О детских садах с грустью. Часть 1

Sep 18, 2018 23:26


Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать рано или поздно встает перед каждым родителем. Оставим пока за рамками темы объективные причины решения в пользу сада (будь то материальные или психологические) попробуем рассмотреть вопрос только в одной плоскости: детский сад - это благо или нет? Причем рассмотрим его только с позиции ребенка, а никак не с точки зрения родителей.

Современные детские сады - продукт советской системы воспитания, даже, правильно сказать, ее наследник. Но дело в том, что советская система



воспитания на сегодняшний момент очень устарела, как с идеологической точки зрения, так и с точки зрения развития педагогики, как науки. Советская система воспитания строилась на принципах приоритета коллектива над личностью и с целью воспитания члена нового социалистического общества. Сейчас такой цели нет, соответственно и система не может отвечать этим принципам. Кроме того, современная педагогика базируется на принципах воспитания именно индивидуума, раскрытие и свободное развитие его индивидуальных талантов и способностей. И вот как раз именно этого-то современные детские сады дать не могут.

Первой и главной причиной этого является огромная диспропорция «взрослый / ребенок». В садике два взрослых на 20-25 детей (воспитатель и нянечка), в то время как дома взрослый целиком "в распоряжении" ребенка, либо один взрослый на двоих, если двое детей (и это не рассматривая внимание бабушек и дедушек, которые тоже могут присутствовать в жизни малыша). К сведению, как раз в этом возрасте внимание взрослого для ребенка важнее, нежели внимание сверстников, и это лучше его развивает.

Для наглядности представим ситуацию, когда ребенок начинает ходить в сад. До этого он слышал постоянно правильную речь, с ним индивидуально «занимались» все 13-14 часов в день (период бодрствования) - игры, развивашки, книжки, да и просто постоянное общение с матерью или близким человеком (бабушки, дедушки). Теперь ситуация кардинально меняется. Ребенок практически исключен из внимания взрослого (пропорция 1:20, без учета нянечки, очевидно недостаточна), и большую часть времени бодрствования теперь он проводит с такими же неумехами, как и он сам, часть из которых не говорит вообще, остальная часть говорит, так, что не разберешь, хотя, безусловно, из всей группы найдутся пара детишек более-менее развитых. Тут, какой бы ни был хороший воспитатель, он просто физически не сможет дать ребенку необходимую интеллектуальную нагрузку и, естественно, не сможет обеспечить его достаточным вниманием. И это при том, что в дошкольном возрасте никакая деятельность, направленная на развитие, будь то простое чтение книжек или игры с развивающими игрушками не может осуществляться без участия взрослого.

Второй момент, который говорит не в пользу сада - внимание родителей (прежде всего - матери). На этот ресурс со стороны ребенка будет постоянный спрос, который, увы, в полной мере нельзя удовлетворить просто общением после сада.

Наглядно представим, как происходит общение родителей с ребенком. В семь часов ребенок поднимается и отправляется в детский сад - здесь, понятно, не до общения с ним. В районе шести часов родители забирают ребенка (хорошо, если по дороге домой ребенок погуляет где-то с час). Матери, после прихода домой, уже не до ребенка - нужно приготовить ужин, закинуть стирку, немного отдохнуть, хотя бы немного пообщаться с мужем, то есть час вылетает как минимум. Остается час-полтора до укладывания ребенка спать. Таким образом, на общение с ребенком всего два-три часа, и это еще лучший вариант. Ведь не секрет, что сегодня многие родители, сознательно или подсознательно ощущают неполноценность развития ребенка в саду и отдают его во многочисленные кружки и на занятия для дошкольников. Это еще более сокращает время общения родителей с детьми практически до нуля.

