Речь Посполитая Многих Народов

Apr 04, 2015 02:41

Этот пост уместнее смотрелся бы 1 апреля, но увы: во-первых "хорошая мысля приходит опосля", во-вторых "лучше поздно, чем никогда". А так-то вообще я итоги Западного пояса подвожу, в прошлых двух частях обозревал русский след в Прибалтике и Молдавии да Западной Руси.



Один из моих любимых вопросов лженауки "альтернативной истории" (пожалуй, второй после "а если бы Чингисхан принял несторианство?") - как бы выглядела "шестая часть суши", если бы в Смутное время Польша одолела Москву, превратившись в Речь Посполитую Многих Народов от Карпат до Камчатки? Нет, само собой, я разумом понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения и придерживаюсь мысли, что всё произошедшее со странами и народами в конечном счёте не могло не произойти. Но порой так интересно представить, что какой-то путешественник во времени как-то в позднеюрском периоде раздавил бабочку и миллионы лет спустя всё сложилось немного иначе.

На заглавном кадре же - настоящее польское село в сибирской глуши.

...Иркутское воеводство, дворец Августа-Поликарпа Убайдуллы Потоцкого в его резиденции Великий Балаган на берегу Байкала. Этот прекрасный дворец, воздвигнутый в 1776-94 годах приглашёнными французскими мастерами более чем на столетие стал важнейшими центром шляхетской жизни в монгольской стороне. Здесь Август-Поликарп и его потомки, такие как Михаил-Цэрэндэй и Кристофор-Узала, принимали и снаряжали миссионерские экспедиции к сибирским народам и в Китай, но и не забывали о панской роскоши - много десятилетий достопримечательностью Великого Балагана были оранежери, где Потоцкие даже в самый лютый мороз успешно выращивали ананасы, последние урожаи которых успели застать строители Трансъевразийской железной дороги.

2.


Главная улица Нижеграда-Повольского, слева дворец Пожарских, впереди виднеется цитадель-кремлина, где 4 апреля 1615 года была заключена Нижеградская уния между представителями Польши, Литвы, поверженной Москвы и освобождённой от московского гнёта гетманом Хоткевичем Казани, согласно которой провозглашалась Речь Посполитая Многих Народов со столицей в Варшаве. Её правитель с того момента именовался "Император и король Польский, Царь Русский, Великий князь Литовский и Московский, хан Казанский, Астраханский и Сибирский, старейшина Эрзян, Мокшан, Мариан, Зырян, Ойрат и всех Прочих народов". Подумать только, что на месте этой ухоженной улицы сейчас вполне могла лежать средневековая тьма православной Московии, которая никогда бы не запустила человека в космос и не дала бы миру великую литературу!

3.


Успенский костёл (1715) в Астрахани, памятник столетию перехода из московского гнёта в свет польской цивилизации:

4.


Вологодское воеводство, город Великий Уштугов, бернардинский костёл (1674-78) в стиле "московитского барокко", зародившегося в Москве при поддержке магнатов Нарушкинских. Всё это последний излёт московитского купеческого севера, чья торговля была завязана на приполярный Архангелув - после победы РПМН над Швецией главным портом страны окончательно сделалась Рига.

5.


Брянское воеводство, село Творишки, костёл Святого Казимира (1830-е годы):

6.


Костёл Всех Святых (1819) на кладбище, город точно опознать уже не могу:

7.


Самара, костёл Святого Сердца Иисуса (1902-06):

8.


Костёл Божьего Тела (1932) в Новогрудском воеводстве. В ХХ веке в РПМН вошёл в моду "неомосковитский стиль", обыгрывающий мотивы московского деревянного зодчества, немногочисленные памятники которого сохранились в лесах Вологодского, Онежского и  Беломорского воеводств:

9.


Софийский собор (в основе 11 века) василианского монастыря в Великом Новогруде:

10.


