Гражданская война в Горном Ливане 1860 г. - 1860 Mount Lebanon civil war 1.

Dec 03, 2022 03:21


Сектантский конфликт в Османской империи на территории нынешней Сирии и Ливана (1860 г.)



1860 г. Горный Ливан гражданская война (также называемая сирийской гражданской войной 1860 г. ) была гражданским конфликтом в Горном Ливане во время османского правления в 1860-1861 гг. местные друзы и марониты . После решительных побед друзов и массовых убийств христиан конфликт распространился на другие части Османской Сирии , в частности, Дамаск , где тысячи жителей-христиан были убиты мусульманскими и друзовскими ополченцами. Бои спровоцировали международное военное вмешательство под руководством Франции. К концу войны около 20 000 человек, в основном христиан, были убиты в Горном Ливане и Дамаске, а 380 христианских деревень и 560 церквей были разрушены. Друзы и мусульмане также понесли тяжелые потери.

Предыстория

3 сентября 1840 года был назначен на должность дальний родственник некогда могущественного эмира Башира Шихаба II , Башир Шихаб III эмир из Горного Ливана от Османской империи султана Абдулмеджида I . Географически эмират Горный Ливан соответствовал центральной части современного Ливана , в котором исторически было христианское и друзы большинство. На практике термины «Ливан» и «Горный Ливан», как правило, использовались историками как синонимы до официального утверждения Мандата.

Горькие конфликты между христианами и друзами, которые разгорались при Ибрагиме. Правление Паши (в основном сосредоточено на фирманах 1839 г. и, что более решительно, 1856 г., которые уравняли статус мусульманских и немусульманских подданных, причем первые возмущались их предполагаемой потерей превосходства) всплыл под новым эмиром. Султан свергнул Башира III 13 января 1842 г. и назначил Омар-пашу губернатором Горного Ливана. Представители европейских держав предложили султану разделить Ливан на христианскую и друзовскую части. 7 декабря 1842 года султан принял это предложение и попросил губернатора Дамаска разделить регион на два округа: северный округ под управлением христианского заместителя губернатора и южный округ под управлением друзовского заместителя губернатора. Такое расположение стало известно как «Двойной Qaimaqamate ». Оба чиновника должны были нести ответственность перед губернатором Сидона , который проживал в Бейруте . Шоссе Бейрут - Дамаск было разделительной линией между двумя округами.

Раздел Ливана был спровоцирован внешними силами, и вражда между религиозными сектами усилилась. Французы, например, традиционно поддерживали христиан, но британцы поддерживали друзов, а османы разжигали борьбу за усиление своего контроля над административно разделенным регионом. Напряженность привела к конфликту между христианами и друзами еще в мае 1845 года. Следовательно, европейские державы потребовали от османского султана навести порядок в Ливане, и он попытался сделать это, учредив новый совет в каждом из округов. Эти советы, состоящие из членов различных религиозных общин, были призваны помогать заместителю губернатора.

Подготовка к войне

Система не смогла поддерживать порядок, когда крестьяне Кесервана , обремененные высокими налогами, восстали против феодальной практики, которая преобладали в Горном Ливане. В 1858 году Танюс Шахин , христианский маронитский вождь , крестьянский вождь потребовал, чтобы феодальный класс отменил свои привилегии. Требование было отклонено, и крестьяне начали готовиться к восстанию. В январе 1859 г. поднялось вооруженное восстание под предводительством Шахина против маронитов хазен муката'джи (феодалов) Кесервана. Хазенские земли были разграблены, дома сожжены. Изгнав маронитских феодалов из Кесервана и захватив их землю и имущество, восставшие крестьяне установили свое собственное правление. Восстание Кесервана оказало революционное влияние на другие регионы Ливана. Беспорядки распространились на Латакию и центральную часть Горного Ливана. Крестьяне-марониты, активно поддерживаемые своим духовенством, начали готовиться к вооруженному восстанию против своих владык-друзов. В свою очередь, друзы-лорды, которые не решались противостоять растущей напористости маронитского крестьянства из-за численного дисбаланса в пользу маронитов, начали вооружать нерегулярных друзов.

