Полтава. Часть 2: центр

Mar 04, 2017 11:54



Во второй части рассказа о Полтаве погуляем по её центру, на 9/10 лежащему к югу от показанной в прошлой части главной улицы, связущей круглую площадь с собором на Ивановой горе. Ничего сверхвыдающегося, просто добротный губернский город и интересные встречи в несвоевременном хостеле.

Собственно, этот хостел в квартале западнее круглой площади Корпусного сада по тихой улице Лидова стал одним из сильнейших впечатлений путешествия по Украине. Сам-то по себе хостел замечательный и сделанный с душой: огромная старая квартира, куда попадаешь со двора, породистый тёмный интерьер с вкраплениями современности там, где это надо - скажем, на кухне и в обширной ванной; забавные картинки с котиком, наглядно показывающим, как надо и как не надо пользоваться теми или иными вещами, да сеть вай-фай "i_love_travel". Вот только при ближайшем рассмотрении оказалось, что "love travel" здесь только я один. Я заселился в четырёхместную комнату, где уже было занято три места. Подо мной жил старый англичанин, приехавший в Полтаву преподавать английский, и когда я поздоровался с ним "Hello! I'm from Moscow", он вежливо поздоровался в ответ, но в глазах я отчётливо прочитал "Садись, двойка". Напротив него, заняв своими вещами большую часть комнаты, а своим ноутбуком большую часть стола, устроилась худенькая девушка лет 25 в домашней одежде. Когда я снял куртку, она спросила "Тремпель вам нужен?", в ответ на что я сразу усмехнулся: "С Харькова будете?". Оказалось - из Лозовой, пристанционного городка на юге Харьковской области. Девушка жила здесь 9-й месяц, с сентября 2015 года (дело было в мае), подрабатывая где придётся, и в те дни как раз занималась очередным поиском работы. Я достал свой ноутбук проверить почту да написать домой, случайно задел провод её ноутбука, и тот погас. Я испуганно извинился, но девушка лишь грустно усмехнулась:
-Ничего страшного, у меня всегда так. Я бэкапы делаю каждые полчаса, и не на жёсткий диск, а в интернет, потому что у меня регулярно файлы пропадают, документы закрываются без сохранения и так далее.
-Так может с компом что?
-Нет, со мной. На рабочих компах у меня то же самое.
Потом появился мягкий кругленький паренёк с крепкими руками и жалобным голосом, более всего похожий на добрую и верную собаку, потерявшую хозяина. Он оказался беженцем из Луганска, не был на родине с 2014 года, но регулярно шлёт туда родителям деньги, в Полтаве занимаясь установкой окон. Я не удержался да рассказал ему, что сам был в Луганске месяц назад - единственный раз на Украине позволил себе такие откровения. Парень задал мне несколько вопросов, да огорчился, что там больше не ходит трамвай.
-Ты спокойно так говоришь, - сказал я ему, - без ненависти. Не обвиняешь никого в произошедшем. Я думал, беженцы не такие.
-А что толку ненавидеть? Мне и там было плохо, мне и здесь плохо. От себя ж всё равно не уйти!
И полез на верхнюю полку, от чего у девушки из Лозовой, сверкнув синей вспышкой, перегорела надкроватная лампочка.
Вот собственно здание этого хостела, только вход в него со двора:

2.


Улица перед хостелом тогда называлась Красноармейская, а сейчас - в честь погибшего в АТО полтавчанина Дмитрия Коряка. Мэр противился декомуннизации долго, а в итоге за дело взялась областная администрация, сработавшая радикальнее и грубее. По крайней мере в других городах, где я был, тему Великой Отечественной декоммунизаторы не трогали.
Напротив хостела - памятник погибшим при исполнении долга милиционерам с часовней Михаила Архангела да поодаль СИЗО в старом Тюремном замке (1808-17):

3.


