О скитаниях вечных и о Москве. Часть 5: всё, что осталось

Mar 31, 2018 15:35



В прошлых частях я показывал отдельные районы Москвы Космической: Останкино со знаменитыми монументами и домом Сергея Королёва; Ходынку с её полем, где космонавтика отпочковалась от авиации; далёкое Тушино с обломками "Бурана" и экранопланом на Канале имени Москвы; технократическую Бауманку на месте Немецкой слободы. Но немало космического рассеяно и по другим столичным районам, как например планетарий, космические министерство, всякие институты и заводы, и в том числе Центр Хруничева в Филях, где делается наша тяжёлая ракета "Протон".

А название цикла, если кто не догадался - аллюзия на рассказ Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о Земле".

Начнём в этот раз на станции метро "Баррикадная", у Садового кольца. Над этой его частью нависает "почти сталинская высотка" гостиницы "Пекин" (1940-56) на той самой Триумфальной площади, что чуть не стала Площадью 31 числа каждого месяца. Здание со шпилем задумывалась как ни много ни мало администрация ГУЛага с ведомственной гостиницей чекистов, но пока строили, прерываясь на войну, ГУЛаг в его тогдашнем смысле кончился, а архитектору пришлось перерабатывать проект. И хотя советско-китайская дружба также закончилась вскоре после открытия гостиницы, название её так и осталось, и на мой взгляд это одно из красивейших зданий Москвы. За домами справа скрываются Патриаршьи пруды, где не стоит разговаривать с незнакомцами, и в тихом дворике сама Нехорошая квартира, где даже есть гигантский чёрный кот.

2.


А слева в переулке, вклиниваясь в начинающийся прямо за домами зоопарк, темнеет глухим куполом Большой Московский планетарий:

3.


Над ним уже настоящая сталинская высота (156м, 1948-54), которую я с детства помню как Красное Здание на Площади Восстания. Из "семи сестёр" она самая готическая:

4.


Планетарий, где в купольном зале для лежащих зрителей имитировалось небо с движение звёзд и планет - немецкое изобретение. Может быть потому, что Германия была мировым лидером в области оптики, и первый в мире опытный планетарий открылся в 1922 году в Йене близ завода Цейсса. Затем в Германии начался натуральный бум строительства планетариев, за её пределами первыми подхватили идею Австрия и Италия, а следом за ними и СССР - Московский планетарий строился в 1927-29 годах, и интересен хотя бы как образец конструктивизма.

5.


У входа, как бельё, развешаны планеты вокруг Солнца:

6.


В 2002-11 годах планетарий пережил затяжную реконструкцию, общественность несколько раз успела его похоронить, но тем не менее вот он - работает. Там есть собственно планетарий, обсерватория с крупнейшими в Москве общедоступными телескопами, музей исторического оборудования "Цейсса", кинотеатр и всякая интерактивка - вот например "Лунариум", а в подвале есть ещё и "Марс-Тефо" (от "терраформинг"). Работает там, судя по всему, много замечательных людей, и для субкультуры популяризаторов космонавтики это была одна из важных точек объединения. В первую очередь заведение, конечно, для детей, и я не знаю, будет ли там интересно взрослому - билет довольно дорогой (600 рублей, кажется), и я пожалел денег. Но сквозь турникеты смотрится всё весьма заманчиво:

7.


Следующий объект - на соседней по Кольцу "Белорусской", в пяти минутах ходьбы от Белорусского вокзала. В посте про Останкино я показывал ещё и всякие достопримечательности вдоль "оранжевой" линии метро, среди которых был небоскрёб "Роскосмоса" на "Проспекте Мира". А здесь, на тихой зелёной Миусской площади высится бывшее Министерство общего машиностроения. Названия стратегических отраслей при Советах любили обтекаемые - взять хоть ЦНИИмаш, НПОмаш или Институт медико-биологических проблем, в которых ни слова нет о космонавтике. Так и "Минобщмаш" надо понимать как "Министерство ну в общем кому надо, тот знает, чего". Съехало отсюда, заодно став Российским космическим агентством (а позже "Роскосмосом") оно в 1991 году, но славное Время первых, Луноходы и межпланетные аппараты, запуск станции "Мир" и создание "Бурана" - всё курировалось отсюда. Впрочем, справедливости ради, можете ли вы на память назвать хоть одного министра общего машиностроения? Главным по космосу в СССР всё равно был начальник Королёвской "Энергии".