Третий момент - отчужденность от семьи. В детском саду мы отдаем ребенка на девять часов, по сути, совершенно постороннему человеку (для ребенка это поначалу чужой и в прямом и в переносном смысле), причем это только нам кажется, что все не так уж травматично, а на самом деле ребенку это все может быть очень тяжело. И какой бы ни был хороший воспитатель, заменить мать он ребенку не может, не говоря уже о том, что воспитатели в основной своей массе - обычные люди и чужой ребенок всегда будет для них чужим, хотя они, в действительности, могут любить и свою профессию и, в целом, детей. Не говоря уже о том, что среди воспитателей встречаются, мягко говоря, совершенно случайные люди, которые могли прийти в профессию, например, от безвыходности - после провинциального педучилища в школу идти не хочется, работать особо негде, а тут подруга предложила поработать (хотя бы временно) - не секрет, что в садах всегда дефицит кадров.

Четвертый момент касается непосредственного развития ребенка. Безусловно, в детских садах детей развивают, как могут, но осуществляется все это часто топорными и абсолютно неверными методами. В этом не стоит винить воспитателей и педагогов, просто им приходится вести работу за пределами своей компетенции. Вот несколько примеров (исключения, естественно, имеются, но я говорю об общей закономерности):

1) Музыкальное воспитание на крайне низком уровне - детей не учат ни слушать музыку, ни чувствовать ее, но, самое главное, у детей формируют неправильные навыки пения - детей попросту учат орать. Как правило, непрофессионалу это трудно понять и определить на слух, для этого необходимы определенные навыки слушания музыки и, в особенности, хорошего вокала. Однако человеку с «музыкальным» слухом это видно сразу.

2) Детей учат неправильному чтению стихов. Дети тупо воспроизводят ритмическую картинку текста (типа та-та_ та-та_та-та_та-та), игнорируя как мелодическую составляющую, так и содержание.

3) Детей учат «шаблонному творчеству»: «елочки рисуют вот так треугольниками», а «зайчиков лепят вот так шариками». И это сильно подавляет творческое начало в ребенке.

4) Развитие речи просто не может проходить гладко в таком огромном коллективе. Тут будут «звездочки», которых будут привлекать для чтения, рассказывания сказок и ответов на вопросы, а остальные всегда будут в пролете, в то время как раз именно с этими остальными-то и нужен углубленный и иногда даже индивидуальный подход.

5) Логика (сюда же включим математику) - сложнейший для преподавания детям предмет со своей спецификой. Для таких занятий вообще требуется специальная подготовка. Никто этого не проходит, однако многие сады бравируют наличием таких занятий (например по программе Петерсон).

Часто чтобы компенсировать отсутствие возможности получать нормальное развитие, родители вынуждены водить детей в бесконечные кружки (школа искусств, английский, музыкалка и пр.), сокращая, таким образом, и так малое время общения с собственным ребенком, о чем говорилось выше.

На все эти недостатки детсадовского воспитания имеется лишь одно возражение - ребенку нужна социализация и, якобы, без нее ребенку будет трудно адаптироваться впоследствии в школьном коллективе. На это можно возразить, что необходимость общения со сверстниками вполне может быть удовлетворена во дворах, а также в кружках и занятиях для дошкольников, недостатка в которых в стране не наблюдается. Это, кстати, будет два-три часа против 10 часов общения со взрослым и, кстати, родным человеком. Что касается проблем, то действительно серьезной является лишь проблема иммунитета. А адаптация к жизни в социуме проходит, как правило, незаметно. Да, глупо отрицать, что ребенку после домашнего воспитания будет поначалу непросто в школе, однако в этом возрасте он уже способен к тому, чтобы долго обходится без родителей, психологически готов к самостоятельной жизни вне семьи, имеет соответствующие навыки и умения. Кроме того, в школу он идет учиться, и это ему понятно. А для чего его ведут в сад - совсем не понятно. Посему и жалобы в основном не на то, что чей-то ребенок испытывает трудности в школе (он и так может их испытывать, независимо от того, был он до этого в саду, или нет), а на то, что ребенок не хочет идти в сад, и что в этом случае делать. Такие жалобы постоянно слышатся от многих родителей, так что это уже стало какой-то дурной закономерностью.

Продолжение следует...

дошкольник, ребенок, педагогика, воспитание, детские сады, психология

Previous post Next post
Up