А между СИЗО и часовней налево относительно кадра выше уходит улица Пушкина, вместе с параллельными улицами Шевченко и Небесной Сотни (тогда Ленина) образующая основу пережившей войну половину Старой Полтавы. Я люблю города с красивыми планами, и вот Полтава как раз из таких:

4.


По улице Пушкина хмурым холодным утром я и пошёл на восток, от западного края карты, от места с позапрошлого кадра. Напротив СИЗО - спорткомплекс (2008) с похожими на снятое с какого-то советского здания "олимпийским" панно:

5.


Старый город начинается далеко не сразу, но где ещё кроме Полтавы увидишь петриковскую роспись на пятиэтажках?

5а.


Кукольный театр "Дворец Сказки" (1983):

6.


И небольшая будка-витрина около него:

6а..


Старый город потихоньку вступает в свои права - рядом высокий доходник, бывший Дворец пионеров:

7.


Эклетичностью своей среды да зановостроенностью Полтава здорово напоминает российские города. Видно, что здесь есть деньги, и дело даже не в нефтегазовых месторождениях, а в том, что Полтавской области принадлежит Кременчуг - едва ли не крупнейший донор бюджета среди промышленных городов Украины.

8.


А здесь - явно просто советские "заплаты" оставленных войной пустырей:

9.


Полтавский двор:

10.


Всё это - примерно на одной линии с Круглой площадью, а ещё южнее, за улицей Шевченко, на той же долготе раскинулся Центральный рынок:

11.


Я уже пару раз упоминал Ильинскую ярмарку, переведённую в Полтаву в 1852 году из Ромен и ставшую на новом месте одной из крупнейших ярмарок Российской империи, уж точно крупнейшей на территории Малороссии. Но она проходила не здесь, а на показанной в прошлой части площади Независимости, которая тогда называлась Сенной. Историю же этого рынка я не знаю, но размером он со среднеазиатский базар, расползшийся на несколько кварталов:

11а.


А сами кварталы выделяются обшарпанностью фасадов и колоритом дворов:

12.


13.


14.


Напротив базарного фасада на улице Шевченко похожее на кирху пожарное депо (1911):

15.


А чуть поодаль раскинувшаяся на несколько кварталов областная больница с главным корпусом (1820-23) в бывшей богадельне - как и в Ромнах, только там богадельню занимает психитария. Перед ней, за кадром - памятник Николаю Склифосовскому (1979). Великий хирург, согласно анекдотам предпочитавший короче и хорошо известный москвичам, знающим, что в Склиф лучше не попадать, родом был из нынешнего Приднестровья, но последние годы жизни провёл в своей усадьбе под Полтавой.

16.


Больница и пожарка находятся "на долготе" того невзрачного среднего участка бывшей Октябрьской от Круглой площади до площади Конституции. Но интереснее здесь даже не сами три улицы (Пушкина, Шевченко, Небесной Сотни), а пара связующих их бульваров по улицам Котляревского и Гоголя. Первый - западнее (то есть по ходу рассказа мы пересекли его первым), и со стороны улицы Шевченко его открывает здание детской больницы:

17.


На улицу Пушкина глядит памятник "Непокорённой Полтавчанке" (1967) - молодёжному подполью под руководством Ляли Убийвовк. История в общем та же, что и у "Молодой Гвардии" из Краснодона, включая трагический финал.

18.


На улице Пушкина - школа №10 имени Короленко, построенная в 1922-23 годах для Дома писателей и учёных, ещё один образец столь мной любимой "запоздалой архитектуры". Здесь же хорошо виден излом бульвара - его северная часть чуть смещена относительно южной:

19.


На бывшую улицу Ленина бульвар выходит памятником Ивану Котляревскому (1903):

20.


Поправьте, если ошибаюсь, но кажется это был первый в Российской империи публичный памятник украинскому писателю. На его открытии присутствовал весь цвет тогдашней украинской культуры, как например Леся Украинка или Панас Мирный. Деньги на него собирали к 100-летию издания "Енеиды на Малоросском наречии" (1791), и хотя затянули на десять лет, от изначального замысла решили не отходить - казак Еней Анахисович покидает Троянскую Сечь:

20а.


