Святитель Лука - один из моих любимых святых, поэтому напишу про него отдельно. У меня не так много фотографий мест, связанных с ним, так как была только в Красноярске.
Судьба же святителя связана не просто с Красноярском, а Красноярским краем.
Первый раз на берегах Енисея святитель Лука оказался в 1920гг., когда в 1923г. после первого богослужения в сане архиерея, был арестован и отправлен в ссылку, которую отбывал в Енисейске.
Первый памятник святителю Луке открыт 15 ноября 2002 года перед храмом Иоанна Предтечи (Архиерейским домом) в Красноярске.
Из автобиографии святителя:
«От Новосибирска до Красноярска ехали без особых приключений. В Красноярске нас посадили в большой подвал двухэтажного дома ГПУ. Подвал был очень грязен и загажен человеческими испражнениями, которые нам пришлось чистить, при этом нам не дали даже лопат. Рядом с нашим подвалом был другой, где находились казаки повстанческого отряда. Имени их предводителя я не запомнил, но никогда не забуду оружейных залпов, доносившихся до нас при расстреле казаков. В подвале ГПУ мы прожили недолго, и нас отправили дальше по зимнему пути в город Енисейск за триста двадцать километров к северу от Красноярска.
Об этом пути я мало помню, не забуду только операцию, которую мне пришлось произвести на одном из ночлегов крестьянину лет тридцати. После тяжелого остеомиелита [Гнойное воспаление костного вещества.], никем не леченного, у него торчала из зияющей раны в дельтовидной области вся верхняя треть и головка плечевой кости. Нечем было перевязать его, и рубаха, и постель его всегда были залиты гноем. Я попросил найти слесарные щипцы и ими без всякого затруднения вытащил огромный секвестр.
В Енисейске мы получили хорошую квартиру в доме зажиточного человека и прожили в ней около двух месяцев. К нам присоединился еще один ссыльный священник, и все мы по воскресным и праздничным дням совершали всенощную и Литургию в своей квартире, в которую входила и гостиная.
Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими. По просьбе доктора Василия Александровича Башурова, заведовавшего енисейской больницей, я начал оперировать у него и за два месяца жития в Енисейске сделал немало очень больших хирургических и гинекологических операций».
Позже святителя Луку отправили в Туруханск. «Путь по широкому Енисею, текущему по безграничной тайге, был скучен и однообразен.
На полдороге до Туруханска была небольшая остановка в довольно крупном селении, название которого я не помню. На берегу меня встретила большая группа ссыльных, встречавших каждый пароход в надежде увидеть меня, ибо там как-то прослышали о моей ссылке в Туруханск...В Туруханске, когда я выходил из баржи, толпа народа, ожидавшая меня, вдруг опустилась на колени, прося благословения. Меня сразу же поместили в квартире врача больницы и предложили вести врачебную работу.» (Автобиография)
Наказание владыка Лука отбывал на территории Красноярского края до 1926г.
Уникальный памятник истории и техники, построенный в 1886г. в Тюмени по заказу известного сибирского промышленника Александра Михайловича Сибирякова. Грузопассажирский буксир «Св. Николай» в конце XIXв. славился своей скоростью и комфортабельностью помещений для пассажиров. Пароход имел мощность в 140 лошадиных сил, принимал на борт 150-200 пассажиров. Именно на нем 1 июля 1891г., возвращаясь из путешествия на Восток, совершил краткую поездку Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий последний император России Николай II. 30 апреля 1897г. В.И. Ленин и его соратники Г.М. Кржижановский, В.В. Старков отправились на этом пароходе в Минусинск, следуя к месту ссылки.
С 1926 по 1940гг. владыка прошел путь служения церкви и больным, был в новой ссылке и не переставал заниматься наукой. Подробнее можете это все прочитать в его автобиографии
«Я полюбил страдания» Я же обращусь к третьей его ссылке, которую он снова отбывал в Красноярском крае с 1940 г. Сослали его на три года. «Везли меня на этот раз уже не через Москву, а через Алма-Ату и Новосибирск. В Красноярске нас недолго продержали в какой-то пересылочной тюрьме на окраине города и оттуда повезли в село Большая Мурта, около ста тридцати верст от Красноярска. Довольно скоро я окреп от дороги и развил большую хирургическую работу в муртинской больнице.
Из Ташкента мне прислали очень много историй болезней из гнойного отделения ташкентской больницы, и я имел возможность, благодаря этому, написать много глав своей книги «Очерки гнойной хирургии».
Неожиданно вызвали меня в муртинское ГПУ и, к моему удивлению объявили, что мне разрешено ехать в г. Томск для работы в тамошней очень обширной библиотеке медицинского факультета. Можно думать, что это было результатом посланной мной из ташкентской тюрьмы маршалу Клименту Ворошилову просьбы дать мне возможность закончить свою работу по гнойной хирургии, очень необходимую для военно-полевой хирургии.
В Томске я отлично устроился на квартире, которую мне предоставила одна глубоко верующая женщина. За два месяца я успел перечитать всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках и сделал большие выписки из нее. По возвращении в Большую Мурту вполне закончил свою большую книгу «Очерки гнойной хирургии».
Аптека общества врачей Енисейской губернии в Красноярске. Построено в 1899-1900гг. на средства золотопромышленников Кузнецовых. Члены Общества врачей внесли значительный вклад в развитие местной медицинской науки и курортологии. "В течение 14 лет аптека окрепла и оправдала все надежды, возлагавшиеся на неё Обществом. Она давала значительные средства на содержание всех учреждений Общества врачей Енисейской губернии. Из средств аптеки ежегодно расходовалось около 7000 руб. на благотворительные дела».
