Болгария, Варна. Морской музей, 4 января 2020 года (часть первая).

Mar 18, 2021 10:27


Ниш - София - Варна, 30 декабря 2019 года
Морской маяк и порт Варна, 31 декабря 2019 года
Приморская часть Варны, 31 декабря 2019 года
Прекрасная архитектура Варны, 31 декабря 2019 года
Памятники и коты Варны, 31 декабря 2019 года
Новогодняя ночь в Варне, 31 декабря 2019 года
Памятники графам, царям и морякам, 1 января 2020 года
Памятник 8-му Приморскому пехотному полку армии царской Болгарии, 1 января 2020 года
Памятник советско-болгарской дружбе, 1 января 2020 года
Немного варненского околофутбола, 1 января 2020 года
Этнографический музей в Варне, 2 января 2020 года
Парк-музей "Владислав Варненчик", 2 января 2020 года
Варненский автопарк
Археологический музей в Варне, 3 января 2020 года (часть первая)
Археологический музей в Варне, 3 января 2020 года (часть вторая)
Ретро-музей эпохи социализма, 3 января 2020 года

Варна - это морская столица Болгарии. Логично, что здесь есть отличный военно-морской музей. Он и находится недалеко от побережья Чёрного моря, а именно - на бульваре Приморски, дом 2. Вход в музей обошёлся мне бесплатно, так как я ещё 3-го января оформил себе суточную карту "Варна Сити кард".

Военно-морской музей Болгарии был основан в городе Русе (Рущук) в 1883 году - почти сразу после восстановления государственности Болгарии. В 1921 году музей был перемещён в Варну как в главный торговый и военный порт Болгарии. Первоначально музею принадлежали две комнаты в Женской гимназии в центре города, а с 1955 года он получил своё нынешнее здание на Приморском бульваре.

В музее работает две экспозиции - внутрення и внешняя. В этом посте расскажу о внутренней.

Рисунок корабля Одиссея, плывущего мимо острова с сиренами. Возможно, это было где-то в нынешнем Чёрном море. Правда, в музее корабль Одиссея почему-то назван "Арго", хотя это название корабля Ясона и его арнонавтов при походе за золотым руном.

Первые заметные болгарские военно-морские силы отмечаются на Чёрном море в XIV веке. Вот, например, один из экспонатов музея - договор болгарского царя Ивана Александра с венецианцами от 1347 года. Таможенная пошлина для прохода кораблей через болгарские воды согласно этому договору составляла для Венеции 3% от суммы. Если же купцам не удавалось вообще сбыть никакой товар, то они могли спокойно уйти в другие страны и порты, не уплачивая пошлину.


Но, конечно, тогда всё это было несерьёзно и ненадолго - уже к концу столетия Болгария попала под власть Османской империи, и Чёрное море стало эдаким "турецким озером". Эти корабельные пушки XVI века, обнаруженные подводными археологами, наверняка стояли на вооружении османских кораблей:


Разумеется, в появлении военно-морского флота независимой Болгарии главную роль сыграли русские моряки. В музее выставлена униформа наших моряков эпохи русско-турецкой войны 1877-1878 годов, а также детали кораблей и вооружения:


В начале XX века Болгария активно развивала собственный ВМФ. На заграничных верфях было заказано несколько миноносцев, эмблемы с названиями которых видны справа на фото: "Дерзкий", "Храбрый", "Летящий" и другие. Именно "Дерзкий" одержал первую морскую победу в истории болгарского флота - во время Первой Балканской войны этот эсминец в ночь на 8 ноября 1912 года с расстояния всего в 60 метров поразил торпедой турецкий крейсер "Хамидие". Крейсер остался на ходу, но туркам пришлось отступить.


Мощные лампы, применявшиеся в черноморских маяках Болгарии в первой половине ХХ века:


Водолазное оборудование той же эпохи:


Награды стран Четверного союза в годы Первой мировой войны - болгарские, австрийские, немецкие (характерный кайзеровский Железный крест) и турецкие. Так, справа от Железного креста - орден Османие 4-й степени, который вручался с 1862 года. А крайняя справа награда - это Военная медаль, известная в англоязычной среде как "Галлиполийская звезда", а в германоязычной - как "Железный полумесяц".