На улица Гоголя бульвар прямой, но состоит лишь одного сегмента - от Пушкина до Небесной Сотни. На углу круглый Областной архив (1903), изначально Земская библиотека:

21.


Напротив - беспардоннейшая (хотя сама по себе симпатичная) новостройка, словно и не в Полтаве мы, а где-нибудь в Уфе:

22.


На бульваре - кинотеатр "Колос" в бывшем здании городского театра (1901), в основном бывшего гастрольным, и лишь в 1938 году обзаведшего собственной труппой из Харькова. Что значит таинственная надпись на стене ("Ваша любимая жевательная резинка снова в моде") - не знаю:

23.


Конец бульвара с памятником Гоголю (он же на заглавном кадре), поставленным в 1934 году к 125-летию писателя. Не похожая на советские скульптура действительно дореволюционная - изваял её скульптор в 1915 году, но стране было мягко говоря не до того. Миргород, Диканька, Сорочинцы - вполне реальные города и веси Полтавщины. Но вот же удивительный феномен: самые великие из украинцев, будь то хоть Николай Гоголь с его шинелью, хоть Юрий Котермак, наставник Коперника - преуспели именно в чужих культурах, подобным лучшим из селян, уехавшим в город.

24.


Между двух бульваров за улицей Небесной Сотни - Полтавский музыкально-драматический театр имени Гоголя 1950-х годов, фасад которого мы видели в прошлой части с улицы Соборности. Перед театром памятник Марусе Чурай, трагической красивице из Полтавы 17 века, после измены мужа пытавшейся отравиться, а в итоге случайно отравившей его и казнённой. Но памятник ей поставили, конечно, не за это - молва считает её автором многих украинских народных песен, которые она при жизни пела.

25.


Продолжаем путь на восток, перескакивая с улицы на улицу. Через квартал от театра, на углу Петровского сквера (за которым - Губернское земство, нынешний музей в стиле "украинского модерна") бывшая площадь Ленина с едва ли не самым фактурным из виденных мной в ту поездку пеньком Ильича. В Полтаве есть легенда, что бронзовый Ильич полностью повторил жизненный цикл живого со смещением на 90 лет: открыт 22 января 1960 года ко дню рождения Вождя, а снесён 54 года спустя 21 февраля 2014 года. На самом деле несовпадение тут на месяц - Ленин умер действительно на 54-м году жизни и того же числа, но только не февраля, а января.

26.


При этом площадь Ленина в Полтаве была какая-то совершенно "чтоб было" - если улицы Ленина на задворках я встречал прежде несколько раз, то вот площади Ленина без монументальных административных зданий, гостинциы или ДК я прежде не видел. Такое ощущение (скорее всего ошибочное), что и памятник, и название выселили из центра, скажем нынешней площади Независимости, ещё в 1990-х.

27.


Гораздо фактурнее Берёзовый сквер, маленький кружок (100 метров в диаметре - не 300, как на Корпусном) на плане города, хотя по сути это скорее двор, чем площадь:

28.


А в центре его скромный и явно не любимый полтавчанами памятник Пушкину (1987), у которого как известно "Полтавой" зовётся одна из главных поэм. Полтава в русской поэзии начала 19 века, видимо пока от Наполеоновской войны заживали раны, вообще была популярна, даже анонимный Лука Мудищев не остался в стороне:
Мудищев Савва, воин бравый
Петрово дело защищал,
И в славной битве под Полтавой
Елдою пушки прочищал.

29.


За пеньком Ильича улица Небесной Сотни круто ныряет под гору, а поверху от неё отходит короткий Первомайский проспект. Что удивительно, Первомайский он до сих пор - не знаю, подпадает ли 1 мая под декоммунизацию или здесь какая-то своя история (слышал, что городские власти "не пустили" в Полтаву улицу Бандеры - может, как раз здесь она и планировалась?).
Начало Первомайского - меж двух колледжей. Правый по ходу нашего движения в здании Земельного банка (1901):

30.