Рига, второй по величине город (5 миллионов жителей) и главный порт РПМН с конца 16 века по наши дни (грузооборот достигает 120 миллионов тонн). Собор Божьей Матери Королевы Севера во францисканском монастыре - творение итальянского архитектора Бартоломео Расстрелли: приглашениями выдающихся зодчих со всей Европы, таких как Росси, Трезини, Монферран или Штакеншнейдер, Рижский Рат полностью изменил облик города в 19 веке.

11.


Гродно, Новая Фара Витовта, построенная в 1950-55 годах взамен разрушенного войной фарного костёла 14 века:

12.


Резной маньеристический алтарь из Нижеграда-Повольского, города Великой Унии. Вырезан неким обращённым в истиную веру московитом с использованием традиционных приёмов московской резьбы. Также обратите внимание на внешний вид действующих лиц, весьма наглядно демонстрирующий тёмные азиатские нравы Московии.

13.


Доминиканский монастырь в Тобольске - центр католичества Сибири. Несколько сотен вышедших отсюда миссионерских экспедиций крестили миллионы туземцев, киргизов, монголов, а принадлежавшие монастырю земли по площади были сопоставимы со всей (!) Польшей накануне Люблинской унии. Облик его, однако, весьма просто и даже скуден - в Сибири роскошь не в чести. Подобные менее крупные монастыри, в основном также доминиканского ордена, существовали в Туменове, Скале-Червонной, Тумске, Иркутске, Якутске и ряде других колониальных центров.

14.


Черкесское староство с правами воеводства, вольный город Пиецигура, заброшенный терминал Еврейского аэропорта, открывшегося в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Богатейшее еврейское купечество Речи Посполитой Многих Народов сыграло огромную роль в развитии как неё самой, так и других стран, в первую очередь Соединённых Штатов Америки. Продолжительные притеснения евреев во всём мире привели к значительной обособленности их общины, и следом за сетями еврейских школ, больниц, университетов (первый открылся в 1892 году в Черновцах и является достопримечательностью Молдавского воеводства), почтовых линий была предпринята попытка создания еврейского транспорта. Но так как ни одна страна не давала добро на строительство Еврейских железных дорог, древний народ обратил свои взоры на авиацию. Увы, помешала война, накануне которой  в мире было построено лишь несколько еврейских аэропортов, последний закрылся 14 мая 1948 года. Лётное поле ныне используется как ипподром:

15.


Еврейское местечко Петркув-Забайкальский, в центре - Хоральная синагога. Евреи прибыли сюда в 1819 году по приглашению магната Казимира Трубецкого для торговли на Великом Чайном пути:

16.


Москва, столица Великого княжества Московского. Бережно сохранённая польской властью площадь Унии в Московском кремле, помнящая героическую оборону польского гарнизона. На заднем плане справа костёл Святого Казимира, храм-памятник польско-московской войне 1609-15 годов, и верхушка Дворца Науки и Культуры (1910-28, с перерывом на Мировую войну), подарка Москве от Варшавы. Нынешняя Москва остаётся крупнейшим городом РПМН (16 миллионов человек), причём ни одна из населяющих её наций не достигает даже 20% населения. Вторая по величине, как уже говорилось, Рига с её 5 миллионами, ну а столичная Варшава довольствуется лишь 3-м местом (2,5 миллиона человек). Ещё планку 2 миллионов преодолели Киев, Вильно, Казань и Всходнеслав, а миллион жителей насчитывают более 20 городов.

17.


Дворец Шереметьевских (1790-95) в Вильно (изначально епископский), где в 1861 году была подписана Вторая Конституция Речи Посполитой Многих Народов, за основу которой была взята конституция Североамериканских Соединённых Штатов. Одержавшая победу над Наполеоном РПМН оставалась сильнейшей державой Европы, пока не потерпела в 1855 году сокрушительное поражение от Британской империи в Дальневосточной войне. Это поражение высветило необходимость реформ, но вековые традиции шляхетской демократии позволили осуществить их относительно безболезненно - с этого момента Речью Посполитой управляет президент, а шляхетская демократия после нескольких эдиктов и универсалов к 1910-м годам превратилась в демократию современного типа.

18.


