Томар, Португалия. Часть 1: Замок Тамплиеров

May 01, 2021 05:49





Convento de Cristo. Вид из города.

Во время путешествия из Коимбры в Лиссабон, я решил остановиться на целый день в Томаре, знаменитом своим замком-монастырём, принадлежавшем сначала тамплиерам, а затем их португальским наследникам - ордену Христа.

В этом рассказе я подробнейше опишу этот замок, а затем другие достопримечательности (здесь есть ещё одна церковь, связанная с тамплиерами). Расскажу легендарную историю о местной девственнице. И завершу рассказ впечатлениями об уникальном «средневековом» ресторане, а также небольшой, но довольно известной кафешке.



Приехал я сюда на поезде. Вот площадь перед железнодорожной станцией.



Várzea Grande

И не теряя времени отправился к замку-монастырю. Он находится на соседнем холме.



Convento de Cristo. Подъем к замку.

С холма - красивый панорамный вид на центр города.



Томар. Центр города.

Замок был основан во второй половине 12 века. Тогда он находился возле границы с маврскими владениями. Когда к концу века его достроили, он выдержал атаку Якуба аль-Мансура. А ведь аль-Мансур - один из наиболее успешных полководцев, ему удавалось побеждать как португальцев (Санчо I), так и испанцев (Альфонсо VIII).



Convento de Cristo. Стены.

Вот я подошел ко входу. И врямь, взять такой замок непросто.



Convento de Cristo. Вход.

Внутренний двор и сады.



Convento de Cristo. Patio central.

Перед нами - вход в центральную часть замка. Вот её план.



Convento de Cristo. План.

Даже поверхностного взгляда на план достаточно чтобы увидеть, как же много здесь клуатров! Их здесь аж 8 штук. Круглая церковь - самая древняя часть здания (12 век). Справа от неё два готических клуатра (15 век), а слева - ренессансные клуатры (16  век).

Ротонда церкви изначально была часовней тамплиеров. Её строили в романском стиле, с готическим элементами. По задумке она должна была напоминать мечеть на храмовой горе в Иерусалиме.



Convento de Cristo. Charola do Convento de Cristo. Вид снаружи.

В начале 14 века, король Франции Филипп Красивый, задолжавший тамплиерам кучу денег, арестовал французских тамплиеров и начал против них процесс, закончившийся тем, что папа Климент V упразднил орден. Португальский король Диниш I, напротив, ценя заслуги тамплиеров в реконкисте, провернул следующую схему: он организовал новый Орден Христа. Передал ему тамплиерское имущество и принял бывших тамплиеров в новый орден. А томарский замок стал их главной резиденцией.

Входим в замок. Над входом - мануэлинский портал начала 16 века. Мануэлино - это смесь готики, ренессанса и арабского стиля мудехар - в результате получился типичный португальский стиль. С примесью экзотики.



Convento de Cristo. Portal Sul.

Первый из готических клуатров  - кладбищный клуатр ~1420 года. Тут хоронили наиболее почетных членов ордена.



Convento de Cristo. Claustro do Cemitério

Вид на круглую церковь из этого клуатра.



Convento de Cristo. Claustro do Cemitério. Вид на церковь с клумбы.

Стрельчатые арки - признак готики. Здесь арки поддерживются стройными двойными колоннами.



Convento de Cristo. Claustro do Cemitério. Дерево в углу.

Следующий клуатр - клуатр мытья (да, переводчик из меня не очень, но зато смотрите какие красивые фотографии!) - здесь занимались стиркой братья-миряне.



Convento de Cristo. Claustro da Lavagem

Здесь два этажа. Он строился с 1426 по 1453 год.



Convento de Cristo. Claustro da Lavagem. Второй этаж.

Тут тоже стрельчатые арки и двойные колонны. И тоже стены отдекорированны азулежу.



Convento de Cristo. Claustro da Lavagem. Галерея.

Через эти клуатры был проход от церкви к покоям инфанта Энрике. Сейчас от них остались только руины.



Convento de Cristo. Paços Henriquinos.

Ещё одна фотография руин: здесь видно нижний ярус.



Convento de Cristo. Paços Henriquinos. Нижний ярус.

Идём к храму. Проходим мимо новой ризницы 16 века .



Convento de Cristo. Sacristia Nova.

Обратите внимание на потолок в стиле маньеризма. В более высоком разрешении эта фотография годится для заставки на телефон.



Convento de Cristo. Sacristia Nova. Потолок.

А дальше - попадаем в зал королей (17 век), переоборудованный в магазин сувениров.



Convento de Cristo. Sala dos Reis

Здесь продают блокноты с тамплиерским крестом и девизом Non nobis Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam (не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу). Я купил один такой. Deus vult!



Convento de Cristo. Sala dos Reis. Блокноты.

А теперь - кульминация - самая красивая фотография в замке, и во всём городе. Именно увидев такое изображение в интернете я точно решил - остановлюсь в Томаре. Это вход в круглую церковь.



Charola do Convento de Cristo.