8.


Миусская площадь образовалась в конце 17 века как лесосклад у Тверской заставы, но с ростом города пожароопасное заведение было выведено куда-то подальше, вокруг строились доходники и трамвайные парки, а непосредственно площадь на рубеже 18-19 века стала своеобразным "латинским кварталом" с целой плеядой учебных заведений ярко выраженного гуманитарного профиля. На другой её стороне - знаменитый РГГУ (в гуманитарных науках с МГУ исправно соперничает), основанный в 1911-12 годах, а здесь - Московский археологический институт, открытый в 1913 году. В 1920-е он вошёл в состав МГУ, а в 1950-х вместе с ним переехал на Воробьёвы горы. Освободившееся здание с дореволюционным корпусом и конструктивистскими пристройками занял Минобщмаш. В 1970-х с обратной стороны к нему пристроили новые башни, ну а сейчас тут обитает Министерство экономического развития.

9.


А вот ДК имени Зуева (1927-29) по соседству к космонавтике отношения не имеет ни малейшего - просто шедевр раннего безудержного конструктивизма. Подробнее о Миуссах читайте у deletant.

10.


На "Красных воротах", уже не на Кольцевой линии, но хотя бы на Садовом кольце, мы уже бывали - вон в том здании бывшего доходника Афремова (1904) у подножья сталинской высотки (1954, 138м) всё начиналось: в его подвале в 1931-33 годах собирался МосГИРД (см. отдельный пост), и молодой Сергей Королёв, увлёкшись мечтой о Марсе, именно там соорудил первую отечественную ракету, которая реально смогла полететь.

11.


Но сейчас пойдём по Садовому кольцу в другую сторону, относительно кадра выше - назад. Думаю, не меня одного озадачивала здесь глухая чёрная ограда готического вида, за которой воображение само дорисовывало тайные лаборатории по созданию чудовищ.

12.


На самом деле это ВНИИЭМ - Все(союзный)российский научно-исследовательский институт электромеханики имени Андроника Иосифьяна, экстренно созданный в 1941 году как НИИ-621 для разработки "торпед-танкеток", то есть дистанционно управляемых самоходных мин. У немцев такие к тому времени были, и я даже показывал их в парке "Патриот", и хотя их советский аналог здесь так и не создали, создали много всего другого - полевые радиостанции, системы для дистанционного подрыва мин и для корректировки огня, а после войны весь этот опыт оказался незаменим в космической программе. Иосифьян не входил в "великолепную шестёрку" Королёвского Совета, как упомянутые в прошлой части Бармин, Кузнецов, Рязанский и Пилюгин, но всё же участвовал в совещаниях Совета Главных, и Королёв в своих мемуарах называл его "главным электриком всех ракет". В прошлом ВНИИЭМ делал советские ЭВМки, до сих пор делает системы контроля и безопасности ядерных реакторов, а для космоса с 1963 года создал без малого сотню спутников, запускавшихся с Капустина Яра, Байконура, Плесецка и даже Восточного. Самые новые здешние спутники - "Канопусы", а самые массовые, почти крупносерийные - метеорологические "Метеоры", которых в 1960-70-е годы было запущено 36 штук.

13. из музея Института космических исследований.


Впрочем, как я понимаю, делают их не в этом московского квартале, а в Истре, где у ВНИИЭМ большая площадка с испытательной базой. Истру среди подмосковных "космоградов" я как-то обошёл вниманием, и может быть зря. На Красных Воротах ВНИИЭМ занимает целый квартал по Хоромному тупику, и его постройки (на самом деле ренессансные, но мне всё хочется назвать их готическими) - это бывшая усадьба Дервизов (1886):

12а.


