Многие исследователи предполагают, что субъективно ощущаемый "поток сознания" на самом деле дискретен, что он состоит из неделимых "событий сознания", похожих на вспышки.
Мне кажется, ваш вопрос (мерцает или постоянно) скорее не вопрос, а очередная попытка дать определение тому, что такое сознание -- то, что мерцает или то, что постоянно?
Как я понимаю, опираясь на наше знание о мозге или просто об обыденном сознании, можно обнаружить как стабильные процессы, так и мерцающие. Какой из них принимать за сознание, вопрос выбора, вопрос словоупотребления, а вовпросы словоупотребления я, вслед за Поппером, считаю бессмысленными. Что считать сознанием, что называть сознанием -- не сущностный вопрос.
Если же не считать ваш вопрос попыткой дать определение, то все равно в нем содержится логический круг. Нет?
Может, я и хожу по кругу, пытаясь в отсутствие четких определений что-то ухватить, чтобы затем уточнить сами определения. Но с вашей (остроумной, да) переформулировкой исходного вопроса я совершенно не согласен
( ... )
Я уточню: разумеется, без помощи слов мы не двинемся дальше. Я лишь против того, чтобы полагаться на определения. Определения, как специальная процедура, для меня неинтересны. А вообще, конечно, с помощью слов можно говорить по существу и говорить по делу
( ... )
«Мне кажется, что в том и дело, что из-за содержащейся зацикленности в вопросе любой получившийся вариант ответа будет вступать в противоречие с условиями возможности самого вопроса
( ... )
Миражи сознанияhitthelimitOctober 22 2009, 23:57:03 UTC
Моё: «вне зависимости от феноменологии экспрессии психики, она всегда однозначно коррелирует с некоторым состоянием» и ваше: "независимо от контекста, семантический атрибут любого значимого выражения есть функция от семантических атрибутов входящих в него выражений". Сравниваем:
Феноменология - не контекст. Феноменология указывает на некоторый отражаемый процесс, в то время, как контекст - на некоторый уже выделенный в этом отражении смысл. Мой отражаемый процесс по своей совокупной сути, отразить которую полностью и не представляется возможным, разумеется - полный коррелят породившего его состояния системы. А как же еще? Иначе - эзотерика. Что такое «семантический атрибут»? Это опять же выделенный смысловой элемент высказывания (феноменологического явления). Итак, в вашей фразе присутствуют только произвольные смысловые элементы, и ничего более
( ... )
Миражи сознанияhitthelimitOctober 22 2009, 23:57:32 UTC
«Что касается интенциональности, я использовал это понятие не в смысле феноменологов, а в смысле аналитической философии (т.е. примерно в духе Грайса и Сёрла).»
Я не знаю, как долго я тут еще пробуду, но хотелось бы предложить такую договоренность: не надо меня сталкивать с многовековыми заблуждениями всех тех, кто пытался копаться в себе до нас - на это у меня точно не хватит времени - по жизни. Тем более, с пометкой «примерно». Вы сказали. Пусть это чья-то фраза, но вы даете ее толкование от себя. Это кажется разумным? Иначе мне придется переместиться на форум Сёрла :)
Что касается греха произвольных утверждений, то не отрицая оный, смиренно скажу лишь, что я довольно последовательный псих, и каждое мое утверждение, хоть и не в грош мной оцененное, является просто очередной гранью всего лишь одной мысли. Если вам показалось, что вы удачно наехали на какое-то частное мое утверждение, то это просто признак того, что его семантическое наполнение по вашей версии ошибочно
( ... )
Да, спасибо за ссылку! Статья хорошая, провокационная (в лучшем смысле слова) :) Про Либета и Вегнера я слышал. Но что доказывают их эксперименты?
На самом деле, вовсе не очевидно, что все квалитативные состояния должны быть осознанными. Я думаю, им достаточно быть хотя бы потенциально осознаваемыми. И тогда они вполне могут влиять на "решение" мозга начать / не начинать какое-то поведение без того, чтобы сам мозг отдавал себе в этом отчет. Другими словами, они могут играть каузальную роль, даже если осознаются ПОСЛЕ принятия решения (Либет) или, под воздействием социально-индуцированных процессов, не осознаются вообще (Вегнер).
Comments 73
Как я понимаю, опираясь на наше знание о мозге или просто об обыденном сознании, можно обнаружить как стабильные процессы, так и мерцающие. Какой из них принимать за сознание, вопрос выбора, вопрос словоупотребления, а вовпросы словоупотребления я, вслед за Поппером, считаю бессмысленными. Что считать сознанием, что называть сознанием -- не сущностный вопрос.
Если же не считать ваш вопрос попыткой дать определение, то все равно в нем содержится логический круг. Нет?
Reply
Reply
Reply
Reply
И вы можете это доказать?! И вы станете это делать, после всего, что я написал?! :) Ждем-с.
Reply
и ваше: "независимо от контекста, семантический атрибут любого значимого выражения есть функция от семантических атрибутов входящих в него выражений". Сравниваем:
Феноменология - не контекст. Феноменология указывает на некоторый отражаемый процесс, в то время, как контекст - на некоторый уже выделенный в этом отражении смысл.
Мой отражаемый процесс по своей совокупной сути, отразить которую полностью и не представляется возможным, разумеется - полный коррелят породившего его состояния системы. А как же еще? Иначе - эзотерика.
Что такое «семантический атрибут»? Это опять же выделенный смысловой элемент высказывания (феноменологического явления). Итак, в вашей фразе присутствуют только произвольные смысловые элементы, и ничего более ( ... )
Reply
Я не знаю, как долго я тут еще пробуду, но хотелось бы предложить такую договоренность: не надо меня сталкивать с многовековыми заблуждениями всех тех, кто пытался копаться в себе до нас - на это у меня точно не хватит времени - по жизни. Тем более, с пометкой «примерно». Вы сказали. Пусть это чья-то фраза, но вы даете ее толкование от себя. Это кажется разумным? Иначе мне придется переместиться на форум Сёрла :)
Что касается греха произвольных утверждений, то не отрицая оный, смиренно скажу лишь, что я довольно последовательный псих, и каждое мое утверждение, хоть и не в грош мной оцененное, является просто очередной гранью всего лишь одной мысли. Если вам показалось, что вы удачно наехали на какое-то частное мое утверждение, то это просто признак того, что его семантическое наполнение по вашей версии ошибочно ( ... )
Reply
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/132/11.html
Reply
Статья хорошая, провокационная (в лучшем смысле слова) :)
Про Либета и Вегнера я слышал. Но что доказывают их эксперименты?
На самом деле, вовсе не очевидно, что все квалитативные состояния должны быть осознанными. Я думаю, им достаточно быть хотя бы потенциально осознаваемыми. И тогда они вполне могут влиять на "решение" мозга начать / не начинать какое-то поведение без того, чтобы сам мозг отдавал себе в этом отчет. Другими словами, они могут играть каузальную роль, даже если осознаются ПОСЛЕ принятия решения (Либет) или, под воздействием социально-индуцированных процессов, не осознаются вообще (Вегнер).
Reply
Leave a comment