Многие исследователи предполагают, что субъективно ощущаемый "поток сознания" на самом деле дискретен, что он состоит из неделимых "событий сознания", похожих на вспышки.
Ну если оно и мерцает с частотой один триллион раз в секунду, ты это вряд ли заметишь, потому что замечалка твоя мерцает с той же чатотой, и в целом это все воспринимается континуально. Ну и вообще у Пенроуза про микротрубочки немножко бред. А я бы сказала, что можно являться сознательным субъектом только в момент, когда делаешь какой-то выбор. Даже простой. Ну вот какое слово сейчас в коммент вставить. И вот в эти моменты сознание есть. А когда все само едет - сознания нет, потому что оно не нужно. Но оно часто включается, разумеется, потому что выборов-то всегда полно.
Это ты точно заметила. Причем не важно с какой частотой мерцает сознание - само себя оно застает всегда, поэтому неизбежно воспринимает самое себя как континуальное.
Что касается выборов - в них главное, похоже, необратимость. Не важно, правильный ты сделал выбор, или ошибся, главное - ты уже все равно не сможешь быть таким как ДО. А те промежутки ,в которых любое действие еще можно "отыграть назад" - они действительно, сознания не требуют.
Поскольку все воспринимается континуально, значит "кинокадр" сознания (если о нем вообще можно говорить) относится не к сознанию, как таковому, а его объективной, материальной подоснове?
>> смысловой ритм самосознанию задается прерываниями его деятельности.
Ммм... Крайне интересно! Только при чем здесь "Мировая активность"? Разве мы не можем мыслить само-прерывание деятельности сознания ИМ САМИМ? Для аутопоэтических систем (по Луману) это не только возможно, но и вполне естественно в некоторых состояниях. В самом деле, пока сознание мыслит только самое себя, оно замкнуто в тисках простой дилеммы: либо приходится мыслить тавтологию "Я равно Я", либо парадокс "Я не равно Я" - но и то, и другое неинформативно, это семантические тупики. А в системах, для которых "быть" = "самое себя истолковывать" прекращение истолкования равносильно прекращению бытия. Только прерывание самореференции позволяет выйти из этого патового состояния и продолжить функционирование.
Видимо я мало Лумана читал... Насколько я помню, у него всякая система, том числе и аутопоэтическая, существует только пока присоединяет однородные опреации к однородным. Но может быть, и этот процесс можно приостнавливать, не разрушая систему. Хотя я сторонник отношения к сознанию не как к системе, а как, по Плотину и средневеквым схоластам , к "Простому телу", не имеющему внутренней структуры - хотя это конечно, вопрос темный... А в вашей версии получается, что объективный мир есть иллюзия, порожденная системой самопрерываний сознания. Очень интересно!
//Мамардашвили, говоря о "мерцающем" характере мышления, приводит пример с музыкальным произведением, которое существует только в момент исполнения, а вне этого - существует лишь потенциально
( ... )
Интересно! Это похоже на гештальт-психологию. Схема "Объект-фон" может быть, вероятно, и так истолкована: фон континуален, объект на нем дискретен. Но одно от другого неотделимо.
А насчет медленного обозревания горизонта - даю 100% на отсечение, что так и есть! Сам пробовал неоднократно, причем с видеокамерой. Потом, когда просматриваешь, бросается в глаза вопиющая неравномерность движения по горизонту.
Если различать Я_рефлексивное (то самое самосознание, существование которого ставится под сомнение) и Я_деятельное, то, на мой взгляд можно говорить о мерцании - появлении/исчезновении - именно рефлексивного_Я. Здесь (и еще там же пониже) есть немного про сознание как ДЕЛАНИЕ спектра выбора.
Спасибо за ссылку! Интересная дискуссия. Особенно мне понравилось про то, как "Реnicillium делает выбор". Вообще говоря, "выбор" и "избирательность" - интуитивно не одно и то же. И именно такие примеры заставляют задуматься - что мы понимаем под "выбором"? Атрибутировать ему сознание как предпосылку - значит угодить в порочный круг, ведь через выбор мы как раз хотели объяснить сознание...
