Originally posted by
judeomasson at
Американская армия - самый большой миф ХХ века? Часть 7 Продолжение. Начало можно прочитать
здесь, вторую часть
здесь, третью
здесь, четвертую
здесь, пятую
здесь, а шестую
здесь.
Напомню что я комментирую статью под названием "
Американская армия - самый большой миф ХХ века", автор которой некто
Константин Колонтаев - человек, который не только не имеет военного образования, но даже в армии не служил, но несмотря на это имеет наглость давать оценки действиям американской армии.
В предыдущей части я прокомментировал бредни Колонтаева о потерях американцев в живой силе, а теперь я хочу опровергнуть его вранье о потерях техники, самолетов и танков. Цитата:
В результате соотношение американских потерь в различных видах боевой техники оказалось в этой войне очень необычным: 400 танков и около 600 боевых самолётов - тогда как во время первой войны с Ираком американцы потеряли 150 самолётов и 600 танков.
Естественно что никаких источников из которых он взял эти фантастические цифры он как всегда не предлагает. С какого потолка он взял эти цифры, не понятно. Тем не менее попробуем выяснить сколько на самом деле американцы потеряли танков и самолетов. Начнем с самолетов, а точнее с одного специфического вида самолетов - так называемых "невидимок" F-117 выполненных по технологии "Стелс". Цитирую:
Гигантские потери американской авиации над Багдадом и в его окрестностях начались буквально в первый час войны. Информагентства сообщили, что в первый налёт на Багдад отправились 20 лёгких бомбардировщиков типа F-117А ("Стелс"). Потом поступили сообщения, что непосредственно на объекты в Багдаде сбросили бомбы два F-117А. Вопрос: а куда делись остальные 18 "стелсов" из 20 вылетевших к Багдаду? Ответ напрашивается простой: эти 18 самолётов были сбиты иракской ПВО во время прорыва к Багдаду.
Я помню что в те дни, я, как и большинство американцев, внимательно следил за сообщениями информационных агентств, но о двадцати F-117, которые якобы участвовали в операции в первый день, я впервые узнал из статьи Колонтаева. Я не знаю что за информационные агентства сообщили, наверное, лично Колонтаеву о двадцати F-117, но всему остальному миру подавляющее большинство информационных агентств сообщили что в первые сутки в операции участвовали всего два F-117. Им была поставлена специфическая задача разбомбить бункер в котором предположительно находился Саддам Хуссейн с сыновьями и его ближайшее окружение. Вот что например писала
Нью Йорк Таймс. Цитирую:
According to two senior military officials, American forces launched about three dozen Tomahawk cruise missiles from four cruisers and destroyers and two submarines operating in the Red Sea and the Persian Gulf as part of an effort to kill Mr. Hussein, his two sons and other senior members of the leadership. Two F-117A Stealth fighters each dropped two one-ton satellite-guided bombs.
Перевод:
По словам двух высокопоставленных военных, американские войска выпустили около трех десятков крылатых ракет Томогавк из четырех крейсеров и эсминцев и двух подводные лодок в Красном море и Персидском заливе как часть усилий, чтобы убить Хусейна, его двух сыновей и других высокопоставленных членов руководства. Два бомбардировщика F-117A Stealth каждый из которых сбросил две однотонные бомбы спутниковым наведением.
В статье речь идет только о двух F-117. Ни о каких двадцати F-117 не сообщали не только Нью Йорк Таймс, но ни одно информационное агентство вообще. Для примера я даю ссылки на страницы на сайтах некоторых очень авторитетных агентств, на которых были опубликованы описания первого дня операции -
USA TODAY,
CNN,
PBS (Public Broadcasting Service),
BBC,
FoxNews. В
википедиа есть статья, в которой на основе сообщений информационных агентств перечислены главные события этой войны в 2003 году. Вот что там написано о начале суток 20 марта:
At approximately 02:30 UTC, or about 90 minutes after the lapse of the U.S. 48-hour deadline for Iraqi President Saddam Hussein and his sons to leave Iraq, at 5:30 am local time, explosions were heard in Baghdad. According to The Pentagon, 36 Tomahawk missiles and two F-117 launched GBU-27 bombs were used in this assault.
