Минск, площадь Независимости. 1 февраля 2022 года

Apr 17, 2022 11:59

Продолжение рассказа о нашей поездке в Беларусь. Предыдущие посты про Минск:

Из Гродно в Минск. 31 января 2022 года
Минск: станция метро "Немига" и музей Великой Отечественной войны. 1 февраля 2022 года

После музея мы с Полиночкой перешли через проспект Победителей, прошагали немного обратно в сторону Немиги и зашли в кофейню при гостинице «Юбилейная». Кофе получился недешёвый, но вкусный.
Затем мы прошли ещё совсем чуть-чуть и посетили книжный магазин «Светоч», в котором я ранее уже бывал неоднократно. Я тщетно пытался найти ряд белорусских книг прошлого и позапрошлого десятилетия - не было их в наличии. Зато нашёл вот такую книгу по психологии. Покупать, конечно, не стал:

И вот такие портреты Лукашенко. Несколько маленьких прикупил на память. Плюс ещё взял несколько отличных открыток с рисунками на тему послевоенного Минска.

Барельеф «Слава победителям» на углу проспекта Победителей и Немиги:

Мы отправились по Немиге в сторону площади Независимости. Петропавловский собор на Немиге - старейший из сохранившихся в Минске храмов, его построили в 1612 году. Первые три столетия своей истории церковь постоянно перестраивалась и меняла названия, но оставалась православной.

С 1933 года по декабрь 1941-го храм был закрыт. При немцах богослужения здесь возобновились - на три года. В декабре 1944 года Петропавловский собор вновь закрыли и перестроили, чтобы разместить в нём государственные архивы БССР. Во время войны была разрушена одна из колоколен храма.
В 1970-е годы Петропавловский собор был полностью отреставрирован, а в декабре 1991 года тут возобновились службы, собор был заново освящён.

С Немиги мы свернули на улицу Городской Вал, а оттуда вышли на начало проспекта Независимости, оказавшись, наконец-то, на площади Независимости. Одна из визитных карточек площади - Красный костёл, или, точнее, костёл Святого Симеона и Святой Елены.

Костёл был построен в 1905-1910 годах в смешении стилей -неороманского и неоготики. Храм строил на свои средства минский дворянин Эдвард Войнилович. Он посвятил костёл двум своим рано умершим детям - Симеону и Елене. А вообще Войнилович был довольно известным государственным деятелем и меценатом. Он построил на свои средства ещё несколько католических и православных церквей. В годы Гражданской войны ему пришлось уехать в Польшу, где Войнилович и умер в 1928 году. Однако в 2006 году останки Эдварда Войниловича были перезахоронены под стенами Красного костёла.

В годы советской власти костёл ожидала трудная судьба. Он был закрыт в 1932 году, вновь открыт во время немецкой оккупации, сразу после войны снова закрыт. Какое-то время планировалось даже взорвать костёл (а в послевоенной Беларуси это практиковалось очень широко). В итоге в здании храма был размещён музей истории белорусского кино. В 1970-е годы были обновлены витражи костёла. Вот как они выглядят сейчас:

В 1990 году Красный костёл вернули католикам, но злоключения храма на этом не закончились. Совсем недавно храмовой общине был предъявлен иск за реставрацию костёла, проведённую в 2017-2019 годах. Сумма иска очень велика. Возможно, эти «тёрки» связаны с позицией католической церкви по государственным проблемам Беларуси. Известно, что все диоцезы римско-католической церкви в республике находятся под сильным влиянием соседних польских прелатов. В Беларуси очень много католических священнослужителей-поляков, так как обученных священников-белорусов не хватает. В очень многих белорусских костёлах можно изучать польский язык за очень умеренную плату. Естественно, всё это не вызывает особой радости у властей Беларуси.
Моя прекрасная Полиночка на фоне преКрасного костёла:

Конечно, самое известное здание на площади Независимости - это Дом правительства, построенный в 1930-е годы по проекту архитектора Иосифа Лангбарда. Свежей фотографии я почему-то не сделал, поэтому придётся воспользоваться фоткой из уже далёкого октября 2014 года:

Это здание (как и Красный костёл) было одним из немногих уцелевших в Минске к моменту его освобождения в июле 1944 года. Впоследствии Дом правительства многократно перестраивался и дополнялся новыми корпусами. Но Совет министров Беларуси до сих пор работает здесь, равно как и Палата представителей Национального Собрания, и ещё ряд госструктур.
Напротив Дома правительства, на другой стороне площади Независимости, также стоят здания государственных учреждений. Они тянутся на несколько сотен метров и представляют собой фактически единый комплекс.

Вот здесь находятся Минский горисполком (по центру) и Минский городской совет депутатов (справа на фото):

А вот в этом красивом здании размещается управление Минского метрополитена:

Пора уже было возвращаться в хостел. Мы развернулись и пошли по проспекту Независимости в сторону площади Победы.
Перекрёсток проспекта Независимости и Комсомольской. Красивый дом с часами на углу. Напротив него тоже находится дом с часами - КГБ Беларуси. За грузовиком - памятник Дзержинскому и пешеходная аллея, ведущая к стадиону «Динамо».

Октябрьская площадь возле одноимённой станции метро и Дворец республики, он же Саркофаг. Строительство дворца началось в 1985 году, но потом надолго остановилось из-за экономических трудностей. Поскольку в 1986 году случился Чернобыль, то прозвание «Саркофаг» явно происходит от той катастрофы. Достроили дворец только в 1997 году, а отделочные работы продолжались ещё четыре года. Во дворце есть два зала - Большой (на 2700 человек) и Малый (на 470).

Мы с Полиночкой вернулись в хостел, немного отдохнули, а уже совсем вечером опять сходили в ресторан «Васильки» на проспекте Независимости, 58. Заказали вот такой 6-стопочный сет разных настоек и наливок плюс немного еды и какого-то запивона. Себе я взял вкусные драники (те, что на фото). Всё вместе вышло на 29,6 Бр, то есть на 889 российских рублей по тому курсу.

Вот так и закончился насыщенный день 1 февраля!

книги, Лукашенко, история, алкоголь, кухня, церковь, политика, Беларусь, ресторан, СССР, архитектура, туризм, Минск, Полиночка Евгеньевна, конструктивизм