Польско-ингрийская граница на одном из притоков Волхова. После Северной войны 1690-х годов финно-угорские Ингрия и Эстония были сохранены как буферные государства, протекторат РПМН, а после Дальневосточной войны 1855 года британцы навязали им полную независимость.

19.


Старые нефтепромыслы, уже точно не помню где - может в Галицком воеводстве, может в Башкирском старостве с правами воеводства. Добыча Галицкой нефти началась в 1820-х годах и вдохнула новую жизнь в этот захолустный регион, попытка расширить географию за счёт присоединения богатого нефтью Ширвана была не последней причиной Дальневосточной войны, и в итоге нефтепромыслы Баку по договору с Ираном достались Британии. С конца 19 века началось освоение месторождений в татарских и башкирских пределах. Ныне понемногу начинают осваиваться месторождения Западной Сибири, есть предположения, что тамошний нефтегазовый район является крупнейшим в мире.

20.


Один из крупных металлургических заводов Урала, начинавшихся в середине 17 века с промышленной империи купца Натана Демидовича из Тульского воеводства, начинавшего как простой старатель, затем открывшего в Туле (на имя московита Антуфия Никитина, чтобы обойти "еврейский" запрет) оружейную мастерскую, хорошо поднявшуюся на заказах Северной войны и приросшую ещё несколькими заводами на Урале. Так началось освоение гигантских рудных массивов Урала, Сибири и Туркестана. Говорят, близ устья Енисея находятся грандиозные залежи меди и никеля... но до них ещё поди доберись, вряд ли когда-нибудь эти скрытые под слоем вечной мерзлоты богатства будут в руках человека. Всё в руках Божьих, и над заводской площадкой хорошо виден костёльный шпиль.

21.


Городница - благоустроенный, заранее спланированный посёлок для рабочих крупного завода. Первую городницу построил в конце 18 века в Гродно остзейский немец Антоний Тиссенхаузен, и думается, если бы РПМН проиграла Наполеоновскую войну, этот эксперимент так и осталася бы экспериментом. Но уже в 19 веке городницы, где находилось место и школе, и больнице, и костёлу, и дворцу владевшего заводом магната, появились в десятках городов. В 1920-30-е годы новый виток городницам придали немецкий баухауз и его московское отделение. Вот например на городнице Нижнего Тагильского завода - на холме Народный дом (передняя часть 1840-х годов, задняя - 1930-х), соединённый крытым переходом с костёлом. Увы, с развитием общественного транспорта во второй половине ХХ века городницы утратили смысл.

22.


Тихоокеанское воеводство, Старый вокзал (1924, с 1981 года занят станционными службами) станции Всходнеслав - конечной Трансъевразийской железной дороги, этой главной стройки РПМН первой половины ХХ века::

23.


Всевеликое войско Яицкое, церковь в казачьей станице Клушинская. Долгое время казаки были единственным народом РМНП, продолжавшим исповедовать традиционное православие, но сейчас, когда эта ветвь христианства стала практически историей, как несторианство или монофелитство, они также приняли греко-католичество. Также обратите внимание на название - казаки любили называть свои станицы в честь выигранных битв, хотя и не всегда тех, к которым имели прямое отношение.

24.


В Вологодском, Беломорском и Карельском воеводствах не редкость вот такие вот каплички у дорог, вырезанные из целого дерева:

25.


Башкирское староство с правами воеводства, исламо-католическая мечеть. Чрезвычайно успешный опыт Брестской унии способствовал равзитию этого впоследствии чисто политического проекта, позволившего привести под власть Папы Римского изначально далёкие от христианства народы, получившие возможность при сохранении своей обрядовости и своего поименования Господа быть угодными Богу. Уфимская уния была заключена 19 января 1784 года.

26.


Исламо-католическое кладбище в Равнинно-Киргизском старостве с правами воеводства, близ города Пшешкаскан. Равнниные киргизы были приняты в унию в 18 веке, в связи с монгольскими набегами, после чего в титулу правителя РПМН к к "хан Казанский, Астраханский, Сибирский" добавилось "...и Киргизский". А вот продвижение РПМН в Туркестан было остановлен всё той же Дальневосточной войной, продолжившийся покорением Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств Британской короной (в итоге вместе с Ширваном и Картвелией ставших "буферным поясом" между РПМН и Британской Азией):

27.