Перевод:
Примерно в 2:30 UTC, или около 90 минут по прошествии 48-часового срока данного президенту Ирака Саддаму Хусейну и его сыновьям покинуть Ирак, в 5:30 утра по местному времени, в Багдаде были слышны взрывы. По данным Пентагона, были выпущены 36 ракет Томогавк и два F-117 сбросили GBU-27 бомбы которые использовались в этом нападении.
И опять речь идет только о двух F-117. Ни про какие двадцать F-117 ничего не сказано. Позже, уже в июле 2003, на сайте
журнала ассоциации ВВС США была опубликована статья, в которой подробно расписан первый день операции именно для авиации. Там тоже говорится только о двух самолетах, даже имена летчиков приводятся. А еще позже, уже в 2009 году, на сайте CBS News была опубликована
статья, в которой дан обзор того что сообщали информационные агентства 20 марта 2003 года. Из американских агентств перечислены - Chicago Tribune, The Detroit Free Press, The San-Jose Mercury News, U.S.A Today, The Washington Post, а из иностранных - The Japan Times, The Jerusalem Post, The Jordan (Amman) Times, Daily Telegraph. В этом перечне есть даже российское Tass News Agency. Но ни одно из информационных агентств не сообщало о двадцати F-117.
Ну и наконец осталось процитировать самое главное информационное агентство, это официальный сайт Военно-воздушных сил США. Там в
статье посвященной F-117, об участии F-117 во второй войне в Ираке говорится следующее:
Returning to the skies over Baghdad, F-117A's launched Operation Iraqi Freedom with a decapitation strike on March 20, 2003. Striking key targets in the toppling of Saddam Hussein's regime, 12 deployed F-117s flew more than 100 combat sorties in support of the global war on terrorism.
Перевод:
Вернувшись в небо над Багдадом, F-117A начали операцию "Иракская свобода" 20 марта 2003 года с обезглавливающих ударов. Поражая ключевые цели в свержении режима Саддама Хусейна, 12 дислоцированных F-117 совершили более 100 боевых вылетов в поддержку глобальной войны с терроризмом.
"Вернувшись в небе над Багдадом" означает что F-117 применялись еще в первой войне против Саддама Хуссейна в 1991 году, а во второй войне их всего было задействовано 12. Поэтому двадцать F-117 никак не могло участвовать в первый день, а как следствие не могло быть сбито 18. В первый день войны из этих 12 участвовали только два, которые совершили два боевых вылета. Остальные 98 боевых вылетов были совершены в другие дни. Ни о каких потерях нигде не сообщается. Единственный F-117 был сбит не в Ираке, а в Югославии в 1999 году при очень интересных обстоятельствах.
База F-117 во время операции в Югославии находилась в Италии. Американцы видимо были настолько уверенны в неуязвимости F-117 что расслабились, в результате чего посылали F-117 на задание по одному и тому же маршруту и без прикрытия, чего никогда не делали с другими самолетами. В тоже самое время у сербов была своя агентура в Италии, которая сообщала им точное время и маршрут F-117. Зная эту информацию, сербы решили устроить "засаду" F-117.
Колонтаев совершенно справедливо заметил что...цитирую:
Но "невидимость" самолётов этих типов - миф. Она существует только для американских и натовских радиолокаторов. Радиолокаторы советского производства, даже 40-летней давности, имея другие частоты электромагнитного излучения, их прекрасно видели. Но они по своему излучению очень быстро обнаруживались американскими и британскими самолётами и поражались специально для этого предназначенными авиационными ракетами.
Правда Колонтаев забыл уточнить что эти радары обладали очень низкой точностью, но в данном конкретном случае это компенсировалось знанием маршрута. А чтобы радары не были уничтожены, сербы их включали на очень короткое время и тут же перемещали в другое место. Таким образом они использовали радар как вспомогательное средство, а главное это было точное знание маршрута. В результате сербам удалось вычислить координаты F-117 и сбить его. Но это было единственным исключением. После этого американцы начали начали постоянно менять маршруты F-117 и посылали их только с прикрытием в сопровождении истребителей, вооруженных ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Больше ни одного F-117 сбить никому не удалось.