Левый - весьма аляповатейший новодел:

31.


До революции проспект назывался Келинским. На сгибе проспект - небольшой памятник (1909) Алексею Келину, коменданту Полтавской крепости, удержавшему шведскую осаду до прибытия основных русских войск. За памятником справа бывший Дом пожарной команды (1811), ныне занятый Музеем авиации и космонавтики, слева - музей Котляревского в доме подзабытого ныне писателя Василия Капниста конца 18 века:

32.


Улица же до Келина называлась Институтской - за площадью, вдоль очередного бульвара, начинаются владения бывшего Института благородных девиц, в которых с 1930 года обитает местный политех, ныне Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка. У начала кампуса - внушительных размеров храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (2002) на фоне знакомого по прошлой части Успенского собора (1748-70) за оврагом:

33.


А дальше - целый городок белоснежных корпусов (1828-32) да снующие туда-сюда накануне сессии группки студентов. В кафе под навесом, впрочем, сидели турки с лопающимися от самодовольства лицами "хозяев жизни" - то было до "извинений Эрдоган" и стало быть на пике турецко-украинского романа:

34.


Главный корпус:

35.


Да ещё одна, теперь инфекционная больница по соседству. Дальше куда-то в бесконечность уходит парк "Победа" (именно так), за настоящим Певческим полем имени Маруси Чурай сменяющийся парком Панаса Мирного. Но я туда не углублялся, а лишь посидел на лавочке у опушки. На соседней лавочке резвились три школьницы, одна из которых в лучших традициях Гоголя изображала упырицу.

36.


А помимо Первомайского проспекта здесь есть ещё и Первомайский переулок, круто спускающийся от храма с длинным названием к улице Небесной Сотни. Над переулком нависает ещё одна, вполне историческая Никольская церковь (ныне Киевского патриархата) совершенно костёльного вида:

37.


На самом деле она должна выглядеть так - собственно храм и колокольня (руины которой на кадре выше) построены в 1774-84 годах, а в 1855 году между ними на средства одного из местных купцов воткнули двухэтажную пристройку, и вот она-то одна от всего храмового комплекса и сохранилась.

37а.


Настоящий Крестовоздвиженский костёл (1843-55) в Полтаве тоже был, причём неподалёку - близ того самого парка за Институтом благородных девиц:

38а.


Кирха в Полтаве находилась совсем недалеко от Корпусного сада, и интересна была в первую очередь историей своего появления: в 1810-67 годах в Полтаве действовала самоуправляемая Немецкая колония, где трудились приглашенные правительством ткачи, позже вошедшая в состав города. Последнее здание кирхи (1881) снесли, как и костёл, в 1930-е годы:

38б.


Мечети в дореволюционной Полтаве, сколь мне известно, не было - зато есть в Полтаве нынешней, на Сенной улице практически напротив задворков областной администрации. Я попытался сфотографировать её через забор, но в поворотном экране увидел людей и тут же отдёрнул руку. Из-за забора послышался смех и голоса с лёгким акцентом: "Фоткайте, не бойтесь!", а затем ворота открылись и улыбчивый чернявый татарин помахал мне рукой. Разумеется, зайдя во двор, я спросил, кто прихожане этой мечети, ожидая услышать про крымских татар или арабских студентов, но по словам мечетного люда, в основном сюда ходят мусульмане самых разных народов, осевшие в Полтаве ещё при СССР.

38.


А на улице Гоголя севернее бывшей Октябрьской (да, теперь мы перешли на другую сторону от показанных в прошлой части мест) сохранились две синагоги - Большая Хоральная (1856, слева) ныне занята филармонией:

39.


