Выпуск 42:
...Уголёк - Флюс…
316. Уголёк, лис.
Воспитанник площадки молодняка Московского зоопарка [конца 1940-х - начала 1950-х].
Самый черный лисенок выводка, получивший прозвище «Уголек», был самым маленьким и слабым, и ему всегда доставалось меньше еды, чем братьям и сестрам. Совсем ослабший Уголек был взят на площадку, где случайно стал выкормышем кошки Мурки. Герой одноименного рассказа Чаплиной (1955).
317. Урс, енот.
Из коллекции Московского зоопарка 1930-х; воспитанник площадки молодняка 1933 г. Родился, по-видимому, в зоопарке, но рано остался без матери, и его выкормила бригада юннатов-кюбзовцев.
(из книги «Малыши с зеленой площадки»)
Осенью, после закрытия площадки, был оставлен в зоопарке и постепенно начал дичать.
«16/IX - 33 г.
У пустой клетки медв. сидел старик, его фигура выражала скорбь, а лежащая со свертком рука была закрыта упавшими листьями. Мне хотелось подойти и его утешить, сказав, что медвежата в хороших руках, но слишком он напоминал человека, сидящего у дорогой ему могилы и потерявшего больше, чем зверей. Я прошла мимо, а когда он ушел, то на скамейке одиноко лежал забытый им сверток с принесенным мишкам лакомством. Мне было очень тяжело и за старика, потерявшего медвежат, и за медвежат, потерявших свободу. Урс совсем одичал в новом месте, и, хотя, пойманный, не кусает, но и не подходит сам».
(РГАЛИ, ф. 3460)
В начале 1934 года Вера Чаплина вновь начала заниматься с Урсом, приручать его для работы на выездных лекциях:
«Урс, самец, рожден весною 33 г. Нрав - трусливый.
20/I-34 г. Урса перенесли в пер.[перевозную?] вольеру. Забился в домик и не выходил из него в течение дня. Положенный корм не ел. При подходе забивался в угол и огрызался.
21/I Корм остался нетронутый. Из домика не выходил, при подходе забивался в угол. Трогать не стала. Успокаивающе говорила, потом ушла.
22/I Вошла, Урс лежал в домике. Села рядом, говорила. Урс забился и рычал. Дала шапку, чтобы познакомить с запахом. Укусил. Не вынимая, держу. Кусает. Потом стал нюхать. Нюхал долго и, вдруг, закричал. Я ответила. Насторожился и крикнул опять. Так несколько раз. Подвинула шапку, не тронул. Когда обращал на нее внимание, дотронулась. Укусил шапку. Не принимая, стала чесать. Успокоился и не трогал.
23/I Вошла. Осторожно вышел из конуры. Отошел в угол и бегал. Стояла рядом, не шевелясь, тихонько села. Когда пробегал рядом, поднимала руку. Тихонько трогала. Урс остановился и потянул носом. Дала шапку. Обнюхал и закричал. Дала руку. Обнюхал и отошел. Дал себя еще трогать.
25/I Вошла. Насторожился. Подошла к домику, потянул носом и крикнул. Протянула шапку. Понюхал крикнул. Вышел. Подошла. Пробегал мимо. Первый раз погладила.
29/I Первый выезд, в Дубровке. [неразб. Мих.?] протянул руку. Рыча, забился, подошла я, понюхал руку, дал взять. Когда увидел много народу, сильно испугался, жался ко мне и дрожал.
31/I-34 Второй выезд. Давался в руки. Вынимала три раза. Злился меньше и последний раз ел печенье.
1/II Подошла к клетке. Урс стал в углу. Позвала, поднял голову и смотрел. Не могла найти ключ. Урс все это время смотрел, а потом стал нюхать воздух, встал и подошел к решетке. Просунула пальцы, понюхал и лизнул. Ключ нашла, подпустил свободно…»
(Дарвиновский музей)
«…9/ II Была на выездной лекции. «Урс» держался совсем спокойно. Не боялся ребят и не дрожал. Ребята угостили его конфетой, которую он съел с удовольствием. То, что он ел при публике, показывает, что Урс уже освоился с выездами…»
(РГАЛИ, ф. 3460)
318. Урс, лайка.