Эту историю я знаю не из американских источников, а из самого что ни на есть первоисточника. О том как удалось сбить F-117
рассказал полковник в отставке Дани Золтан, который командовал той самой батареей которая сбила F-117. Но вернемся в Ирак.
Напомню что тем двум F-117, которые приняли участие в операции в первый день, была поставлена специфическая задача, разбомбить бункер в котором предположительно находился Саддам Хуссейн, его сыновья и ближайшее окружение. Как известно никого в этом бункере не оказалось, но я хочу сейчас обратить внимание на другой момент. Если верить Колонтаеву, то тупые американцы даже не знали что Саддам Хуссейн никакой власти не имел, а вся власть принадлежала Тарику Азизу. Правда надо заметить что не только американцы, но и вообще никто в мире кроме Колонтаева об этом не знал. Вот что он пишет:
Дало было в том, что сам иракский режим оказался не столь тоталитарным, как это выглядело внешне. Вклады в зарубежных банках, целый комплекс других связей с Западом и вызвали у правящей элиты Ирака готовность капитулировать. А иракские генералы только исполняли капитулянтские приказы политического руководства по ведению опереточной войны, во время которой сопротивление иракской армии и иностранных добровольцев служило аргументом в торге о более благоприятных условиях капитуляции. А фигура "великого и ужасного" Саддама Хусейна выполняла роль козла отпущения. Реально Ираком управляли другие люди. Одним из них был, например, Тарик Азиз, который после капитуляции Ирака перебрался в Англию и которого никто никаким судом судить не собирается.
На самом деле ни в какую Англию Тарик Азис не перебрался. Это такое же вранье как и все остальное в этой статье. Вот что о дальнейшей судьбе Тарика Азиза говорится в
википедиа:
29 апреля 2008 года иракский Верховный трибунал предъявил Тарику Азизу обвинения в казни 40 торговцев в 1992 году. Тогда 42 иракских рыночных торговца были казнены спустя несколько часов после ареста по обвинению в искусственном завышении цен на товары первой необходимости в условиях введенных против Ирака санкций. По этому обвинению Тарик Азиз 11 марта 2009 года был приговорён к 15 годам тюремного заключения. Впоследствии, 3 августа 2009 года, он был дополнительно приговорён к 7 годам тюремного заключения за участие в насильственном выселении курдов из северо-восточных районов Ирака.
26 октября 2010 года Азиз был приговорён к смертной казни за участие в расправах над мусульманами-шиитами в 1999 году. Однако 17 ноября президент Ирака Джаляль Талабани отказался подписать смертный приговор для Тарика Азиза и фактически помиловал его. Спустя несколько дней, 29 ноября, по другому делу суд приговорил его к 10 годам лишения свободы за преступления против шиитской религиозной группы курдов-файли.
16 марта 2011 года Высший уголовный суд Ирака приговорил Тарика Азиза к пожизненному заключению по обвинению в причастности к убийствам шиитских политических деятелей в 1980-е гг.. 21 апреля того же года суд оправдал его по делу об убийстве в 1994 году в Бейруте иракского диссидента, старейшины иракского племени Бану Тамим Шейха Талиба аль-Сухайля аль-Тамими[13]. В связи с тяжёлым состоянием здоровья, Тарик Азиз через своего адвоката 18 августа передал письмо премьер-министру страны Нури аль-Малики с просьбой ускорить его казнь.
Это все называется "никто никаким судом судить не собирается"? Но вернемся к самолетам. Цитата из статьи Колонтаева:
В период с 19 марта по 4 апреля 2003, когда ПВО Багдада управлялась централизованно, по сообщениям различных информагентств, ежедневно только над городом сбивалось от 3 до 5 американских самолётов.
