УБЛАЖЕНИЕ и УСМИРЕНИЕ: два аспекта воздействия 1

Jul 12, 2011 15:31


1.

За «колдовской музыкой» непрерывно-бесконечного, «молитвенного» воспевания вещей необходимо уметь распознавать реально задаваемую рекламой - жёсткую и категорически-безоговорочную «установку»:

«Посмотри, как всё общество, весь «мир» во всей своей полноте кротко и смиренно приспосабливает самоё себя к тебе и ко всему тому, что для тебя вожделенно, поэтому согласись - было бы только справедливым и разумно-обоснованным, чтобы и ты в свою очередь, всецело приспособился к нему и стал неотъемлемой частью этого общества».

Убеждение, по слову Вэнса Паккарда, происходит всегда совершенно незаметно для самого убеждаемого, однако его истинное предназначение состоит не столько в «понуждении» последнего к приобретению чего-либо, и даже не в «умиротворении» его посредством погружения в «изобилие» вещей.

Скорее уж целью данного внушения является подспудно усваиваемое «реципиентом» побуждение к принесению своей личности «в жертву» социальному «консенсусу», ради всеобщего «мира и согласия» в социальной системе.

А сама по себе вещь всего лишь выполняет функцию некоего персонального «посредника», оказывающей определённого рода услуги «дуэньи» в «любовном романе» между социальной системой и встроенным в него индивидом - вами*.

*кстати, именно поэтому, она, по своём приобретении, оказывается, зачастую и просто - не нужной, излишней - примечание ВТ.

При этом не имеет особого значения, «выстраивается» ли реклама на эксплуатации образа матери с её «безграничной любовью и заботой» или же она эксплуатирует извечную человеческую страсть к некоему игровому действу, «розыгрышу».

Она всегда содействует одному и тому же - поощрению «разворота» индивида в «сторону» противоположную той, где происходят реальные социальные процессы, такие как - труд, производство, спрос, стоимость, и т.д. и т.п.

Она всегда уводит человека от реальности, от всего того, что могло бы хоть как-то поколебать всё это благостно-«полюбовное» единение (индивидуума и социальной системы в столь необходимом последней «консенсусе» - примечание ВТ), «потревожить» весь этот «вол­шебный роман».

Нечто (предмет, вещь, услуга) вовсе ещё и не было вами приобретено, вы лишь каким-то образом обнаружили своё «вожделение» к «этому» и тут же вся «система вещей», как нежно любящая мать, «призвала» и «поставила под ружьё» всех своих инженеров, техников, и т.д. дабы всецело потворствовать вам в его «ублажении».

Наступление эры индустриализации уже само по себе подразумевает разделение труда, отделение труда от его конечного результата, от - «продукта», «изделия»; поместив  же между трудом и его результатом ещё и образ безбрежной «материнской любви и заботливости», реклама вбила в «трещину» этого изначального разделения последний, окончательный «клин».

Именно вследствие «внедрения» всей этой рекламной «образности» как раз и произошёл окончательный разрыв между «изделием» - («продуктом труда») и «потребительским товаром» - («вещью»).

Это и есть истинная причина того, что «продукт» уже не воспринимается более как таковой (то есть как нечто «сущее», как что-то облада­ющее своими собственными, «субъективными» - смыслом, предназначением, «историей» и т.д.), а всего лишь как некое, абсолютно внешнее по отношении к самому его приобретателю «благо», то есть как - «объект», «вещь».




Точно так же реклама разделяет производителя и потребителя в одном и том же индивидууме посредством всецелого погружения его личности в оглушительную какофонию «системы вещей» (с органически присущей последней бесконечным их разнообразием).

Все её усилия направлены на воссоздание и возрождение в индивидууме именно младенческой «не­-различаемости» самой вещи и её «вожделённости» для него.

То есть реклама фактически «отбрасывает» потребителя к той «фазе» развития, пребывая в которой дитя еще не в состоянии отли­чить саму мать от приносимых ею «даров».

В действительности же её заботливый «увод» в сторону от реальности это всего лишь способ сделать самоё реальность наиболее «податливой» и «покорной».

Посред­ством рекламного внедрения некой «кажимости» реальности (как вполне реальной «социальной инстанции»), «благословляется» и «освящается» именно фактически существующий тип производства и эксплуатации.

За «ширмой» всей этой рекламной «психагогии», мы должны уметь распознавать демагогию политического дискурса, чья собственная тактика также ос­нована на «раздвоении» - на «отделении» социальной действительности от её «образа»*.

*точнее - от порождаемого в процессе «считывания» («проецируемого» этим «образом» вовне «изображения» самой действительности), некоего, не имеющего ничего общего с реальностью «представления» о ней - примечание ВТ.

Именно эта «тактика», скрывая и надёжно упрятывая самоё реальность за её, не поддающейся внятной расшифровке «кажимостью», и не оставляет самой личности никакого иного «шанса» кроме как «саморастворения» в совершенно внешней ей «заботливо-материнской» сре­де и, в итоге, полного «поглощения» ею.

Когда реклама фактически внушает вам:

«Общество целиком и полностью, абсолютно во всём приспосабливается к тебе и твоим нуждам, так что помоги ему в этом - целиком и полностью включись в него сам, прими его правила и ценности»,

предлагаемая ею «взаимность», разумеется, чистейшей воды - «подлог»: к вам «при­спосабливается» всего лишь некая «кажимость» реальности, вы же вза­мен обязаны приспособиться ко вполне реальной (и при том очень даже жёстко-структурированной - примечание ВТ) социальной системе.

Именно так и получается, что посредством кресла - «идеально сочетающегося с формами вашего тела»*,

*реминисценция, отсылающая к главе - «Кресло, которое позволит вам воспарить - или Социальная Система в роли «Заботливой Мамочки» - данной книги - примеч.ВТ.

вы и сами «идеально сочетаетесь», со всем технико-политическим строем самой социальной системы, и крепко-накрепко «повязываетесь» ею по рукам и ногам.




Продолжение: Ублажение и Усмирение 2

Бодрийяр, Переводы

Previous post Next post
Up