* * *
Наступило лето 1941 г., когда гитлеровские полчища, покончив с западными странами, вторглись в пределы СССР. В конце июля прилетел на самолете в Большую Мурту главный хирург Красноярского края и просил меня лететь вместе с ним в Красноярск, где я был назначен главным хирургом эвакогоспиталя.
Здание женской гимназии 1880-1885г.
Этот госпиталь был расположен на трех этажах большого здания, прежде занятого школой. В нем я проработал не менее двух лет, и воспоминания об этой работе остались у меня светлые и радостные.
Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами.
Архиепископ в окружении красноярских врачей.
В конце войны я написал небольшую книгу «О поздних резекциях при инфицированных ранениях больших суставов», которую представил на соискание Сталинской премии вместе с большой книгой «Очерки гнойной хирургии».
По окончании работы в эвакогоспитале я получил благодарственную грамоту Западно-Сибирского военного округа, а по окончании войны был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа 27 декабря 1942г.
В Красноярске я совмещал лечение раненых с архиерейским служением в Красноярской епархии и во все воскресные и праздничные дни ходил далеко за город в маленькую кладбищенскую церковь, так как другой церкви в Красноярске не было. Ходить я должен был по такой грязи, что однажды на полдороге завяз, и упал в грязь, и должен был вернуться домой.
Свято-Покровский собор. В течение XX в. храм несколько раз закрывали, возвращение Церкви состоялось в 1989 г.
Служить архиерейским чином было невозможно, так как при мне не было никого, кроме одного старика-священника, и я ограничивался только усердной проповедью слова Божия». (Автобиография)
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В советское время в здании располагался пушно-меховой склад. В 1995г. возвращен верующим.
В 1993г. в Красноярске имя святого Луки из забвения в медицинских кругах было возвращено основателем и первой заведующей музеем истории медицины краевой больницы Тамарой Кулаковой. Музей расположился в первом корпусе больницы. Как раз там, где оперировал Войно-Ясенецкий. В Красноярске до сих пор живут очевидцы встреч со святым Лукой. Софья Грохотова, ставшая впоследствии основоположником кардиологической службы края, в военные годы была молоденькой ассистенткой на кафедре госпитальной терапии. Она вспоминает о незабываемой встрече, которая произошла в 1943г.
«Однажды после окончания лекции мы вышли из зала и видим, что по лестнице поднимается человек в рясе, чёрной шапочке и с большим крестом на груди… Перед нами был архиепископ Войно-Ясенецкий. Он, не снимая креста с груди, взял его в руки и благословил профессора, затем меня и ординаторов… После этого поднялся в операционную», - рассказывает Софья Георгиевна.
По воспоминаниям медиков, перед каждой операцией Валентин Феликсович молился иконе, которую повесил в предоперационной. Обязательно накладывал крестное знамение на место будущего разреза и после наложения шва.
Портрет святителя Луки (Войно-Ясенецкого) написали на фасаде одного из жилых домов рядом с Красноярским медицинским университетом (2023г.)
- Во время войны в Красноярск с фронта везли много раненых, - рассказывает Людмила Мотина, заведующая музеем истории медицины краевой больницы. - Составы шли месяцами. До нас солдаты доезжали уже с гнойными ранами, особенно распространены были ранения мягких тканей головы, осложнённые флегмонами, а также встречались забрюшинные флегмоны. А это одно из заболеваний, которое невероятно сложно диагностировать.
Однажды очень опытный хирург краевой больницы, основоположник хирургии Михаил Ховес, не мог разобраться с одним тяжёлым больным. После некоторых колебаний он всё-таки решил пригласить Валентина Феликсовича и проконсультироваться. Войно-Ясенецкий осмотрел больного и не только определил, что это забрюшинная флегмона, но и наметил точки разреза. После проведения дренажа больному сразу стало лучше. А красноярская семья Шубкиных вот уже несколько поколений свято хранит память о Валентине Феликсовиче. В голодные военные годы он помог молоденькой операционной сестре выносить ребёнка - отдавал ей часть своего скудного пайка. Она родила мальчика, который впоследствии стал известным красноярским ортопедом, профессором, доктором медицинских наук.
Успенский монастырь. Передан церкви в 2000г. в разрушенном состоянии (87% разрушений)
Галина Воробьева, заведующая чистой хирургией краевой больницы, после своей первой встречи с Войно-Ясенецким вспоминала: «Это запоминающийся человек. Огромного роста, плотный, длинные седые волосы, с белой бородой, которая покоилась на груди, и ясными голубыми глазами. Особенно бросались в глаза его руки, белые, крупные, удивительно мягкие. Когда он пальпировал больных, то создавалось впечатление, что он гладит. И почти все отмечали только приятные ощущения…»
Святой Лука занимался в основном больными с тяжёлыми гнойными заболеваниями. Его операции были очень щадящими, малокровными или бескровными. Он тщательно готовился и буквально прорисовывал каждую из них. Кроме всего прочего Лука был основоположником метода региональной анестезии. Именно в Красноярске он накопил огромный опыт для написания второго, дополненного издания «Очерков гнойной хирургии». Причём эта книга, несмотря на медицинский язык, написана просто и доступно, почти в стиле художественной литературы.
Воспоминания красноярцев описаны
здесь По окончании ссылки в 1943 году святитель возвратился в Москву, и был назначен в Тамбов. О пребывании владыки в Тамбове можно почитать
здесь. Помощь святителя Луки бойцам СВО. Чудо Дьулустана