Ойратское староство с правами воеводства, буддо-католический храм. Иркутская уния между буддийским и католическим духовенством была заключена 14 июля 1824 года, там же был принят догмат о невозможности преодоления определённых кармических порогов без Господней помощи.

28.


Енисейское воеводство, шамано-католическое святилище. Вторая Иркутская уния была заключена 12 мая 1852 года и допускала возможность дальнейшего присоединения туземных племён. В нынешней Речи Посполитой подавляющее большинство верующих людей находятся под опекой Католической церкви, но при этом мирно сосуществуют все три мировые религии, иудейство и традиционные верования.

29.


Иркутск. Один из костёлов так называеомого "миссионерского барокко" - по традиции, вернувшаяся в Речь Посполитую миссионерская экспедиция строила храм в традиции посещённой страны на пожертвования её новообращённых жителей. Этот костёл Болеслава Селенгинского (1777-79) построила экспедиция, прославлявшая Господа в Северном Китае и Внутренней Монголии. Благодаря деятельности польских миссионеров, в нынешнем Китае проживает крупнейшая католическая община палнеты, по разным оценкам от 420 до 500 милионов человек, что составляет 30-40% населения Поднебесной. В Шанхае готовится к освящению в присутствии представителей Гоминьдана крупнейший в мире костёл Всех Образов Девы Марии, способный вместить до миллиона молящихся единовременно; высота его башен более 400 метров, сводов - порядка 150 над полом, длина от ворот до апсиды более километра, и внутри проложена собственная сеть монорельса. Увы, в Шанхае я не был, так что Гугль вам в помощь.

30.


Тундра в низовьях Печоры, кладбище переселенцев:

31.


В доме сибирских поляков:

32.


Многоквартирные дома в городе Вершина Тумского воеводства, рассчитанные на сибирские морозы, вид с вокзала Трансевразийской железной дороги:

33.


Московитская деревня Новокалуга в Якутском старостве с правами воеводства. К сожалению, не все московиты понимали счастья жить в польской цивилизации, находились даже такие, кто уходил с семьями в ледяной ад сибирской тайги. Многие московитские сёла в тайге были обнаружены лишь в ХХ веке, с появлением авиации. Нынешние московиты, безусловно, понимают, из какой тьмы и невежества мы вытащили их предков, но их деревни остались уникальными этнографическими заповедниками. Обратите внимание на "двери", прикрывавшие оконца - в варварской Московии жизнь без них была смертельно опасна, так как в любой момент в дом могли ворваться лихие люди, поэтому жилище каждого московита испокон веков представляло собой крепость.

34.


Вот такое великое государство удалось построить нашим дальним предкам.

UPD. Читательские дополнения.

-----

История Казани от q-tactics:
В виду "освобожденного статуса" Казань постоянно шантажировала Варшаву выходом из всевозможных Уний, за что получила первую железную дорогу к востоку от Риги 1850му, которая дошла сразу до Уфы и Челябы, причем вторая была построена в 1890м. А Пермь и Нижегруд долго не могли получить железку, т.к. Казань наживалась на перевалочной торговле с реки на железную дорогу.

Население бы еще в 1890м составляли 2/10 татароязычных мусульман, 1/10 татароязычных православных (растворивших в себе ранних московитов-переселенцев), 2/10 татароязычных католиков, причем последние происходили бы не сколько из татарских "новокрещен", сколько из принявших татарский язык окатоличенных чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы, и по одной пятой поляков, русских, немцев (и лютеранских групп марийцев, которых остзейским баронам раздали за помощь в подавлении Пугачева), евреев (татароязычных), среднеазиатов. Среди чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы были бы подпольные течения за возврат к родной вере, за уход в ислам, за уход в православие для спасения от ассимиляции.

