В то время, как в российских компаниях руководители ратуют за внедрение всевозможных стандартов, рядовые сотрудники подвергают жесткой критике вводимые в корпоративной среде правила, метко находя им емкие метафорические названия, типа: «Корпоративное бусидо» - учение о поведении сотрудников, которые подобно преданным самураям, должны демонстрировать свою лояльность компаниям, и посвящать свои лучшие годы жизни тем, кто не всегда их ценит. «Свод условностей» - сборник правил и ограничений, утративших связь с реальностью. «Убийца индивидуальности» - документ, равняющий всех под одну гребенку. «Законы офисного рабства» - правила, превращающие сотрудников в «винтики», в простых и послушных исполнителей. Вполне очевидно, что офисная жизнь по правилам лишает сотрудников радости и удовольствия, того самого фана (от англ. fun). Наверное, поэтому многие HR-ы постоянно ищут нестандартные способы мотивации для сотрудников своих компаний. Насколько успешными оказываются их поиски - это отдельный вопрос. Но, похоже, что и в стране самураев офисным сотрудникам живется несладко. Иначе, чем объяснить тот факт, что японцы мечтают о том, чтобы в их компаниях появились правила, позволяющие сотрудникам почувствовать, что о них заботятся, их ценят и думают об их развитии. Примерно год назад в Японии провели Интернет-опрос среди 1 100 респондентов, в ходе которого попытались выяснить, внедрение каких правил в компаниях они бы с радостью одобрили. Вот, что показал опрос:
Поощрение романтических отношений между сотрудниками компании (см. здесь)
Nihon Shokken
26.5 Three free meals a day (cook oneself)
3 бесплатных приема пищи в день (с учетом самостоятельного приготовления пищи)
Next Ninja
25.1 Overseas office system
Мобильный офис для сотрудников, дающий им возможность на пару месяцев уехать за границу поработать на компанию из за рубежа
Kayac
20.6 In-office currency
Внутриофисная валюта
Cybridge
14.9 Lateness penalty - all-body tights
Наказание за опоздания на работу
Global Flex Planning
11.8 Expenses Tweet approval system
Внедрение системы, позволяющей согласовывать и утверждать расходы через Твиттер
Spicysoft
10.7
60.5% участников опроса составили женщины, из них 10.8% - девушки в возрасте до 20 лет, 16.2% - в возрасте от 20 до 30 лет, 27.4% - в возрасте от 30 до 40 лет, 26.4% - в возрасте от 40 до 50, 9.3% - в возрасте от 50 до 60, и 9.9% - старше 60 лет