Наблюдая пролетающие у них над головой самолёты меланезийские туземцы, приходили в состояние чрезвычайного возбуждения. Однако эти парящие в небе объекты никогда не сходили оттуда к ним, а опускались только к одним белым.
Происходило это потому, что у белых людей в специально-отведённых для этого местах находились особые, очень похожие на те, что пролетали над головой у меланезийцев, объекты, которые как раз и служили приманкой для самолётов.
Поняв это, туземцы сами начали строить символизирующие летающие объекты конструктивные муляжи, используя для этого дела те материалы, которые у них были под рукой, то есть пальмовые ветки, солому и лианы.
Также, они выделили специальные участки земли, разметили их, расчистили, и стали усердно освещать по ночам кострами, терпеливо ожидая, когда вожделенные летающие объекты сойдут к ним с небес.
Не обвиняя бродящих сегодня по нашим урбанистическим джунглям человеко-образных собирателей-гаджетоманов в примитивизме (хотя, почему бы и нет?), мы бы вполне могли использовать всё вышесказанное в качестве некой аллегории современного общества потребления.
«Ожидатель» потребительского чуда, точно так же как и его меланезийский собрат пытается выстроить из массы окружающих его объектов потребления некие «муляжи счастья», в ожидании (моралист не преминул бы заметить - отчаянном) того, что настоящее счастье всенепременно снизойдёт на заботливо подготовленную для него «площадку».
Разумеется, я вовсе не пытаюсь преподнести всё это в качестве нового метода исследовательский аналитики, так как всё вышеизложенное, есть всего лишь примеры «функционирования» персонального и коллективного потребительского менталитета.
Но и на этом довольно-таки поверхностном уровне мы вполне можем рискнуть сделать следующее обобщение:
- «Потребление» - является функцией от - «магического способа мировосприятия» и поэтому функционирует по его законам и контролируется ими
· Повседневная жизнь в Обществе Потребления определяется и управляется ментальностью, основанием своим имеющей именно - «магический способ мировосприятия»
· «Магический способ мировосприятия» - есть примитивная форма менталитета, поскольку своей основой последний имеет убеждённость его - «носителя» - во всемогуществе - «ментального воздействия» /точнее сказать - убеждённость - «реципиента» - в действенности порождаемых им (или же - «ретранслируемых» - через его посредство) образов, знаков и т.п. (то есть - неких априорных условностей), в их способность воздействовать на Реальность. Наличие данной убеждённости, по сути ничем не отличает - «носителя» - подобного - «способа взаимодействия» - с Реальностью, от примитивнейшего - «доисторического» человека - «носителя» веры в - «действенность», какой-нибудь - «симпатической магии» - примечание ВТ/ - · То, что мы имеем в данном случае (то есть - всё сказанное выше о меланезийских - «ожидателях» чуда, равно как и об их белых собратьях в - «Обществе Потребления» - примечание ВТ), это как раз и есть проявления веры во всесилие - «знаков».
«Благосостояние», по своей сути, является простым накоплением «знаков счастья», поэтому «удовлетворение» даруемое «объектами потребления» есть полный аналог и эквивалент меланезийских «самолётов» из банановой кожуры и соломы.
Именно само по себе - «предвкушающее чаяние» грядущего чуда (как Великого Удовлетворения, Тотального Изобилия и Окончательного Ликующего Торжества), и питает безумное упование его - «ожидателя» -консьюмера посреди беспросветной пошлости окружающей его повседневной действительности.
И те - «микросатисфакции»*
* а точнее говоря - «компенсаторно-возместительные ублажалки» (подробнее об этом в главе «Ублажение и усмирение: два аспекта воздействия» в первой книге Ж.Бодрийяра «Система вещей» -
http://vasia-tapkin.livejournal.com/189286.html)
которые даруются консьюмеру «объектами потребления» есть не что иное, как составные элементы той же самой «заклинательной практики» меланезийских туземцев, то есть некие «средства», которые необходимы для «призывания» и «сведения» с небес настоящих, «всамделишных» Счастья и Блаженства.
В ежедневной практике консюмеризма потребляемые блага воспринимаются не как следствие прилагаемых самим человеком усилий, и даже не в качестве результатов неких «объективных» производственных процессов, отнюдь, они «переживаются» именно как чудо.
Тут необходимо заметить, что, конечно же, существует определённое различие между меланезийским дикарём и телезрителем, нажимающем кнопку на пульте в ожидании, когда образы со всего мира слетятся к нему на экран.
Ретранслируемые телевидением «картинки», как правило, подчиняются подобного рода «нажиму», в то время как реальные самолёты никогда не приземляются, побуждаемые к тому магическими заклинаниями.
Но этой несомненной технической «победы» отнюдь не достаточно для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что поведение потребителя управляется законами реальности, а поведение дикарей обусловлено чем-то выдуманным и на самом деле не существующим.
Доказательством идентичности душевного устроения (современного консьюмера и «дикого» меланезийца - примечание ВТ) как раз и является тот факт, что:
- · вера дикарей в силу и действенность их магии никогда не исчезает (если произведённые ими действия и не привели к ожидаемым результатам, то только потому, что сами дикари не исполнили всего для этого необходимого)
- · явление телевизионных образов происходит снова и снова, не переставая при этом восприниматься именно как чудо
* то есть как следствие «нажатия на кнопку», а вовсе не как конечный итог функционирования громадного и крайне сложного производственного «механизма», который как раз и отвечает за «изготовление» и «доставку» потребителю этих самых «образов» - примечание ВТ.
За последнее необходимо поблагодарить технологию, которая «принципиально» стирает из сознания потребителя любые следы реальности и притом стирает их настолько глубоко, насколько сознание потребителя может быть ими встревожено.
Технология целиком и полностью «вычищает» из этого сознания тот длительный производственный процесс, который только и обеспечивает саму возможность потребления телевизионных образов.
И осуществляет она это настолько эффективно, что телезритель, как настоящий дикарь, переживает опыт их «приёма», как опыт «овладения» ими с помощью некой магической силы.
_______________________________
Перевод с английского ЮЛ и ВТ; выполнен по изданию - «The Consumer Society:
Myths and Structures» by Jean Baudrillard. (Sage, London, England, 1998).
Общество потребления. Часть I. Глава 2. Магический Статус Потребления_2