Не знаю, бывают ли её ворота когда-либо отпертыми. Многие ценители архитектуры и краеведы мечтали попасть внутрь - но это практически невозможно, и каменная ограда неприступна, словно крепостная стена.

14а.


Кое-что видно с другой стороны Садового кольца, и судя по всему, к архитектурным памятникам космические электрики относятся весьма тактично:

14.


Упомянутый Институт космических исследований расположен на метро "Калужская" оранжевой линии, ближе к конечной, чем к Садовому кольцу. Это типичная московская "сороконожка" 1960-х годов, но всё же примечательная барельефами "про космос". Метро мне с детства казалось чем-то космическим - эти стремительные переезды в тёмных тоннелях с загадочными огнями, и конечно же неизменные перегрузки в час-пик. Целый архитектурный жанр - это космические станции метро. Я показывал таковые в Ташкенте и Екатеринбурге ("Проспект Космонавтов"), Самаре и Новосибирске ("Гагаринская"), Алма-Ате ("Байконур"), а вот в переполненной космическим наследием Москве, как ни странно, подобной станции нет, лишь барельефы на "Калужской" и "Таганской".

15а.


ИКИ стоит от мощной Профсоюзной улица справа, а слева, на крутых холмах предгорий Тёплого Стана, раскинулся целый город институтов в советских бетонных корпусах. Я искал Научно-производственный центр автоматики и приборостроения (НПЦАП!) имени Николая Пилюгина, уже знакомого нам по прошлой части - в Совете Главных он отвечал за автоматику ракет. Из Дангауэровки сюда предприятие переехало в 1963 году, но специализация его неизменна - здесь создавались и уникальные "мозги" "Бурана", и системы управления межконтинентальных баллистических ракет. Если вдруг разгонный блок не вывел спутник на целевую орбиту к вящей радости всех СМИ - это тоже скорее всего местная недоработка. НПЦАП принадлежит вон тот глухой корпус на заднем плане, а ещё один недостроенный корпус выкупила Московская финансово-юридическая академия да в 2012-17 годах довела до ума. В её дворе новые отечественные технологии символизирует старый вертолёт Ми-2 польской сборки, который не выпускают с 1992 года.

15.


По соседству - НИИ "Полюс" имени Митрофана Стельмаха. Здесь с 1962 года разрабатываются лазеры - в том числе медицинские, промышленные и военные. СССР в разработках лазерного оружия продвинулся дальше, чем США сейчас, поэтому по тяжёлым лазерам у России остался хороший задел.

16.


Институт физической химии и электрохимии имени Александра Фрумкина занимается коррозионной защитой и какими-то нанотехнологическими делами, но в народе ходят слухи, будто в "планетарии" за корпусом спрятан ядерный реактор. Вокруг здания тихо и пусто, но внутри него что-то гудит, как котельная.

17.


Конструкторское бюро точного машиностроения имени Александра Нудельмана существует с 1934 года, и его дело - артиллерия. Именно местные пушки в своё время гордый Челомей хотел поставить на "Алмаз" (см. Реутов), который стал бы первым в мире боевым космическим кораблём (любопытные "Шаттлы" отгонять). Впрочем, КБ Точмаш тут выглядывает сзади, а на переднем плане бывший "Книгоэкспорт", башня бизнес-центра "Neo Geo" же торчит из ликвидированного станкозавода:

18.


Институт кристаллографии имени Алексея Шубникова озабочен вопросами, как вырастить кристалл, а его корпус 1960-х годов хорош своим конструктивистским обликом:

19.