В августе 1859 года произошла драка. между друзами и маронитами в районе Метна в христианском секторе Каймакамата. Спор позволил епископу маронитов Тобия Аун мобилизовать свой центральный комитет в Бейруте, чтобы вмешаться в дело. Вскоре друзы муката'джи из фракции Язбаки Юсуф Абд аль-Малик и его бойцы вмешались в драку между молодыми маронитами и друзами в окрестностях деревни Метн Бейт-Мери , в результате которой в 20 погибших. Лорды друзов начали подготовку к войне, якобы в координации с местными властями Османской империи, а епископ Аун курировал раздачу оружия крестьянам-маронитам. По словам историка Уильяма Харриса, христиане Горного Ливана чувствовали себя «воодушевленными своим численным превосходством на местах, но разочарованными из-за враждебных мусульманских настроений в Сирии» после реформ Османской империи.

В марте В апреле и мае 1860 года в смешанных христианско-друзовских районах на юге Горного Ливана в управляемом друзами секторе Двойного Каймакамата имели место многочисленные убийства, грабежи и перестрелки. По словам историка Лейлы Терази Фаваз, первоначальные действия были «достаточно случайными и непредсказуемыми, чтобы казаться скорее действиями беззаконников, чем рассчитанной войной против других сект, тем более что бандитизм всегда был частью цели».

В марте отец католического монастыря в Аммик был убит, а монастырь разграблен, и вскоре друз из Айнаб предположительно убил христианина из Абадие . Эти действия спровоцировали цикл атак мести, частота которых к апрелю значительно увеличилась.

В апреле два друза были убиты в окрестностях Бейрута, после чего были убиты трое христиан за пределами Сидона . Два христианина из Джеззина были убиты в Хан Иклим аль-Шумаре друзами из Хасбая 26 апреля, а на следующий день еще четыре христианина были убиты в Катули. 11 мая христиане из Катули убили двух друзов у ​​реки Нахр аль-Ассаль, а три дня спустя два друза из Шуфа были убиты недалеко от Сидона. Убийства по принципу «око за око» продолжались, в результате чего большинство дорог Горного Ливана становилось небезопасным для путешественников.

Примерно в конце мая христиане сообщили европейским консулам, что в районах Бекаа, Аркуб и Гарб произошли убийства их единоверцев. Маронитское духовенство сообщило друг другу о своей растущей озабоченности по поводу насилия и необходимости положить ему конец, но некоторые священнослужители полагали, что цикл ответных атак не прекратится.

Маронитские ополченцы начали набеги на силы Метна и Шахина. вторгаясь в район Гарб к западу от Бейрута, друзы муката'джи созвали военный совет в Мухтаре , на котором фракции Джумблатти и их более ястребиные коллеги из Язбаки согласились назначить Саида Джумблата своим главным командующим.

Гражданская война

Начало войны



Христианские ополченцы Горного Ливана

Большинство источников считают начало войны 27 мая, в то время как британский консул считал 29 мая фактическим началом полноценного конфликта. Первая крупная вспышка насилия произошла, когда 250 маронитских ополченцев из Кесервана во главе с Таниусом Шахином отправились собирать урожай шелка у Наккаш , но вместо того, чтобы вернуться в Кесерван, отправились в Баабда в районе ас-Сахиль близ Бейрута. Местное руководство друзов посчитало мобилизацию маронитов в Баабде провокацией для друзов в смешанном районе Метн , в то время как марониты увидели гарнизон османских войск под командованием Хуршид-паши около Наккаш 26 мая как прелюдию к нападение друзов. Османский гарнизон обосновался в Хазмие при поддержке европейских консулов, чтобы навести порядок в Горном Ливане. Однако марониты считали это угрозой, поскольку считали османов союзниками друзов.

