К.С.Мельников во дворе своего дома. 1936
«Кредо». 1966 (фрагмент)
Впервые публикуемые сегодня документы - это подготовительные материалы для книги К.С.Мельникова «Архитектура моей жизни» (11 машинописных листов с рукописными вставками 1966-1968 гг.), недавно переданные нами в РГАЛИ, в фонд В.В.Чаплиной.
Как они оказались в архиве писательницы?
По всей видимости, во время своего последнего пребывания в Москве, летом 1969 года, Лидия Чаплина вместе с дочерью Верой побывала в гостях у Константина Мельникова. Отношения между Лидией Владимировной и Константином Степановичем были более чем дружеские - скорее они были родственные, а Вера Чаплина, которой было уже за шестьдесят, продолжала привычно называть Константина Степановича «дядей Костей».
Об отношении Мельникова к семье Владимира Михайловича Чаплина, сыгравшего решающую роль в его образовании и воспитании, лучшего всего говорит значительное место, уделенное воспоминаниям о В.М.Чаплине и его семье в краткой по объему книге «Архитектура моей жизни». Мы уже подробно рассказывали об этом:
http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/11990.htmlВ письме к американскому искусствоведу Ф.Старру К.Мельников дал очень емкую характеристику своему воспитателю: «…американцу трудно представить, что в России были и есть натуры, способные бескорыстно творить Добро…» (Фиалковская Т.А., Гельман Н.А. Памяти В.М.Чаплина // Водоснабжение и санитарная техника. 1983. № 7. с. 29)
Константин Степанович был на три года младше Лидии Владимировны, и, вероятно, у него еще с детских времен сохранилось к ней отношение, как к более старшей. К тому же дочь В.М.Чаплина для Мельникова оставалась воспитанницей и наследницей своего отца, поэтому он не мог не познакомить ее с итоговым трудом своей жизни - подготовленной рукописью будущей книги. Но он не только рассказывает Лидии и Вере Чаплиным о своей рукописи, а передает им копии нескольких ее фрагментов (11 листов), среди которых, как теперь стало понятно, оказались два материала, вообще не попавших в книгу - авторское «Кредо» (1966) и перевод статьи влиятельного американского архитектурного критика Ады Луизы Хакстейбл «Новый мир, старые мечты» (1967), приезжавшей в Москву и встречавшейся с Константином Мельниковым.
Итак, вот сканы этих документов, отныне хранящихся в РГАЛИ, в фонде Веры Чаплиной (№ 3460):
Мельников К.С. Вступление к книге «Архитектура моей жизни» (1966, редакция несколько отличается от книжной, с. 57):
Мельников К.С. Кредо (1966, не включено издателями в книгу):
(отзыв международного жюри выставки в Мадриде (1931), о котором упоминает Мельников, дан в книге на с. 203)
George Waldemar. Les sections étrangères // «L’Amour de l’Art», 1925, № 8, p. 281
(из статьи «Иностранные разделы», о павильоне СССР, (1925) Вальдемара Жоржа (1893-1970) французского критика в области архитектуры; версия перевода отличается от опубликованной в книге на с. 168):
Van de Velde Henry // «Neue Rundschau», 1925; «Werk», 1965, № 1
(из статьи «Парижская выставка декоративного искусства» (1925; 1965) бельгийского архитектора, дизайнера и теоретика Анри ван де Вельде (1867-1957), одного из создателей стиля модерн; в отличие от опубликованного в книге на с. 170 краткого фрагмента, здесь представлен полный текст):
Bourgeois Victor. Salut au constructivisme // de la Revue «Zodiac», № 1. Bruselles, 30.10.1957
(из статьи «Привет конструктивизму» (1957) бельгийского архитектора Виктора Буржуа (1897-1962), представителя функционализма, директора технических работ на Парижской выставке 1925 г.; в отличие от опубликованного в книге на с. 170-171 краткого фрагмента, здесь представлен полный текст):
Aloi Roberto. Esposizioni - Architettura allestimenti, Milano, 1960. XLVI + p. 337
(из книги «Выставочные павильоны и экспозиции выставок» (1960) итальянского художника, скульптора и критика Роберто Алои (1897-1981); не опубликовано в книге):
Huxtable Ada Louise. New world, old dreams. The New York Times, 30.10.1967
(статья «Новый мир, старые мечты» («Нью-Йорк Таймс», 30.10.1967) американского архитектурного критика Ады Луизы Хакстейбл (1921-2013); не опубликована в книге). Увы, это 4-я или 5-я машинописная копия, так что читать ее будет трудновато:
Книга «Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика» (Сост. А.Стригалёв и И.Коккинаки) не была опубликована при жизни Константина Степановича Мельникова. Он умер в 1974 году, книгу издали лишь 11 лет спустя.
Не дождалась публикации и редактор книги Ирина Яковлевна Цагарелли (в выходных данных ее имя указано в траурной рамке), с которой Вера Чаплина познакомилась в 1970-х, в одной из своих поездок в Малеевку. Вера Васильевна, всегда высоко ценившая память великого архитектора и друга семьи Чаплиных, не могла не рассказать редактору издательства «Искусство» о хранящихся у нее материалах. Но, по всей видимости, аналогичными материалами располагали и составители книги - так что эти бумаги остались невостребованными в ее архиве.
И в завершение еще несколько фотографий:
В.М.Чаплин (второй слева) с семьей и своим воспитанником Костей Мельниковым (второй справа) во дворе дома № 16 по Большой Дмитровке (крайняя справа - Лида Чаплина, у которой через 4 года родится дочь Вера). Зима 1903/1904
Константин Мельников с женой, Анной Гавриловной Яблоковой, и дочерью Людмилой. 1913
Они же и Володя Чаплин, 19-летний сын Владимира Михайловича. 1914
В 1919 году Владимир Чаплин, воспитанник петроградского Михайловского артиллерийского училища, как белый офицер был расстрелян большевиками «за антисоветскую агитацию». В Москве остались его жена Евгения и двухлетняя дочь Соня. В.М.Чаплин поселил их в своей квартире.
Евгения Вейс и Соня Чаплина. Начало 1920-х
Прошло еще 10 лет. В 1933 году умерла Евгения Вейс. На этом снимке 19-летняя Соня Чаплина (вторая слева) со своими старшими друзьями, детьми Мельникова - Виктором и Людмилой - и самим Константином Степановичем. Во дворе дома Мельникова. 1936
Наташа Крымова, дочь Сони Чаплиной, (слева) и Люда Михайлова, дочь Веры Чаплиной
Во дворе дома 16 по Пушкинской. 1948
При подготовке этого поста использованы фотографии из архива Веры Чаплиной и семейного архива Наталии Крымовой.
.