Рослая сибирская лайка, охотничья собака одного из егерей заповедника Беловежская пуща; персонаж книги В.Чаплиной и Г.Скребицкого «В Беловежской пуще» (1949). «…Она была вся серая, с острой мордой, широким лбом и торчащими ушами. Дайка очень походила на волка, только хвост у нее не висел вниз, как у волка, а был закручен кверху круглой баранкой…»
319. Уэльс, волк.
(фотоальбом В.Чаплиной)
Из коллекции Московского зоопарка 1920-х. Его имя упоминается в блокноте Чаплиной с записями наблюдений в Зоопарке (осень 1928 - весна 1929).
320. Файка, яванский макак.
Из коллекции Московского зоопарка начала 1940-х; в 1941 году с группой особо ценных животных была эвакуирована в Свердловск.
321. Фалька, собака.
Собака, выкармливавшая детенышей-отказников в Московском зоопарке, упоминается Чаплиной в дневнике по воспитанию Кинули (20 февраля 1936 г.):
«У динго «Яблочко» родилось четыре щенка. Утром, когда пришел служитель, двое валялись в клетке разорванные, один лежал в углу, а одного она таскала.
…Загрызла еще одного, а четвертого бросает по клетке, таскает и кусает. Щенок весь в ранках очень слабый и даже не подает голоса. Чтобы не загрызла, пришлось отнять.
У собаки Фальки щенята большие, и подсунуть к ней малыша не удалось. Пришлось его взять домой…»
(РГАЛИ, ф. 3460)
322. Флёкки (Флокки), шотландская овчарка.
Одна из домашних собака Веры Чаплиной во второй половине 1920-х. Летом 1927 года по просьбе Л.В.Чаплиной Вера привозила Флёкки к ней в Сочи (ехала из Москвы на поезде с двумя собаками):
19-летняя Вера Чаплина с Реди и Флёкки. Сочи, 1927 г.
В 1928 году Лидия Владимировна опять пишет из Сочи в Москву - в мае: «...Редику и Флёкки пожмите лапки. Пришлите кого-нибудь из них с Валей ко мне...», - в августе: «…если у Веры будут породистые щенки от Флёкки, пусть мне оставит одного кавалера…»
323. Флюс, бурый медвежонок.
Воспитанник площадки молодняка Московского зоопарка 1936 года. Упоминается в статье Г.Степанова «Площадка молодняка. Рассказы о Московском зоопарке» // газета «Пионер» (Курск) от 04.10.1936:
«…особенно стало тесно, оживленно, когда Вера Васильевна выпустила на площадку молодых рыжих, очень общительных собак [динго]. Лая и прыгая, они заполнили площадку энергичнейшей собачьей суетой. Несколько из них уцепилось зубами за красные, зеленые, желтые, резиновые ленты и повисли в воздухе, стараясь растянуть неподдающуюся резину. Эта игра понравилась и волчатам. Они расхватали остальные ленты. Одна из рыжих собак обнаружила на трапеции мяч, привешенный на тугой резине. Она прыгнула на него, подбежали другие собаки и тоже начали прыгать. Скоро в компанию прыгающих собак влез медвежонок “Флюс”. Неуклюжий, но ловкий, он высоко подскочил и упал. Четверо собак дружно навалились на него и начали игриво трепать и катать его по земле, не давая подняться ему на ноги.
Улыбаясь и пряча что-то в полу белого халата, Вера Васильевна пошла в самый центр площадки. Любопытные собаки тотчас запрыгали вокруг нее, стараясь разгадать, что несет Чаплина. Женщина наклонилась и выпустила из халата на землю маленького ежонка. Ежик живо свернулся, выставив во все стороны острые иглы. Собаки ткнулись носами в него, больно накололись и залаяли. На лай сбежались медвежата, волчата и остальные звери. Колючий комочек интересовал маленьких зверей. Один Мишка захотел ежика взять в зубы, но так наколол себе нос, что на глазах у него выступили слезы. Он сел, поднял лапки к лицу и, жалуясь на свое бессилие, по-детски захныкал. Однако ему долго не пришлось сидеть. Медвежонок “Флюс” подкрался сзади и повалил его на землю…»
Продолжение следует…
.