А вот здесь с 1957 года занимаются приборами, которые пригодятся ровно в единственном экземпляре, и за полвека создали таковых больше 3000. В общем, у "Калужской" - район той прекрасной эпохи, когда советская наука лидировала в мире, а в возможную победу коммунизма верили многие как из тех, кто "за", так и из тех, кто "против". Но потом в капстранах случилась "научно-техническая революция", отношения науки с государством и бизнесом стали строиться по абсолютно другим принципам, совершила рывок микроэлектроника, а мы враз оказались в прошлой эпохе. Примерно то же самое было на рубеже 18-19 веков, когда англичане освоили паровую машину и выплавку стали, и Россия за считанные десятилетия из промышленного лидера сделалась глубоким аутсайдером, что так наглядно показала Крымская война...

19а.


Поэтому теперь отправимся в Фили - район на западе Москвы со странным, как будто и не русским названием. Деревня Хвили в москворецкой излучине известна с 1454 года, и владели ей именитейшие роды - Мстиславские, Милославские и Нарышкины (при которых она была селом Покровским). В историю она вошла "советом в Филях" 1812 года, который генералы во главы с Кутузовым держали в одинокой крестьянской избе. Там они и приняли то судьбоносное решение "сдать Москву, чтоб сохранить Россию" и победить "галлов" не силой оружия, но голодом и холодом, продолжением чего стал Великий Московский пожар. В 1860-х годах обедневшие Нарышкины распродали свои филёвские владения новым капиталистам, и в последующие десятилетия историю этого предместья определила железная дорога на Брест (1870) и выросшие вдоль неё заводы. В 1931 году Фили вошли в состав Москвы, а в конце 1950-х сюда пришла "голубая" Филёвская линия. От станции метро "Багратионовская" по улице Барклая я вышел на Большую Филёвскую улицу:

20.


Одним из заводов, принесённый сюда железной дорогой, стал Второй "Руссо-Балт", в 1916 году эвакуированный из прифронтовой Риги: как российский центр высоких технологий, в Первую Мировую Рига изрядно обогатила тыл. В 1921 году был образован Первый государственный бронетанко-автомобильный завод, однако с тяжёлой техникой что-то не зашло, и в 1923-м предприятие сдали в концессию немецкому "Юнкерсу" делать самолёты. Договор был заключён на 30 лет, но уже в 1927 советская власть его расторгла, национализировав завод. Сначала он был авиазаводом №7, потом стал №22 имени 10-летия Октября, а во время войны и вовсе эвакуировался в Казань. На площадке в 1941-м ремонтировали танки, а когда угроза вновь сжигать Москву миновала, здесь развернули новый авиазавод - теперь №23. В Филях делали стратегические бомбардировщики вроде Ту-4, после войны - вертолёты, ну а до ракет дело дошло в 1961 году, когда наступил звёздный час Владимира Челомея, этого эпического соперника Сергея Королёва. Королёв начинал с "обратной разработки" баллистической ракеты Фау-2, Челомей - с "обратной разработки" крылатой ракеты "Фау-1", и его ОКБ-52 в Реутове представляло по сути дела альтернативный путь космонавтики с огромным количеством нестандартных и смелых решений. Челомей дружил с Хрущёвым, сын которого Сергей работал на его предприятии, и в 1961-64 годах влияние Челомея было таково, что вокруг него сплотился ещё один Совет Главных. Заводы Королёва, однако, располагали полным циклом мощностей для космической техники, а вот Челомеевский НПОмаш в Реутове не был рассчитан на производство чего-либо крупнее крылатой ракеты. Между тем, предлагал Челомей весьма оригинальные концепции ракет, в том числе для Лунной гонки, и вот под их-то производство ОКБ-52 и передали площадку в Филях. С 1961 года авиазавод №23 стал Заводом имени Михаила Хруничева, который в то время был координатором Совета по организации научно-исследовательских работ. В 1981-88 годах ЗиХ был в подчинении "Энергии" (бывшего КБ Королёва), а затем зажил своей жизнью, и в последующие 30 лет прошёл взлёт, звёздный час и падение.

20а.


Хруничевские владения начинаются уже на Большой Филёвской - спорткомплекс "Звезда", школа "Протон", и лишь бассейн почему-то всего лишь "Фили".

21.