29 мая кесерванские марониты совершили набег на смешанные деревни Карнаэль , Бтехнай и Салима и вытеснили его жителей-друзов. Напряжение переросло в открытый конфликт позже в тот же день во время нападения друзов на смешанную деревню Бейт-Мери, при этом друзы и христиане, проживающие в этой деревне, впоследствии обратились за поддержкой к своим единоверцам в Абадие и ас-Сахиле соответственно. Друзы, поддерживаемые османским командиром нерегулярных формирований по имени Ибрагим Ага, и бойцы маронитов сожгли дома соперничающей секты в Бейт-Мери . Бойцы-марониты разбили друзов и Ибрагима-агу в Бейт-Мери, прежде чем покинуть деревню.

30 мая маронитские ополченцы Кесервани попытались возобновить наступление на Бейт-Мери, но им противостояли 1800-2000 друзов. во главе с кланами Талхук и Абу Накад в пути, побуждая ранее нейтральных маронитов из Баабды, Вади Шахрура, Хадата и других мест в ас-Сахиле присоединиться к боевым действиям. Хотя потери среди христианских ополченцев во время боев 30 мая были относительно низкими, в возобновившемся сражении 31 мая отряд маронитов из 200 человек был разбит в Бейт-Мери и вынужден отступить в Бруммана . К концу дня боевики-друзы полностью контролировали Метн, где столкновения были повсеместными, и от 35 до 40 деревень с населением маронитов были подожжены, а около 600 маронитов в округе были убиты.

Также 30 мая Полноценные бои между друзами и христианами произошли в районе Захле , когда отряд друзов в составе 200 человек во главе с Али ибн Хаттаром Имадом противостоял 400 местным христианским боевикам в деревне Дар аль-Байдар, что побудило Христианские ополченцы из близлежащего Захле присоединяются к боевым действиям. Люди Имада отступили в Айн-Дара , где христиане последовали за ними до того, как потерпели поражение. Али Имад скончался от полученных ран 3 июня; соответственно, 600 друзов были мобилизованы под командованием его отца Хаттара Имада. Около 3000 христианских бойцов, преимущественно из Захле, встретили силы Хаттара возле Айн-Дары, где произошло крупное сражение. Друзы понесли вдвое больше потерь, чем христиане, но в конечном итоге вынудили христиан отступить в Захле. В период с 29 по 31 мая 60 деревень были разрушены в окрестностях Бейрута, и 33 христианина и 48 друзов были убиты.

В последние дни мая силы друзов под командованием Башира Накада и при поддержке Кланы Имад и Джумблат осадили Дейр-эль-Камар . В первых числах июня из города европейским консулам поступили донесения о том, что начался голод. Посланные османским генералом Хуршид-пашой гуманитарные поставки зерна и муки, по-видимому, не достигли города. Силы Башира, насчитывающие около 3000 боевиков-друзов, начали наступление на Дейр-эль-Камар 2 июня и еще одно наступление на следующий день. Защитники-христиане в Дейр-аль-Камаре первоначально оказали ожесточенное сопротивление и нанесли тяжелые потери силам друзов, которым удалось разрушить окраины города. Спустя восемь часов после нападения друзов Дейр-аль-Камар сдался 3 июня, частично в результате внутренних разногласий среди христианского ополчения города. По сообщениям, погибло от 70 до 100 убитых друзов и от 17 до 25 христиан. После его захвата друзы грабили Дейр-эль-Камар до 6 июня и разрушили 130 домов. Около половины христианских жителей города остались нейтральными и обратились за защитой к друзу, с которыми многие давно поддерживали социальные и коммерческие связи.