А в 1990м за счет урбанизации деревни население бы состояло примерно на треть из мусульман (с предками вышедшими из татарских деревень), на треть из католиков (с предками вышедшими из чувашский, марийских, мордовских, удмуртских деревень), польско-татарских билингвов, и католическо-мусульманских униатов, сердцем движения которых была бы степь, а Казань активно бы сопротивлялась (как мусульманской, так и католической частью), но медленно и верно теряла позиции.

В транспортном плане, Казань бы также шантажом Варшавы стала центром Волжского пароходства, причем в пароходстве работал клановый симбиоз мусульман и немцев, объединившихся против тогда еще не не предлагавшего унию католичества. Татарские колонии по всей Волге родом из 1850х потеснили многонациональную работу бурлаков, дали начало механизированным и к 1900м опять интернациональным речным портам. Из-за симбиоза с немцами в торговле и промышленности и использования немецкого телеграфного оборудования татарский язык в "католической форме" стал быстро доминировать над "мусульманским" и к 1900м татары уже безоговорочно перешли на латиницу с алфавитом по финскому и эстонскому образцу.

-----

Влияние РМПН на Новый Свет от q-tactics.
еще интересным моментом бы на конец 19 века был бы наверняка феномен иммиграции чистых православных (со староверческим компонентом, если он бы еще как-то выделялся отдельно) и мусульман из страны, скорее всего в Новый Свет.

причем, если бы задержавшиеся православные Нового Света шли бы и дальше до Аляски через восток, то задержавшиеся православные юга выбирались бы в Канаду и Аргентину, заняв нишу галичанской эмиграции.

ну и после мусульманских уний, скорее всего было бы такое же мухаджирское движение в Поволжье. учитывая культурную близость и вероятность существования Крыма как британской колонии, то мигрировали бы они не в Турцию, где к ним, как к выходцам из униатской страны относились бы подозрительно и с презрением, а куда-нибудь в англоязычные колонии со схожим или хотя бы степным климатом, ту же Канаду, Южную Африку, Австралию.

ну и самый смак в "альтернативке", который можно было бы предположить: в случае победы Речи Посполитой в Поволжье бы на один удар меньше было бы по ногайцам. их судьба была всецело определена в рамках конфликта РПМН с османами. но учитывая, что ногайцы, в отличие от оседлых татар и кавказцев, это кочевники, и теряя территорию они с нее уходят, то вскорости у Турции бы встал вопрос, куда их переселять без Приазовья и Буджака, которых бы у нее точно не было в таком раскладе.
подозреваю, что в таком случае Турция бы прочнее деражалась за Средиземноморье, и настолько прочно, что выход в Атлантику стал бы совершенно логичным. но к колонизации Нового Света удалось бы подключиться все равно очень поздно. и досталась бы ей... Патагония, без всего, кроме степей. Куда бы султан и отправил кочевать и распространять ислам среди аборигенов ногайских мухаджиров

-----

Псковское воевоеводство. Гарнизонный костёл Святого Казимира на территории 104-го полка воздушной кавалерии Войск Речи Посполитой Многих Народов. Постройка начала ХХ века:

35. от yozas-gubka.


Могилёвское воеводство. Памятник первому Папе Римскому уроженцу РПМН - Яну Павлу II перед зданием администрации Могилёвского воеводства (арх. Юзаф Лангбард, годы постройки: 1938-1939):

36. от yozas-gubka.


------

Архитектурный нюанс от
Josef Kats
Одно жаль: маловато камениц с ренессансными аттиками, которыми должны быть застроены исторические центры РПМН! Причем эта мода должна перейти и в деревни, дома в фольварках должны быть покрыты имитацией граненого камня, любовно выпиленной из дерева, а ворота во двор - оформлены в духе кондвейшего ренессанса!

P.S.
Большая просьба ко всем буквоедам и краеведам не воспринимать данный материал хоть сколько-нибудь серьёзно. Это не исторический трактат, не попытка реконструкции, скорее просто фантазия по мотивам, и невозможность многих вещей можете мне не объяснять. А если кто заинтересовался - можете предложить свои подобные зарисовки, а я буду их по мере поступления вносить в пост.

дорожное, география, Польша, "Другая сторона"

Previous post Next post
Up