Рядом краешек Филёвско-Кунцевского лесопарка, оставшегося ещё от усадьбы Нарышкиных и на километры уходящего вдоль Москвы-реки. Практически на краю парка возвышается знаменитый Дворец культуры имени Сергея Горбунова:

22.


Построенный в 1931-38 годах и названный в честь первого директора авиазавода №22, он оставался неизменным спутником предприятия во всех его названиях и специализациях. Но более всего Горбушка прославилась, конечно же, в эпоху перемен. Или даже не так: "Пе-ре-меннн!!!" - потому что с конца 1980-х годов он служил главной сценой русского рока. Именно здесь действовала в 1986-92 годах Московская рок-лаборатория, куда входили такие группы, как "Звуки Му", "Крематорий", "Браво", "Бахыт-Компот", "Монгол Шуудан", "Ногу свело!", "НАИВ", "Чёрный обелиск" или "Э.С.Т.". Отсюда же, в контексте нашей темы, и "Манго-манго" с их песней "Таких не берут в космонавты!". Ну а отметился в этом здании буквально весь русский рок от легенд и классиков до особо удачливых ребята из гаража, да и немалая часть западного рока здесь выступала.

23.


Ну а я в 1990-х был ребёнком, на рок-концерты не хаживал, и мне больше знакомо другое значение слова Горбушка - протянувшийся по аллее парка \рынок наподобие одного из рядов ташкентской Тезиковки, при виде которого любого поборника авторских прав хватил бы кондратий. Вся Москва знала, что здесь продают пиратские диски, в том числе с новинками компьютерных игр. Я, впрочем, такие диски покупал не на Горбушке, а в киоске под аркой "Кузнецкого моста", и стоили они в 1997 году, как сейчас помню, 30 рублей, а с 1998-го - 70. И вставляя его в CD-rom, я каждый раз волновался - запустится ли или нет? Ведь пираты ничего не обещали. А каким смешным порою был пиратский перевод! Но легальные коробки, где помимо диска был ещё цветастые мануал и куча сувениров, стоили рублей 200-400, и по тем временам мне казалось, что это ОГРОМНЫЕ деньги. Горбушка была не просто рынком, а тусовкой, и диск с компьютерной игрой мог продавать человек, исходивший её уровни вдоль и поперёк, а видеокассету - прожжённый киноман с голосом Володарского. Потом на смену рынку пришёл ТЦ "Горбушкин двор", а к концу "нулевых" былая слава пиратской ярмарки забылась.

24.


Та эпоха ушла, и на месте Горбушки гуляют мамы с колясками и пожилые инженеры, в ДК поселился Театр мюзикла, а в его пристройке - Институт современного искусства. Где-то здесь находится, видимо, и музей Центра Хруничева, но опрос сотрудников и охранников на крыльце результатов не дал. Здание, как и прежде, радует глаз своими чертами конструктивизма.

25.


На аллее перед фасадом ДК (рынок был не на ней!) - внезапно, Ханукия (используется еврейской общиной по праздникам) и памятник комсомольцам у Дома юных техников:

26.


Пара чудом уцелевших засыпнушек старого заводского посёлка:

27.


Причём у одной из них - необычайно красивый резной козырёк:

27а.


А по ту сторону Новозаводской улицы и сам Завод имени Хруничева, раскинувшийся на полтора километра в излучине Москвы-реки. И как-то не укладывается в голове, что в гламурной хипстерской Москве могут делать такую суровую вещь, как ракеты тяжёлого класса.

28.