Как и в случае с мифическими двадцатью F-117 Колонтаев никаких конкретных информационных агентств не называет и ссылок не дает. Я бы опять мог сделать обзор того что на самом деле сообщали информационные агентства о сбитых самолетах, но это сделали и без меня. В википедиа есть
статья в которой перечислены все инциденты с самолетами и вертолетами именно на основании сообщений информационных агентств с указаниями конкретных дат, обстоятельств при которых произошел инцидент, типов самолета или вертолета, количество погибших, если таковые имеются, и конечно ссылки на источники. По данным этих источников коалиция потеряла 129 вертолетов и 24 самолета, причем только 46 из них были сбиты в результате огня противника, а остальные это либо технические неисправности, либо ошибки пилотов, либо в результате "дружественного огня". Что касается первой войны в Персидском заливе, то
здесь собрана информация по потерям авиации в период с войны во Вьетнаме до 2003 года, откуда видно что 150 самолетов сбитых в первой войне в заливе, также как и 600 самолетов во второй, 18 из которых F-117, существуют только в больном воображении Колонтаева.
Чтобы как-то обосновать абсолютно не реальные цифры потерь авиации союзников, Колонтаев пытается доказать что ПВО Ирака обладала такой сверх эффективностью благодаря украинским системам радиоэлектронной разведки под названием "Кольчуга". Вот что он об этом пишет:
Принципиальное значение "Кольчуг" для ПВО Ирака заключалось в том, что они не являлись радиолокаторами в прямом смысле. Это очень чувствительные радиопеленгаторные станции. Они сами ничего не излучают и поэтому не могут быть обнаружены. Но они способны обнаруживать воздушные цели даже по сравнительно слабому излучению их бортовой радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры.
Единственный недостаток "Кольчуги" - что эта станция не может точно обнаруживать цель в одиночку. В этом случае она определяет только направление, откуда движется цель. Поэтому для полноценного обнаружения воздушных целей должно работать одновременно три станции, образуя "триангуляционную координатную систему". Тогда они выдают полные координаты цели (расстояние, высоту, направление, скорость).
Колонтаев пишет о том что 4 кольчуги в 2002 году были проданы Ираку, что вызвало скандал, и это действительно имело место быть, однако возможности "Кольчуг" сильно преувеличены, а возможность обнаруживать невидимки это вообще миф. Правда преувеличивает возможности "Кольчуги" не только Колонтаев, а слухи и спекуляции о возможностях "Кольчуг" широко распространены и без него. Распространены они настолько что в статье про "Кольчуги" в
википедиа есть специальный раздел, который так и называется - "Слухи и спекуляции об эффективности" (
Rumours and speculation of performance). Там перечисляются 5 слухов и к каждой из них дается комментарий. Прежде чем цитировать, я напомню про еще одну особенность, о которой Колонтаев не упомянул. Это то что кольчуги могут обнаруживать цель только в пределах прямой видимости (line-of-sight). Итак, вот эти 5 слухов, которые видимо распространяют сами разработчики (выделены жирным), и их опровержения:
- Кольчуги якобы имеет диапазон 800 км.Они определенно достаточно чувствительны чтобы увидеть сильные источники энергии на таком расстоянии. Тем не менее, аргументы базовой линии "line-of-sight", изложенные в разделах выше, показывают, что для этого требуется чтобы самолеты летали на непрактично больших высотах и/или станции Кольчуга должны быть развернуты на очень высоких горах. Таким образом, хотя это технически возможно, но в реальном бою очень маловероятно.
- Кольчуга якобы может обнаружить стелс-самолеты США по их радио-и радиолокационных излучениям.Хотя технически это возможно, но стелс-самолеты в бою не излучают радиоволн, так что этот режим работы в военном отношении бесполезен .
- Кольчуга якобы достаточно чувствительна, чтобы обнаружить стелс-самолетов США из нетрадиционных источников радиоизлучения, в том числе излучение от инверсионного следа и электромагнитных помех от двигателя.Технически уровни мощности этих источников, настолько малы, что энергии Кольчуги недостаточно для измерения этих эффектов в одном месте, не говоря уже о двух или более необходимых для триангуляции. Их также почти невозможно отличить от нормального шума радиочастотного фона и они не похожи на обычные типы излучений, которые Кольчуга использует для приема и анализа.
