Церковь и архиерейская олигархия

May 31, 2010 09:50

Думаю, многие следят за эпопеей псковского священника Павла Адельгейма, много лет пытающегося противостоять произволу своего епископа (подробности здесь: http://adelgeim.livejournal.com/). В последнем акте этой эпопеи о. Павел выступил в качестве "повивального деда" (надеюсь, он простит мне это сравнение) вновь родившегося церковного суда, до сих ( Read more... )

Адельгейм, архиерейская олигархия, епископ, РПЦ, церковный суд, епархия

Leave a comment

Comments 6

mondios May 31 2010, 11:07:24 UTC
+++А на чем, собственно, основан такой порядок?+++

Я думаю, дело не в одних архиереях и, конечно, не в последних 20-30 годах... Это -- проблема русского сознания, начало которого можно смело отнести ко временам Ивана Грозного. Ключевое здесь -- принцип отношения к власти. Отсюда совершенная разобщенность жизни верхов и низов. В какой-то момент это становится такой системой, альтернатива которой уже практически невозможна. Примера: малейшая демократизация верхов -- и низы разорвут вклочья всё, что попадется под руку. Поэтому архиерей как абсолютный монарх в вотчине -- единственный выход, продиктованный инстинктом самосохранения. Главная ошибка -- считать, что это проблема только архиереев.

Reply

victor_vlad May 31 2010, 12:15:59 UTC
Да, я согласен, что дело не только в архиереях и что последние 2-3 десятилетия только лишний раз вскрывают то, что сидит глубоко в русском верующем. Владыкопоклонство, увы, востребованно. Да еще как! Но вот, что альтернатива невозможна и при малейшей демократизации верхов, все будет порвано в клочья, я не уверен. Прежде всего, в русской церкви этого никто особенно широко, сознательно и в то же время осторожно не пробовал. Именно об этом, я думаю, Шмеман, где-то заметил, что в России никогда не было опыта церкви! При этом в русском историческом опыте есть неожиданные "демократические" (по-средневековому, конечно) страницы, как например, Новгородская и Псковская республики. Конечно, все это забыто и прямо не влияет на современность, но показывает, что в крови у нас сопротивляемости участию в общем деле (res publica) нет. Но, чтобы начать строить церковь (ведь это, безусловно, "общее дело", причем в его самой высокой, не только человеческой форме), а не бюрократический институт-собственник, обслуживающий индивидуальные религиозные нужды ( ... )

Reply

mondios May 31 2010, 13:01:08 UTC
Да, я тоже много об этом думал. Я же не случайно назвал время ивана Грозного как приблизительный этап формирования этого уродливого взаимоотношения власти и общества (доходящего до противопоставления), которое мы имеем. Вы привели прекрасные примеры с Псковской и Новгородской республиками.. Я совершенно уверен, чтои в Древней Руси до Московского периода так все и было. Посмотрите внимательно: Киеваская Русь -- это же совершенное иное государство и иной менталитет. А потом все изменилось (и дело, видимо, не только в централизации власти, которая на определенном этапе была неизбежной). Расправа над новгородцами и псковичами -- как раз один из последних этапов превращения Древней Руси в Московскую Русь. К началу 19 века мы уже имеем совершенно определенный менталитет, прекрасно описанный маркизом де Кюстином, побывавшим с посольством при дворе русского царя (его наблюдения подробно анализирует Бибихин в лекциях по философии права). Естественно, это уродливое противостояние не могло не кончиться революцией -- и что самое интересное. ( ... )

Reply

victor_vlad May 31 2010, 13:41:44 UTC
С диагнозом "незрелость церковного сознания" я полностью согласен. Надо работать на его созревание. М. б. этот труд и не увенчается успехом, но "куда нам идти?" - иного выхода нет. Это многосторонняя работа, включающая и иное отношение к богослоужению (как "сослужению" мирян и клира), и иное отношение к крещению (как к поворотному событию в судьбе человека, как к "посвящению", а не как к малозаметному порожку, который никто не помнит, когда перескочил), и иное отношение к поставлению в клир (не как к сугубому посвящению), и иные отношения между народом, клиром и епископатом и т. д.

Нужно время. Власть должна отказаться от ориентации на захожан, и работать для прихожан и с прихожанами. Психология обиженных рабов свидетельствует, что в церкви полно случайного народа. Покуда в церкви столько людей, не "переменивших ум", никакими трудами эту ниву не вспашешь. Катехизация, независимо от того, удачно или неудачно, осуществляют ее ныне, совершенно здравая и обоснованная церковным прошлым идея. Нашей церкви давно пора "ужаться" численно.

Reply


Leave a comment

Up