В славном городе Мюнхене целых три пинакотеки, Старая Пинакотека, Новая Пинакотека и Пинакотека Модерн. Увы, Новую Пинакотеку закрыли на ремонт, всерьез и надолго. Старая Пинакотека тоже требует ремонта, но закрывать сразу две пинакотеки отцы города не решились, так ведь и всех туристов распугать можно, один Октоберфест останется.
Старая Пинакотека это прежде всего прославленная в веках и проверенная временем классика, музей занимает почетное место в ряду знаменитых музеев мира. Как и в каждом музее, для меня там есть главная картина (или даже две), но мой выбор оказался непростым, конкурировали "Апостолы" Дюрера и "Похищение дочерей Левкипа" Рубенса. Победил Рубенс. Апостолы прекрасны своей духовностью и гуманизмом, но разыгравшаяся на картине Рубенса драма не имеет равных по экспрессии, композиции и раскрытию богатства пластических состояний человеческого тела.
Рубенс, Похищение дочерей Левкипа, 1617-1618
В основе картины лежит миф о братьях Диоскурах, Касторе и Поллуксе, сыновьях Зевса и Леды, похитивших дочерей царя Левкиппа - Гилайру и Фебу. Обе дочери были невестами своих двоюродных братьев, Идаса и Линкея. Идас и Линкей догнали похитителей и между ними ними завязалась жестокая борьба. Пораженный стрелою противника, Кастор упал, к нему на помощь поспешил Поллукс, но тут в схватку вмешался Зевс, видя неравную борьбу, он поразил своими громовыми стрелами Идаса и Линкея - дерзких юношей, вздумавших тягаться с его сыновьями - Диоскурами.
Диоскур Поллукс, видя, что его брат Кастор превратился в безжизненный труп, стал умолять Зевса возвратить Кастора к жизни, но повелитель богов ответил, что может только предложить Поллуксу на выбор следующее: или разделять жилище богов и быть вечно бессмертным, или вместе с братом-близнецом Кастором проводить полгода в мрачном царстве бога Плутона (в Аиде), а полгода на Олимпе.
Поллукс тотчас же выбрал последнее, не желая расставаться с братом. Тронутый такой нежною дружбой, Зевс превратил братьев Диоскуров в созвездие Близнецов.
Еще одна знаковая, полная динамизма и азарта картина Рубенса, Охота на Гиппопотама и Крокодила, 1615
А как же Апостолы, ведь они не просто Апостолы, а Апостолы из Старой Пинакотеки. Вы проходите через анфиладу комнат с шедеврами приближаясь к этому сокровищу музея.
И вот, знаменитый диптих перед перед вами
Принято считать, что мастер через апостолов точно передал четыре типа темперамента:
• меланхолик Павел - он в серо-белом одеянии на правой створке диптиха;
• холерик Марк - стоит рядом с Павлом;
• сангвиник Иоанн на противоположной створке в ярком красном хитоне;
• флегматичный задумчивый Пётр, опустивший голову.
Альбрех Дюрер, Портрет молодого человека, 1500
Ганс Бальдунг, один из самых талантливых учеников Дюрера, Две аллегорических фигуры, 1529
Николас Мас, ученик Рембрандта, два портрета, 1675-1680
Лукас Кранах, Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1520
Джорджоне, Портрет молодого человека, 1510
Очень необычный для того времени портрет в "пол-оборота".
Рогир ван дер Вейден, Поклонение волхвов, 1455
Французской живописи в Старой Пинакотеке немного, но зато какая!
Франсуа Буше, Мадам де Помпадур, 1756
Представлять эту знаменитую персону вряд ли требуется!
Франсуа Буше, Отдыхающая девушка, 1753.
Считается, что на картине изображена пятнадцатилетняя Луиза О’Мерфи, одна из фавориток короля Людовика XV
Еще одна фривольная картина, на этот раз Фрагонара, Девочка с собачкой, 1775-1777
Ох уж эти французы, революция на носу, а они все развлекаются!
Питер Брейгель Старший, Страна лентяев, 1567
Питер Брейгель Старший, Голова крестьянки, 1564
Ян Брейгель Старший, Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, копия кратины Питера Брейгеля Старшего.
Питер Брейгель (Старший) передал оригинальную картину по наследству своему сыну - Яну Брейгелю, который, в свою очередь, завещал ее архиепископу Миланскому Федерико Борромео. Архиепископ заказал копию данной картины и вернул оригинал обратно семье художника. Очень странная картина, выполненная в черно-белой палитре.
Фердинанд Бол, Старшины амстердамской гильдии торговцев вином, 1659
Неизвестный художник, автор серии картин, рассказывающих об истории Иосифа, 1495-1505
В Мюнхене находится самая первая из серии, Иосиф и жена Понтифара.
Рафаэль, Мадонна Темпи, 1507 - 1508
Картина названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи, для которой была написана и у потомков которой её приобрёл для своего собрания Людвиг I в 1829 году. Картина была привезена из Флоренции в Мюнхен после почти двадцатилетних переговоров и многих усилий вызволить её у прежних владельцев.
В заключение, картина, которой не было в текущей экспозиции, но которая много лет назад произвела на меня огромное впечатление.
Лука Кранах, Портрет Рудольфа Агриколы, 1532
Прощаемся с музеем...
P.S. Оказалось я был неправ насчет возможного закрытия Старой Пинакотеки на ремонт, ремонт там уже был и длился он два года. Видимо, чисто косметический, глобально ничего как в Лилле или Антверпене не перестраивали. Но снаружи здание музея выглядит старым и мрачным, как будто никакого ремонта и не было.
P.P.S. В сквере перед музеем находится весьма символическая скульптура, при виде ее сразу догадываемся, что нам пора в Пинакотеку Модерн.