Облик "Протона" ни с чем не спутать из-за характерной "короны" внизу. Длина ракеты 59 метров, а собственная стартовая масса 705 тонн. Историю его создания я уже рассказывал в Реутове: всем была хороша Королёвская Семёрка Р-7 (то есть, в разных модификациях - "Спутник", "Восток", "Союз" и др.), да только на орбиту она могла вывести не больше нескольких тонн. Этого хватало для малых спутников и пилотируемых космических кораблей вблизи Земли, но запросы космонавтики становились всё сложнее. Челомей меж тем в свой "звёздный час" хрущовской эпохи разработал целую серию "универсальных ракет" разной мощности от лёгкой Ур-100 до сверхтяжёлой Ур-700 для Лунной гонки, вместо которой в итоге так и не взлетела Н1 (в центре кадра) - продукт споров Королёва и Кузнецова с Глушко. В начале 1960-х реутовское КБ создало самый тяжёлый на тот момент искусственный спутник Земли "Протон" весом 12-17 тонн, и на базе Ур-500 для него было подготовлена одноимённая ракета-носитель, способная забросить на околоземную орбиту до 23 тонн груза. Самым мощным в мире "Протон" не был, кажется, никогда, до запуска грандиозного американского "Сатурна-5" оставались считанные годы, и всё же в советской программе ракета Челомея нашла свою нишу. На "Протнах" запускались тяжёлые спутники, межпланетные аппараты, орбитальные станции всей серии "Салют", модули "Мира"... и МКС. С распадом СССР "Протон" стал востребован и за границей, ведь перед всеми тяжёлыми ракетами он имел такое неоспоримое преимущество, как дешевизна. В разные годы запуск "Протона" обходился заказчику в 25-100 миллионов долларов (сейчас 65 млн. $) против 400 миллионов за американскую "Дельту-4" - лучшую из подобных ракет. Старый "Протон-К" в 1965-2012 годах выдержал 310 запусков, с 2001 года на смену ему постепенно пришёл "Протон-М", на данный момент взлетавший с Байконура 102 раза, а Центр Хруничева готовил новую ракету "Ангара" (тут она справа) по модульной схеме - то есть, все её ступени являются самостоятельными ракетами, которые можно комбинировать по ситуации...

29. Музей авиации и космонавтики на Ходынке            . Петербург, и не пытайтесь повторить этот кадр!


...а потом вдруг что-то пошло не так. Центр Хруничева был рассчитан на производство 10 ракет в год, и на рубеже 2000-2010-х работал с полной загрузкой: на "Протон" 5-7 лет назад приходилось 60% мирового рынка в своей нише. Основным его конкурентом была французская ракета "Ариан-5" - более мощная и вдобавок запускаемая с космодрома Куру в Гвиане, где благодаря большему радиусу вращения Земли любая ракета прибавляет почти треть к грузоподъёмности по сравнению с Байконуром, она позволяла скидываться нескольким заказчикам, так что на каждого выходило не слишком дорого. Главным недостатком "Протона" оставалось топливо - "несимметричный деметилгидразин", или просто "гептил", дающий характерное розовое пламя. Даже из его названия понятно, что это нечто страшно ядовитое, а Челомей вообще не стеснялся работать с ядами и для той же Ур-700 готовил двигатель с фторовым окислителем. Каждый запуск "Протона" требовал работ по очистке земли под его трассой, а аварии и вовсе оборачивались локальными экологическими катастрофами, что конечно страшно злило Казахстан. Но в 2010-х друг на друга наложились ещё как минимум 3 фактора, в совокупности практически не оставивших "Протону" шанса: аварии, геополитика и конкуренция. В принципе особой надёжностью "Протон" не отличался никогда, и неудачей у него заканчивался в среднем каждый десятый запуск. Простой список стартов "Протона-М" наглядно показывает, что подводил заказчиков он в среднем раз в год, и полностью безаварийным в его истории был разве что 2010-й. Но неудачи "Протона" стали какими-то очень уж медийными, тем более в 2013 году ракета умудрилась грохнуться прямо над Байконуром в прямом эфире.

image Click to view



И у обывателя сложилось полное впечатление, что падают "Протоны" чаще, чем взлетают. Страховщики работали с "Протонами" всё менее охотно, и вдобавок каждая авария по требованию Казахстана оборачивалась долгой приостановкой запусков и срывами всех графиков и сроков. К техническим и бюрократическим рискам в 2014-м году добавились и политические - а никак санкции новые или война, и что тогда делать заказчикам?! И наконец в это же самое время на рынок вышел Илон Маск ака SpaceX со своей ракетой "Фалькон 9", которая выбила из под "Протона" последнее преимущество - дешевизну. Запуск "Сокола" с его возвращаемыми ступенями и инновационной организацией производства вышел дешевле всего лишь на 5%, но всё-таки - дешевле... В 2014 было восемь запусков "Протона", в 2015-м - шесть, в 2016-м - три, а в этом году он полетит в лучшем случае дважды.