>>на мой взгляд можно говорить о мерцании - появлении/исчезновении - именно рефлексивного_Я.
Re: "Сознание" как неисчерпаемый источник спекуляцийvic_gorbatovOctober 19 2009, 10:41:45 UTC
Уж и поспекулировать не дадут спокойно! :))
На самом деле, я признаю всю условность своих рассуждений и нечеткий характер понятий, лежащих в их основе. Но есть некая простая интуиция, которой я все равно буду придерживаться, даже если теоретически не смогу оформить. Эта интуиция говорит мне, что мое сознание совершенно реально, хотя, возможно, и не субстанциально. И о "чистом" сознании все же можно пытаться говорить, хотя это сильная философская идеализация. Константин Ф. прав, отождествление ментального с активностью субстрата - это не то, что можно отнести к разряду "само собой разумеющегося".
Я хоть и не физик, но рискну предположить, что речь идет о том уровне реальности, где последнюю уже очень трудно отделить от сознания. Так что, может быть, дискретность времени производна от дискретности сознания, а не наоборот.
Comments 73
Ну и вообще у Пенроуза про микротрубочки немножко бред.
А я бы сказала, что можно являться сознательным субъектом только в момент, когда делаешь какой-то выбор. Даже простой. Ну вот какое слово сейчас в коммент вставить. И вот в эти моменты сознание есть. А когда все само едет - сознания нет, потому что оно не нужно.
Но оно часто включается, разумеется, потому что выборов-то всегда полно.
Reply
Это ты точно заметила. Причем не важно с какой частотой мерцает сознание - само себя оно застает всегда, поэтому неизбежно воспринимает самое себя как континуальное.
Что касается выборов - в них главное, похоже, необратимость. Не важно, правильный ты сделал выбор, или ошибся, главное - ты уже все равно не сможешь быть таким как ДО. А те промежутки ,в которых любое действие еще можно "отыграть назад" - они действительно, сознания не требуют.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ммм... Крайне интересно! Только при чем здесь "Мировая активность"? Разве мы не можем мыслить само-прерывание деятельности сознания ИМ САМИМ? Для аутопоэтических систем (по Луману) это не только возможно, но и вполне естественно в некоторых состояниях.
В самом деле, пока сознание мыслит только самое себя, оно замкнуто в тисках простой дилеммы: либо приходится мыслить тавтологию "Я равно Я", либо парадокс "Я не равно Я" - но и то, и другое неинформативно, это семантические тупики. А в системах, для которых "быть" = "самое себя истолковывать" прекращение истолкования равносильно прекращению бытия. Только прерывание самореференции позволяет выйти из этого патового состояния и продолжить функционирование.
Reply
Хотя я сторонник отношения к сознанию не как к системе, а как, по Плотину и средневеквым схоластам , к "Простому телу", не имеющему внутренней структуры - хотя это конечно, вопрос темный...
А в вашей версии получается, что объективный мир есть иллюзия, порожденная системой самопрерываний сознания. Очень интересно!
Reply
Reply
А насчет медленного обозревания горизонта - даю 100% на отсечение, что так и есть! Сам пробовал неоднократно, причем с видеокамерой. Потом, когда просматриваешь, бросается в глаза вопиющая неравномерность движения по горизонту.
Reply
Здесь (и еще там же пониже) есть немного про сознание как ДЕЛАНИЕ спектра выбора.
Reply
>>на мой взгляд можно говорить о мерцании - появлении/исчезновении - именно рефлексивного_Я.
Reply
Reply
На самом деле, я признаю всю условность своих рассуждений и нечеткий характер понятий, лежащих в их основе. Но есть некая простая интуиция, которой я все равно буду придерживаться, даже если теоретически не смогу оформить. Эта интуиция говорит мне, что мое сознание совершенно реально, хотя, возможно, и не субстанциально. И о "чистом" сознании все же можно пытаться говорить, хотя это сильная философская идеализация.
Константин Ф. прав, отождествление ментального с активностью субстрата - это не то, что можно отнести к разряду "само собой разумеющегося".
Reply
Reply
Reply
Leave a comment