Перед входом - два балкона. В лучших барочных традициях один из них настоящий, а другой - нет (хоть церковь и древняя, а украшения в ней - уже более новые, барочные и мануэлинские, 16 век). Настоящий, судя по всему, это не просто балкон, а кафедра, хотя бы потому что кафедра в храме должна быть, а другой я не увидел.



Charola do Convento de Cristo. Настоящий балкон.



Charola do Convento de Cristo. Ненастоящий балкон.

Церковь - очень маленькая, но украшена - очень щедро. В расчете на квадратный метр количество шедевров зашкаливает!

Вот например над центральным алтарём по кругу изображены ангелы.



Charola do Convento de Cristo. Ангелы.

Внутри алтаря: статуи скульпторов Olivier de Gand и Fernão Muñoz (сам впервые вижу эти фамилии).



Charola do Convento de Cristo. Внутри алтаря.

Резная статуя Богородицы, поддерживаемой апостолом Иоанном.



Charola do Convento de Cristo. Иоанн и Богородица.



Charola do Convento de Cristo. Иоанн и Богородица. Вид сзади.

Одна из труб органа.



Charola do Convento de Cristo. Tubo do órgão.

Стены расписаны разными португальскими художниками, в основном Жоржом Афонсо: эти картины считаются его лучшими работами, наряду с картинами в лиссабонском монастыре Божьей Матери. На заднем плане здесь его Воскресение.



Charola do Convento de Cristo. Вид из алтаря. Статуя Иоанна Предтечи.

Вот его же вход Господень в Иерусалим. Здесь между картинами - деревянные статуи пророков.



Сharola do Convento de Cristo. Entrada de Jesus em Jerusalem. Jorge Afonso.

Ещё картины. Те что снизу - не все от Афонсо.



Charola do Convento de Cristo. Картины.



Сharola do Convento de Cristo. Св. Антоний разговаривает с рыбами.

На западной церковной стене (уже снаружи) находится один из главных шедевров монастыря - мануэлинское окно, созданное Диогом из Арруды, самым топовым архитектором эпохи мануэлино.



Convento de Cristo. Janela Manuelina.

Говорят, что гном снизу - это его автопортрет.



Convento de Cristo. Janela Manuelina. Вид снизу.

Вот так выглядит вся западная стена.



Сharola do Convento de Cristo. Западная стена.

Между ренессансными клуатрами расположен дормиторий (спальня) с кельями. Он был построен в 16 веке, после ренессансных клуатров.



Convento de Cristo. Dormitorio Grande.

Вход в келью 77. Стены украшены типичной португальской азулежу 17 века.



Convento de Cristo. Келья.

Отапливался дормиторий дровами.



Convento de Cristo. Calefactorio.

А из нашего окна, Санта-Барбара видна. Из одного из окон дормитория виден клуатр св. Варвары. Как и все ренессансные клуатры его построили в 16 веке. Вначале он был двухэтажный, но в 19 веке второй этаж снесли, чтобы не загораживал мануэлинское окно.



Convento de Cristo. Claustro de Santa Bárbara

В дормитории спали постоянные жители замка-монастыря, а гости и паломники - в отдельной гостинице, примыкающей к гостевому клуатру.



Convento de Cristo. Claustro da Hospedaria.



Convento de Cristo. Claustro da Hospedaria. Галерея.

Рядом с гостевым клуатром - очень похожий на него клуатр Миши хлеба. Он так назван, поскольку во время наполеоновского нашествия здесь раздавали нуждающимся хлеб, по-французски lá miche.



Convento de Cristo. Claustro da Micha

Хлеб выпекали вот в этой печи, примыкающей к клуатру. Как и клуатр - это постройка 1541 года.



Convento de Cristo. Forno do pão.

Ещё в к клуатру хлеба примыкает гигиеническая комната с канализацией.



Convento de Cristo. Bloco das Necessarias.

Клуатр воронов служил тихим местом для отдыха. Сейчас здесь находятся столики кафе.



Convento de Cristo. Claustro dos Corvos.

Само кафе расположено в бывшем учебном зале.



Convento de Cristo. Sala dos Estudos.

А вот помещение для хранения оливкового масла. Точнее, таковым оно стало лишь после того как томарский граф Кошта Кабрал купил эту часть здания, чтобы хранить здесь масло.



Convento de Cristo. Adega de Azeite do Conde de Tomar.

Самый роскошный клуатр замка - главный клуатр Жуау III. Его построили ещё в 1530-1533 годах, до ренессансных клуатров. Архитектором был Жуау де Кастильо. Но затем его многократно перестраивали. Диого де Торралва перестроил его по новому плану к 1562 году. В конце 16 века приложил руку Филипе Терци. А в 1619 году был завершен центральный фонтан.



Convento de Cristo. Claustro de D. João III.

Фонтан был соединён с акведуком. Рыбки плавают по дну.



Сonvento de Cristo. Claustro de D. João III. Фонтан и рыбки.

Рядом - заброшенная стройка зала капитула. Его начали строить ещё в 1515 году, но потом забросили.



Convento de Cristo. Sala do Capítulo

Пост очень длинный, пришлось разделить на две части. Продолжение следует. 

Замок, Португалия, Тамплиеры, Храмы, Монастырь, Томар, Мануэлино

Previous post Next post
Up