30.


"Ангара" в 2014 году была запущена впервые, но её серийное производство так до сих пор и не пошло, а журналисты пишут, что запуск её будет ещё дороже. У Центра Хруничева начались проблемы, государство кинулось спасать завод... да как-то странно - в итоге было решено вывести основные производственные мощности в Омск на тамошний завод "Полёт", а ЗиХ отдал за долги 2/3 своей московской площадки.

31.


Что он представляет собой теперь визуально? Здесь нет ощущения разрухи и забвения, как у "Южмаша" в Днепре, и в середине рабочего дня на парковках у проходных негде встать. Но буквально в воздухе ощущается какое-то зловещее напряжение, так что невольно задаёшься вопросом - кто там, внутри? Конструктора, инженеры, рабочие - или оценщики и демонтажники? Пустынно и на крыльце ведомственной гостиницы "Протон":

31а.


И я уверен, что когда было принято решение о продаже 100 гектар площадки, где-то на Рублёвке большие люди пили шампанское 300-летней выдержки, закусывая его солёным огурцом. Площадка ЗиХа на высоких продуваемых холмах в излучине Москвы-реки - это безусловно САМЫЙ лакомый кусок для застройщика во всей Москве с её заоблачными ценами на квадратный метр. Здесь можно возвести многоэтажный ЖК в форме ракеты и назвать его "Протон" или "ГагаринЪ".

32.


Граффити на заборе:

33.


Вознамерившись обойти ЗиХ по периметру, я спустился на москворецкий лёд. Это западные, то есть самые престижные районы столицы:

34.


По ту сторону завода - компактный район Филёвская пойма, застроенный в 1980-90-х:

35.


На краю возводится храм Всех Святых с шатром, похожими на ракету:

36.


Хоть и привычный в современном русском храмостроении историзм, но со вкусом:

37.


Территория ЗиХа пока цела, и на ней дымит котельная:

38.


...Но сам по себе крах Центра Хруничева - это лишь пол-беды. Космическое лидерство России казалось чем-то само собой разумеющимся, не подлежащим обсуждению и сомнению, и когда свирепый _devol_ писал в комментариях у Перископа, что это не так, его поднимали на смех. Но вот потерян рынок запусков, и доля России на рынке космических услуг упала ниже 1%. Значит, она и раньше была в районе 4%, и пока мы гордились, что держим половину мировых запусков, производители полезной нагрузки из США, Европы, Японии и даже Китая и Индии посмеивались над нами, называя "космические извозчики" и "звёдные таксисты". Громче всех о проблемах отрасли кричала Лента.Ру., и после каждой её статьи о космонавтике хотелось вешаться. В одной из таких статей было 4 главы, две из которых весьма красноречиво назывались "Нет электроники" и "Электроники нет". Вспышка взрыва от упавшего "Протона" лишь высветила положение дел:

39.


И даже на традиционное "мы не дельцы, мы о Марсе мечтаем" тут дело не списать - как можно понять из поста про Химки, в самом глубоком упадке в России именно межпланетная космонавтика. Были, конечно, свои успехи - например, запуск орбитального телескопа "Радиоастрон" (в 2019 году приказавшего долго жить, впрочем) или уникальный по объёму опыт долгосрочного пребывания в космосе. Астронавты для МКС по-прежнему учат русский язык, но вот на американской лунной станции уже космонавтам придётся учить английский - ибо нет у нас своей ракеты, на которой туда можно долететь. При этом на уровне разработок и планов в отечественной космонавтике идёт интенсивнейшее брожение идей, у нового пилотируемого корабля "Федерация" будет полностью отечественная электроника (это я знаю из первых рук от разработчиков), на более выгодном рынке спутников позиции России даже шире, чем были во времена лидерства на рынке запусков... В общем, как сказал zelenyikot, "потенциал у нас есть, с целеполаганием проблемы". И причина тому проста: космонавтика - эта отрасль, который нужно ЗАНИМАТЬСЯ. Много, плотно, кропотливо, дорого и очень-очень-очень ответственно.