А Малая - видимо, жилой дом. Полтава была пожалуй наименее еврейским из губернских городов Малороссии (ведь Сумы и Харьков - уже Слобожанщина), евреи составляли в ней всего-то 20% населения, но явно не бедствовали - Ильинская ярмарка была единственной в Российской империи, куда свободно допускались еврейские торговцы.

40.


А вот это здание на улице Филиппа Орлика (тогда - Парижской Коммуны, а переименована в честь соратника Мазепы) я сходу принял за кенассу, которая в Полтаве теоретически вполне могла бы быть. Но нет - караимы здесь никогда не жили, а это всего-то особняк подрядчика Бахмацкого (1906):

41.


Сам же район вокруг перекрёстка Орлика и Гоголя был, видимо, еврейским кварталом:

42.


43.


Ещё пара домиков в том же районе, точное местоположение которых я уже не могу воссоздать:

44.


По Полтаве, кстати, ходит много людей в вышиванках, причём раза три мне попадались мужички по двое, в фольклорном одеянии форменные "двое из ларца":

45.


Ну а закончим прогулку на смотровой площадке, к которой ведёт бульвар от улицы Орлика и Солнечного сквера:

46.


Как на ладони Крестовоздвиженский монастырь на соседнем холме, его 40-метровая колокольня (1786), 7-главый собор (1699-1709), приземистые Троицкая (1750) и Семёновская (1887) церкви.

47.


Многоэтажки Подола и водонапорная башня Южного вокзала за Ворсклой:

48.


...Под вечер в хостеле грустный луганчанин приготовил суп и налил полную плошку мне. Я чувствовал это столь знакомое, не раз когда-то пережитое желание сделать ну хоть кому-нибудь ну хоть что-нибудь хорошее. Потом вместе с девушкой из Лозовой они ушли курить, а на кухню заявился очередной иностранец - пузатый лысеющий чернобровый дядька из Италии, у которого на Украине какой-то мелкий бизнес с поставками стройматериалов. Как он этот бизнес вёл - не представляю, так как словарный запас его составлял пару десятков слов по-английски и пару десятков по-русски. Но их хватило, чтобы оглянувшись по сторонам и закрыв дверь, он смог мне поведать, что очень уважает Путина и верит, что Путин ещё нагнёт Америку. Россию он определённо идеализировал, потому что мечтал заняться бизнесом там.
В спальной же комнате под вечер луганчанин и лозовчанка о чём-то спорили, и он говорил с ней тем тоном обиженной жажды справедливости, которым - это я тоже знаю по себе, - с женщинами разговаривать нельзя никогда. Всё это вместе складывалось в тягостную картину, и пыльные старые интерьеры выглядели уже не милым ретро, а мрачной неустроенностью общаги.

Полтаву я посмотрел в итоге быстрее, чем планировал, и на вторую ночь под вечер уехал в Кременчуг. Очаровательная девочка-администратор, совсем юная и не говорившая по-русски, даже вернула мне деньги. Ночь больше, ночь меньше - какая в общем-то разница, если люди у них по полгода живут.

49.


В следующей части - о полтавских окраинах и предместьях, включая монастырь, Подол и оба вокзала.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
Чернигов. Детинец.
Чернигов. Окольный град, Третьяк и Предградье.
Чернигов. Болдины горы.
Чернигов. Разное.
Новгород-Северский. Город.
Новгород-Северский. Монастырь.
Путивль. Земля горюнов.
Сумы. Центр.
Сумы. Севернее центра.
Сумы. Южнее центра.
Ромны. Город со странной геометрией.
Тростянец. Последний замок Украины.
Ахтырка.
Полтава. Улица Соборности.
Полтава. Центр.
Полтава. Окраины.
Полтава. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Город на двух берегах.
Чигирин и Субботов. С чего всё начиналось...
Кировоград (ныне Кропивницкий). Центр.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Разное.
Прощание с Украиной.
Киев до и после Майдана - посты будут.

Полтавская область, Полтава, дорожное, "Черта оседлости", Центральная Украина

Previous post Next post
Up