Увы, болгарский ВМФ одерживал победы не только над турецким флотом. 25 февраля 1916 года южнее Варны подорвался на болгарской мине и затонул русский эсминец "Лейтенант Пущин". Позднее ряд приборов с этого корабля были подняты ныряльщиками:


Ещё одним российским судном, затонувшим в те годы около Варны, стала парусно-моторная яхта "Колхида". В годы Первой мировой войны яхта отвечала за радиосвязь Юга России с Петербургом, а в октябре 1917 года приняла радиограмму от "Авроры" и участвовала в установлении советской власти на Дону. В 1918 году яхтой овладели белогвардейцы. В мае 1920 года "Колхида" (тогда уже носившая имя "Пернач") налетела в Варненском заливе на какое-то затонувшее судно и тоже пошла ко дну у мыса Кара-Бурну. В 1960-е годы с "Колхиды" был поднят ряд предметов, в том числе этот носовой орёл:

Тонули в Чёрном море и болгарские корабли. Так, на картине Антона Прудкина изображена гибель болгарского парохода "Борис", который был спущен на воду в Британии в 1894 году и стал первым болгарским морским торговым кораблём. В годы Первой мировой корабль использовался как плавучий отель для германских военных, находившихся в Болгарии, а осенью 1920 года проводил эвакуацию последних болгарских солдат из Крыма (что они там делали в то время, непонятно). Во время эвакуации "Борис" столкнулся с русским кораблём "Кронштадт" и затонул недалеко от Севастополя. В качестве компенсации белый Черноморский флот передал Болгарии

Атрибуты болгарского флота 1930-х годов: униформа курсанта школы ВМФ, звёздный атлас, объявлении об освящении корабля "Шипка", различные инструменты и карты:


В годы Второй мировой войны болгарский флот не отметился какими-то заметными успехами. По данным болгар, 5-6 советских подлодок подорвались на минах, установленных болгарскими эсминцами, но эти данные трудно подтвердить или опровергнуть. В любом случае, болгарский ВМФ выставил в черноморких водах и на Дунае большое количество мин, в том числе отечественного производства (Б-36 и Б-38), и траление этих мин продолжалось ещё не один год после окончания войны. Также несколько болгарских кораблей участвовали в войне уже на стороне союзников, атакуя венгерские и австрийские города на Дунае.

Настоящий расцвет ждал флот Болгарии после Второй мировой войны. Страна сохранила свои корабли, а также получила много судов от СССР и часть захваченных трофеев. В 1957 году болгарский эсминец "Георги Димитров" совершил первый в истории болгарского флота переход через черноморские проливы, а уже вскоре болгарский ВМФ начал дальние океанские походы. На фото ниже - свидетельство болгарского моряка Илии Илиева, вручённое ему за пересечение экватора.

В конце 1980-х годов болгарский флот насчитывал около 50 боевых кораблей и до 10 тысяч человек личного состава. После бархатной революции 1989 года началась ускоренная модернизация, сиречь уничтожение ВМФ Болгарии. В 2004 году Болгария вступила в блок НАТО с флотом уже из 25 кораблей и примерно 3500 моряков. В начале 2000-х была расформирована болгарская морская пехота. С 2011 года в болгарском флоте нет ни одной подводной лодки.

Знаки различия современных военно-морских сил Болгарии:

Основу болгарского флота теперь составляют 3 фрегата бельгийского и 1 советского производства и 3 советских корвета. Также Болгария располагает 10 тральщиками и несколькими вспомогательными кораблями.

Поднятие натовского флага на базе ВМФ Болгарии:


В военно-морском музее широко представлены личные вещи болгарских моряков. Вот документы Николая Христова

Выход из музея:


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

история, Чёрное море, Варна, Болгария, музеи, ВМФ, Первая мировая война, туризм, корабли

Previous post Next post
Up