Часть I. Глава 2. Магический Статус Потребления_1 Миф о Карго
Таким образом, «объекты потребления» являют себя и представляются консьюмеру, как «подаваемые» ему, как результат использования им некой «силы», но никогда не воспринимаются в качестве воплощённых в предметах итоговых результатов его собственного труда.
В более широком смысле, отделённое от своих реальных - содержания, истоков и причин изобилие ощущается потребителем, как «благословение природы», как «манна небесная», как снизошедший к нему с неба «дар богов».
При контакте с белым, меланезийцы (вернёмся к ним) разработали и установили особую мессианскую форму религиозного поклонения: культ карго*
* от англ. cargo - груз - примечание ВТ.
Белые, рассуждали они, живут в полном достатке, в то время как меланезийцы не имеют ничего, и происходит это потому, что белые (конечно же, прибегнув к помощи своей магии - примечание ВТ) сумели «переманить» и присвоить себе все те богатства, которое предназначалось им, чёрным, их предками, ушедшими некогда за край Земли.
Но, в один прекрасный день, когда чары магии белых рассеются, ушедшие предки меланезийцев вернутся к ним с чудесным «грузом», и тогда они больше никогда не будут знать нужды.
Кстати, именно по этой причине «слаборазвитые» народы и воспринимают помощь им со стороны Запада, как что-то само собой разумеющееся и ожидаемое, и более того - как нечто давно, и по праву им принадлежащее.
Как чудесное «возвращение» не имеющее никакого отношения ко вполне реальным - истории, технологии, продолжающемуся прогрессу и мировому рынку.
Но если взглянуть на всё это более пристально, то не окажется ли, что и западные «бенефициарии» экономического чуда в массе своей ведут себя точно таким же образом?
Разве сама «потребительская масса», будучи со всех сторон окружена миражами «ханаанских долин» и убежденная бесконечными рекламными заклинаниями, не воспринимает изобилие именно как - естественное для себя «положение дел», как «факт» и подтверждение того, что все это ей было даровано свыше и что она имеет законное и неотъемлемое право на те довольство и благосостояние в которых она пребывает?
Вера в потребление является новым элементом бытия; и грядущие поколения теперь воспринимают себя именно в качестве «законных наследников», но наследуют они уже не только некие «просто блага», а и своё «естественное право» на изобилие.
Поэтому в то время как миф о карго клонится к закату в Меланезии, он снова восходит на Западе.
Ибо даже если изобилие и становится привычным повседневным фактом, оно по-прежнему воспринимается как каждодневное чудо, поскольку не представляется чем-то «изготовленным» и «произведенным», или как что-то достигнутое в результате невероятного исторического и социального напряжения.
Нет - изобилие воспринимается, как нечто дарованное нам Благодетельными и Чудодейственными Инстанциями, законными наследниками которых мы являемся - Технологией, Прогрессом, Развитием и т.д., и т.п.
Разумеется, это вовсе не означает, что наше общество объективно и определенно, не является, прежде всего, обществом производительным, производительной системой и в силу всего этого сферой экономической и политической стратегии.
Но это означает, что сама по себе система производства отныне неразрывно связана и переплетена с системой потребления, которая просто по определению является системой манипуляции знаками.
Именно в этом смысле мы и можем попытаться провести (разумеется, довольно-таки рискованную) параллель между системой потребления и магическим способом мышления, ибо как одно, так и другое обретаются и функционируют в области лежащей по ту сторону знаков и потому находятся под их непосредственным «влиянием», «покровительством» и «защитой».
Все больше и больше аспектов современной нам социальной действительности (причём именно тех её аспектов, которые являются «фундаментальными» для образующих её «ткань» социумов) переходят под «юрисдикцию» логики знаков становясь предметом исследования её «кодов» и «символических систем»*.
* то есть «знаковых систем», или точнее - организующихся в определённые системы знаковых совокупностей - примечание ВТ
Однако всё вышесказанное вовсе не характеризует эти социумы как примитивные или неразвитые, а потому проблема выявления «исторического происхождения», как самой этой логики, так и её «означений» остается одной из главных «повесток дня».
Анализ «кодов» и «знаковых систем» в обязательном порядке должен дополнять исследования в области процессов материально-технического производства в качестве их теоретического продолжения и развития.
_______________________________
Перевод с английского ЮЛ и ВТ; выполнен по изданию - «The Consumer Society: Myths and Structures» by Jean Baudrillard. (Sage, London, England, 1998).
Общество потребления. Часть I. Глава 2. Магический Статус Потребления_3_1