Дом Ленбаха обладает прекрасной коллекцией художников Мюнхенской школы, но по настоящему знаменит он благодаря обширному собранию работ членов объединения "Синий всадник".
Объединение "Синий всадник" (Der Blaue Reiter) было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от "окаменелых традиций академической живописи". Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Пауль Клее, Франц Марк, Габриэль Мюнтер, Альфред Кубин и Генрих Кампендонк. В выставках, проводимым объединением, участвовали Давид Бурлюк и Наталья Гончарова.
Творчество художников объединения было яркой вспышкой на закате серебряного века, конец которому положила мировая война.
Франц Марк, Синий конь I, 1911
Франц Марк, Тигр, 1912
Август Маке, Зоосад 1, 1912
Гегрих Кампедонк, Лес, девушка и козел, 1917
Август Маке, В цирке, 2011
Габриэль Мюнтер, Повозки с соломой, 1911/12
Василий Кандинский, Мюнхен, английский сад, 1901
Через десять лет после английского сада
Кандинский, Impression III (концерт), 1911
В Доме Ленбаха хранится самая большая в мире коллекция работ Кандинского. То, как она туда попала, заслуживает отдельной истории. Габриэль Мюнтер посещала художественный класс, который вел Василий Кандинский. Изначально Кандинский привлек Габриэль как интересный учитель и у них сложились дружественные отношения. Дружественные отношения довольно быстро переросли в романтические. Габриэль тогда было 25, Кандинскому 36 и он был женат, но это их не смутило. В 1903-ем они обручились. Началась скрытная жизнь, то вместе - в путешествиях, то порознь - в Германии.
Василий Кандинский, портрет Габриэль Мюнтер, 1905
Василий Кандинский, Габриэль Мюнтер на пленере
Лето 1908-го года пара провела вместе в Мурнау, маленьком городке недалеко от Мюнхена. Им там настолько понравилось, что в следующем году Кандинский и Мюнтер купили в Мурнау дом, и стали жить там открыто. Дом в Мурнау стал гостепреимным прибежищем для многочисленных друзей, среди которых было много русских и соседи стали называть его "Русским Домом".
Габриэль Мюнтер, Русский Дом, 1931
В 1911 году Кандинский официально развелся с женой, однако вступать в брак с Мюнтер не спешил. С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву. Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, Кандинского эта ситуация угнетает. Зимой 1915 года они вновь встречаются, в Стокгольме. У Василия не хватает мужества порвать с Габриэль открыто. Весной 1916 он уезжает, пообещав заняться бумагами для брака. И зимой 1917 года он женится. Но - не на Габриэль, а на Нине Андреевской, с которой познакомился в Москве за полгода до этого. Мюнтер об этой свадьбе он не сообщает… Мюнтер безрезультатно пыталась его найти, писала письма, но они оставались без ответа. Только спустя четыре года, в 1921 году, он вышел на связь - через своего адвоката. Кандинский требовал вернуть ему его личные вещи и картины. Часть предметов она вернула, часть осталась ей в качестве “компенсации морального ущерба”.
Василий Кандинский, Импровизация 18, 1911
После расставания с Кандинским Мюнтер забросила искусство, пытаясь найти себя в чем-то другом. К рисованию она вернулась лишь спустя 10 лет после бегства Кандинского, в 1927. Однако продолжала вести замкнутый образ жизни, мало кого допуская к себе. В годы фашизма, когда беспредметное «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, архив и работы Кандинского она прятала в подвале собственного дома, серьезно рискуя.
Мюнтер сохранила в числе прочих ранние картины Кандинского, созданные до того, как он ударился во все тяжкие.
Василий Кандинский, Воскресенье, старая Россия, 1903
Жизнь, полная красок, 1907
В 1957 году Мюнтер передала архив и картины городу Мюнхену, так они оказались в Доме Ленбаха. Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив своего учителя и несостоявшегося мужа почти на 18 лет.
Василий Кандинский, Дама в Москве, 1912
Очень странная картина, шаг в сторону от уже устоявшего стиля абстрактной живописи
Еще один шаг в сторону, Апокалиптический всадник I, 1911
Святой Георгий II, 1911
Картин Кандинского в коллекции много, в общей сложности Мюнтер передала 90 живописных работ, буду приводить их по возможности в комментариях.
Франц Марк, Птицы, 1914
Франц Марк, Олень в лесу, 1912
Франц Марк, Олени в снегу II, 1911
Август Маке, Шляпный магазин, 1913
Август Маке, Променад, 1913
Pierre Girieud, Портрет художницы Эмилии Шарми, 1908
Алексей Явленский, Портрет танцора Алесксандра Сахарова, 1909
Сравните с портретом, написанным Марианной Веревкиной (находится в музее города Аскона, Швейцария), какой вам больше приглянулся?
Прощаемся с музеем, нас ждут мюнхенские пинакотеки.
В посте использованы материалы с сайта, посвященного
Василию Кандинскому и
статьи Марии Барановой в журнале
Иные Берега