40.


Обойдя завод, я вновь вышел к жилым районам. В глубине площадки - водонапорная башня 1930-х годов:

41.


Вокруг - другие здания соцгорода авизиавода №22. Например, фабрика-кухня "Космос" (1932), раньше славившаяся на все Фили своей кулинарией... но я ткнулся лишь в запертую дверь.

42.


Пожарная часть кабы не "Руссо-Балтовская" ещё:

43.


А заводская поликлиника за ней по-прежнему выглядит идеально:

44.


Вокруг, по Новозаводской улице - кварталы домов от конструктивизма 1930-х до "ободранных" сталинок 1950-х:

45.


По ней я и направился к метро. Через пару кварталов на фоне леса стеклянных башен Делового центра - и символ района, один из красивейших в России храм Покрова в Филях (1690-94):

46.


Филями в те годы, начиная с воцарения Петра I, владели Лев Нарышкин - родной дядя императора по матери. Получив имение, он отстроил старую деревянную церковь в камне, да так удачно, что сам этот архитектурный стиль, к тому времени существовавший уже полвека ( я 10 лет назад показывал его первый образец - церковь Троицы в Никитниках) вошёл в историю как "нарышкинское барокко".

47.


У храма впечатляющий план в виде трёх крестов, выходящих из круга, странное "лобное место" у самых ворот, и конечно же - великолепные детали от сверкающих крестов до интерьеров в верхнем этаже, куда зимой видимо не попасть:

48.


Среди церквей по окраинам - пожалуй, вторая по красоте после Вознесения в Коломенском, которую я считаю первой русской ракетой.

49.


А там и до метро "Фили" недалеко. Эта линия известна всей Москве огромным наземным участком, где поезда ходят неспешно, а в вагонах зимой холодно:

50.


Напоследок - просто несколько зарисовок из Москвы. Дед в респираторе-лепестке (мне такой давали на Семипалатинском полигоне):

51а.


Сонный рыбак в метро:

51.


Какие-то пируэты на прогулочной крыше Музея космонавтики:

52.


Читая блоги и форумы по космической теме, я очень крепко запомнил два комментария, которые привожу здесь по памяти.
Первый: "мы привыкли, что космос - это святое, и туда не лазают грязными лапами"
А второй был о том, что весь технологический прорыв послевоенного СССР имел лишь одну мотивацию - никому больше не оставить даже мысли о возможности убить 27 миллионов наших граждан. И когда Королёв и Курчатов этого добились - Россия вновь начала впадать в спячку.

52а.


Ещё кое-где Россию называли "Португалией Космоса" - та страна на западе Европы дала миру Бартоломеу Диаша, Фернана Магеллана и Афонсу Альбукерка, став первой колониальной империей, но вскоре отошла на второй план. Однако дело в том, что история не кончилось, и будущее слишком велико. Нынешняя ракета, хоть "Протон", хоть "Фалькон" - это галера или ладья, неповоротливое медленное судно для прибрежных походов. И вопрос в том, кто, когда и как создаст космическую каравеллу...

53.


Есть о Москве и шестая часть - про музеи ИКИ и ИМБП. А что будет в следующей части - я пока ещё не решил.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Города-спутники на бетонной орбите
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и окрестности (Больше Вязёмы, Кубинка, парк "Патриот")
Парк "Патриот". Экспозиции о партизанах, Сирийском войне и космосе.
О скитаниях вечных и о Москве.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. Немецкая слобода и Бауманка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. ИКИ и ИМБП.

рок, Космос, злободневное, Москва, дорожное

Previous post Next post
Up