Столкновения в Вади-ат-Тайм и резня в Хасбайе



Христианские беженцы во время раздор

В отличие от своих единоверцев в других частях Сирии, греческие православные жители Вади-ат-Тайм в целом были связаны с маронитами Горного Ливана из-за общей оппозиции Протестанты занимались миссионерской деятельностью и были верны своим господам, мусульманам-суннитам шихабским эмирам Рашая и Хасбая . Сражения между шихабскими эмирами во главе с Саад ад-Дином Шихабом и друзами во главе с Саидом аш-Шамсом и Саидом Джумблатом продолжались с последних дней мая, особенно в Дейр Мимас . Столкновения привели к перестрелкам в Хасбайе между христианами и друзами-крестьянами-боевиками из других деревень Вади-ат-Тайм. Прежде чем потери стали большими, османские подкрепления во главе с Юсуфом Ага вмешались, чтобы поддержать османский гарнизон во главе с Усман-беем, и остановили боевые действия в Хасбайе. Тем временем в близлежащем Шеба вспыхнули бои между друзами и христианами, что побудило Усман-бея вмешаться в деревню, а затем посовещаться с друзскими шейхами в Мардж-Швае, якобы чтобы получить от них заверения в том, что они прекратят боевые действия. Вскоре после того, как Усман-бей заверил христиан Хасбая, что атаки друзов прекратятся, друзы подожгли христианскую деревню в Вади-ат-Тайм и приступили к штурму Хасбая, где христиане, спасаясь от столкновений, искали убежища.

По совету Усман-бея большая часть христианской общины Хасбая укрылась в доме правительства Хасбая вместе с несколькими членами семьи Шихаби и сдала свое оружие, насчитывающее около 500 единиц. Сданные пистолеты вскоре были разграблены друзами, и, по словам британского консула, это было действительным намерением Усман-бея. Христиане Хасбая вместе со 150 христианскими беженцами из Карауна нашли убежище в доме правительства 3 июня. Около 400 человек нашли убежище в доме Найифы, сестры Саида Джумблата, из-за ее опасений, что собрание такого количества христиан в правительственном доме может поставить под угрозу жизнь многих из них. Многие христиане не доверяли Наифе из-за того, что она часто принимала Усман-бея, которому местные христиане все больше теряли доверие, и из-за того, что ее семья руководила друзами.

Друзы Вади-ат-Тайма получали многочисленное подкрепление из Мадждал-Шамса , Иклим аль-Баллана и равнины Хауран , и были тихо поддержаны Усман-беем. Армия друзов под командованием командиров Али Бей Хамада, Кенджа Ахмада и Хасана Ага Тавила собралась 3 июня вокруг Хасбая. Несколько сотен (возможно, до 1000) в значительной степени дезорганизованных и неопытных христиан из Хасбая также мобилизовались. После ожесточенных боев в тот день христиане, потерявшие 26 человек, сумели ненадолго оттеснить друзов, у которых погибло 130 человек, и приступили к сжиганию домов друзов в этом районе. 4 июня гораздо более крупные силы друзов нанесли поражение христианам после часовой атаки, и христианские войска бежали. Христиане, очевидно, ждали прибытия османских войск и защиты их, как было обещано, но этого не произошло.

После захвата друзами Хасбая их войска приступили к штурму дома правительства. Сначала друзы разыскали и убили 17 шихабитов, в том числе Эмира Саада ад-Дина, которого обезглавили и сбросили с крыши трехэтажного здания. Тогда боевики-друзы начали убивать укрывшихся там христиан. Бойцы-друзы убили около 1000 мужчин, взрослых и детей-христиан, пощадив женщин. Согласно рассказу выжившего христианина, «мужчин убивали в объятиях своих жен, а детей - в груди их матерей». Около 40-50 человек выжили после побега. 400 христиан, укрывшихся вместе с Найфой Джумблат, выжили, потому что она перевела их сначала в цитадель Джумблата Мухтара , а оттуда в порт Сидон, откуда они смогли добраться до Бейрута на британском

Продолжение следует


https://wiki5.ru/wiki/1860_Mount_Lebanon_civil_war

права человека, 1860, Религии, Ливан, история, Австрия, Россия, Великобритания, Турция, разоблачая ложь, history, Франция

Previous post Next post
Up