- Кольчуга является достаточно чувствительной чтобы работать как двухпозиционный радиолокационный приемник.Это, вероятно, справедливо для конкретного случая прямого рассеяния, в которых поверхность рассеяния даже стелс-самолетов может очень большой в течение нескольких минут. Однако достижение прямого рассеяния одновременно для двух или более приемников геометрически невозможно, поэтому триангуляция работать не будет. Во-вторых, если Кольчуга не была специально разработана для работы в качестве бистатического приемника радиолокатора с определенным типом радара и нет никаких доказательств того что Кольчуги развертывается в сочетании с конкретными типами радаров ей будет не хватть необходимых согласованных фильтров требуемых для надежного обнаружения отраженных импульсов в присутствии шума. Поэтому, если этот эффект работает вообще, он вероятно будет ненадежным и мимолетним.
- И наконец, на мой взгляд, самое главное.Украинские источники часто делают заявления, такие как "Кольчуги на голову выше всех американских, русских, французских, чешский, или бразильских разработок в этой области". Такие заявления являются необоснованными и чистой спекуляцией, так как производительность и даже существование многих систем ESM [Electronic warfare support measures или Electronic warfare support measures системы радиолектронного противодействия (прим.мое)] строго засекречены и не отслеживаются SIGINT [Signals intelligence - электронная разведка (прим.мое)]. Это может или не может быть правдой, но к этому следует относиться с осторожностью, особенно учитывая то что те, кто делает такие заявления часто либо журналисты либо те, кто заинтересован в экспорте системы.
Тоже самое, но более подробно, описано в
докладе составленном экспертами известного австралийского исследовательского института занимающегося вопросами военно-воздушных сил "
Air Power Australia". Там делается подробный разбор характеристик "Кольчуги" и аналогичных систем. Текст этого доклада пересыщен техническими и научными терминами, поэтому его трудно цитировать. Поэтому я кратко расскажу своими словами.
Например, кроме того что я цитировал из википедиа, там говорится о том что благодаря тому что в современных самолетах, особенно VLO (Very Low Observable - очень малозаметные), применяются специальные передающие антены типа "активная фазированная антенная решётка", "Кольчуга" может только поймать сигнал, да и то не всегда, но вычислить координаты, скорость и направление с помощью триангуляции практически невозможно. Поэтому против таких самолетов "Кальчуга" может использоваться толька как система раннего оповещения типа - "где-то что-то летит", а если американская авиация будет наносить массированный удар, то и это не поможет так как во время выполнения атаки американские летчики используют "
режим радиомолчания", то есть отключают все передатчики.
Единственное для кого эти системы могли быть опасны в Ираке, это для самолетов совершающих патрулирование бесполетных зон. Именно из-за этого американцы подняли шум. Об этом писали в
статье посвященной скандалу с поставками кольчуг в Ирак, опубликованной на сайте BBC, в октябре 2002 года, то есть за 5 месяцев до начала операции. Цитирую:
Очень трудно найти точную информацию о возможности системы среди всех темных конспирологических теорий.
Тем не менее, в отличие от обычных радаров которые посылают волны, которые отражаются от цели, Кольчуги является пассивной системой.
Другими словами, она обнаруживает излучения, которые излучает самолет.
Это делает ее не способной обнаруживать самолеты с технологий скрытности и уклонения от радаров, потому что по определению, эти самолеты практически не имеют активных излучений.
Если система Кольчуга используется в Ираке, она представляет гораздо большую угрозу для обычных, не антирадарных самолетов, типа британских и американских военных самолетов, которые патрулируют запретные для полетов зоны над Ираком каждый день.
И наконец:
Кольчуга будет мало эффективной в любом крупномасштабном американском нападении на Ирак, когда ПВО страны в целом станет первой целью.
Через 5 месяцев, после написания этой статьи, именно так и произошло, а Колонтаев, который живет на Украине, видимо начитавшись рекламных проспектов и заказных статей про чудо-кольчугу, посмотрел на потолок и увидел там 600 сбитых самолетов. Все очень просто.
Продолжение следует.