддержки и во мне и в Катаеве. Мысли его о литературе всегда правильны и метки, порой великолепны...».
09.
По воспоминаниям хозяина квартиры В. Коморского и жены Булгакова Татьяны Лаппа, Михаил Афанасьевич в то время относился к Алексею Толстому с жгучим интересом и на вечере «ел его глазами». Впоследствии реальные детали этого вечера легли в основу описания той «вечеринки, организованной группой писателей по поводу важнейшего события - благополучного прибытия из-за границы знаменитого литератора, Измаила Александровича Бондаревского», на которую отправляется «в великом возбуждении» герой «Театрального романа»...
10.
11.
6 декабря 2010 года в этом доме, жильцы которого активно протестовали против строительства гостиницы студии «Тритэ» Никиты Михалкова, произошел пожар. В качестве предварительной версии пожара было названо замыкание в электропроводке. Однако жители дома уверены, что пожар явился следствием поджога.
12.
Дом № 12 в Малом Козихинском переулке находился в непосредственной близости (напротив) от места строительства семиэтажной гостиницы (Малый Козихинский, 11). Противостояние жителей переулка и студии «Тритэ» началось в октябре 2010 года. Жители считали стройку незаконной и систематически блокировали работы. По словам жильцов, застройщик игнорировал конструктивные особенности и состояние соседних домов, которые в результате нового строительства могли просто рухнуть. «Застройщик обманул органы, выдающие разрешение, подтасовав предпроектную документацию и заявив, что в соседних домах перекрытия сделаны из бетона. На самом деле перекрытия деревянные, так как дома были построены в XIX веке. После начала строительства пошли трещины», - рассказывала «Газете.Ru» координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Елена Ткач.
13.
Источники:
Булгаков Михаил Афанасьевич. «Под пятой» (Мой дневник 1923 года).
Ольга Филонова. Доходный дом О.Н. Волобуевой. Портал Узнай Москву.
Малый Козихинский выгорает. Газета.ру.
Б. Мягков, «Булгаковская Москва», Московский рабочий, 1993 г.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017