Киев. Контрактовая и Почтовая площади.

Apr 21, 2013 15:34



Хотя "Старым Киевом" обычно именуют Верхний город, настоящий Старый Киев - это Подол. На Печерске жили монахи и вояки, в Верхнем городе - князья и магнаты, а на Подоле - простой и торговый народ. Даже к началу 19 века на Подол приходилось больше половины населения Киева, и это не Подол был "низиной", а Верхний город - "горой". В прошлой части я показал нависающий над Подолом край Верхнего города и связующий их Андреевский спуск, теперь же начну показывать сам Подол, чего конечно же не сделать за один пост. Сейчас осмотрим "парадную" часть этого "города-в-городе" - Контрактовую и Почтовую площадь, связующую их улицу Петра Сагайдачного, квартал Киево-Могилянской академии и самую интересную после метрополитена транспортную "фишку" Киева - фуникулёр.

Лучше всего устройство Контрактовой площади видно со смотровой площадки Андреевской церкви - вот она, почти вся, кроме Успенской церкви, которая чуть левее кадра, и колокольни Греческой церкви, которая чуть правее. На переднем плане - здоровенный (примерно 70х120 метров) Гостиный двор начала 19 века, перед которым виден типично киевский доходный дом у конца Андреевского спуска. За Гостиным двором - его ровесник Контрактовый дом, конструктивистский Музыкальный театр, торец Киево-Могилянской академии 18 века и её же послевоенное здание. Позади хорошо виден залив Днепровского порта, а вдалеке за заросшими пустырями - панельные многоэтажки Петровки и новостройки-"свечки" Оболони:

2.


Торг на этом месте был, наверное, столько же, сколько вообще существует Киев, и вплоть до середины 19 века именно эта площадь была в городе главной. Один из крупнейших в империи Гостиный двор был построен в 1809-23 годах по проекту Луиджи Руска, и был на этом месте далеко не первым... причём построили его тогда по упрощённому проекту, а к первоначальному плану привели лишь в 1980-82 годах!

3.


Гостиный двор с двух сторон окружают скверы. Севернее (вглубь Подола) раньше стояла Киевская ратуша. Магдебургское право Киев получил относительно поздно - в 1494 году, когда таковым уже обладали, например, Кременец или Житомир... однако утратил последним на территории Российской империи - в 1835 году. Ну а где городские права - там и ратуша, последнее здание которой было построено в 1737 году (то есть уже в составе России) и разобрано в 1815 - не то чтобы целенаправленно, просто в 1811 году Подол был уничтожен сильнейшим пожаром, после которого восстановление ратуши сочли нецелесообразным. Так завершилась архитектурная "деевропеизация" города - Киевский замок был разрушен ещё Хмельницким.

3а.


Вообще, площадь в середине 18 века представляла собой очень цельный ансамбль в стиле украинского барокко, созданный архитектором Иваном Григоровичем-Барским - прошлый гостиный двор, ратуша и таки уцелевшая беседка над фонтаном:

4.


Резервуар под ним был выкопан ещё во времена Киевской Руси (нормальная практика в Средневековье), водопровод подведён в 18 веке. Первоначально здесь были ещё солнечные часы и скульптура Андрея Первозванного на крыше, погибшие в том же самом пожаре. Впрочем, и сам фонтан - реплика: оригинал зачем-то снесли в 1934 году (легенда та же, что и с московским Спасом-на-Бору - высокопоставленный чиновник, проходя мимо, сказал "Убрать!" про срач у фонтана, а верные холуи переусердствовали), а воссоздали его в 1982, вместе с "достройкой" Гостиного двора. Согласно поверью, тот, кто выпьет отсюда воды - останется жить в Киеве, но я экспериментировать не рискнул.

5.


Общий вид этой части площади. Когда-то над Подолом нависала Десятинная церковь, затем литовский замок, а последние два с половиной века - Андреевский собор, мне почему-то напоминающий отсюда инопланетный космический корабль. Жёлтое здание по центру - бывший дом кожевников (1799-1804).

6.


А явно домонгольская церковь Успения Богоматери Пирогощи (1131-35) - на самом деле лишь ещё одна реплика (оригинал снесён ровно через 800 лет после постройки), но... это единственная в столице Древней Руси церковь в безоговорочно древнерусском облике. Впрочем, этим церковь обязана именно воссозданию - тот храм, что снесли в 1935 году, выглядел так, и даже не знаю, много ли в нём осталось от 12 века:

7.


Очень сложно представить, что когда-то такими были все каменные храмы Киева - строгими, плавными, былинными... Древний Киев представляется мне суровым северным городом на неприступных холмах, уж по крайней мере тот Киев, в отличие от нынешнего, я бы с тортом сравнивать не стал. На заднем плане видна колоколенка Флоровского монастыря, до которого дойдём лишь в следующей части.

8.


Странное название "пирогоща" - на самом деле византийское "пшеница", то есть по-нашему было бы церковь Хлебной Богоматери. В Древней Руси было очень много "ведомственных" храмов (ведь они выполняли роль ДК и архивов), и эта церковь принадлежала торговцам пшеницей. Скорее всего, на древнем Торгу таких было несколько, но лишь эта отстроилась в камне... показательно, что в Новгороде самый крупный "ведомственный" храм, ровесница этой церковь Иоанна на Опоках, принадлежал торговцам воском - наглядные свидетельство экономической специализации двух столиц Древней Руси.
На заднем плане - Гостиный двор, а за ним Благовещенская церковь (1740) Киево-Могилянской академии слева и колокольня Греческой церкви (1915) справа:

9.


С южной стороны от Гостиного двора - ещё один сквер, где с 2001 года стоит памятник гетману Петру Сагайдачному. В России он более всего известен походом на Москву 1618 года, чем некоторые на Украине страшно гордятся и приводят как иллюстрацию того, что "москаль мени нэ земляк": запорожцы тогда лихо прошлись от Ливен до Ярославля, вместе с польским войском штурмовали Москву, но так и не смогли её взять, за чем последовало Деулинское перемирье - пусть и с огромными потерями, но Великая Смута закончилась. Однако Сагайдачный ещё и прекрасно воевал с турками и татарами (собственно, он и умер в 1622 году от ран, полученных в битве под Хотином), поддерживал православные братства Киева в борьбе с греко-католиками, и в целом за все свои войны пытался добиться от польского короля автономии для украинцев. Ляхи же его раз за разом "кидали", за что через несколько десятилетий и поплатились - оказалось, что на Львов запорожцы могут пойти не хуже, чем на Москву.

10.


Южная сторона Контрактовой площади. Колокольня, как уже говорилось, принадлежала Греческому монастырю Святой Екатерины, основанному в 1738 году - это были уже не византийцы (церковь которых на Подоле тоже есть), а греки в современном смысле слова, многочисленные общины которых на территории нынешней Украины создали беженцы из Османской империи. История у монастыря довольно мудрёная и я в ней явно не разобрался. Как я понимаю, основан он был по просьбе синайских монахов в 1738 году как Петропавловский, 1746 освятили первую церковь, а Екатерининским монастырь стал в 1748, и был известен киевлянам как Синайское подворье - ведь там находится одноимённый монастырь, центр самой маленькой (менее 1000 прихожан) православной конфессии. Реконструкцию затеяли в 1914-15 годах - мягко говоря, специфическое время... Ещё страннее, что в 1929 году были снесены все постройки кроме колокольни, хотя ведь именно колокольни ломали обычно в первую очередь.

11.


Голубое здание слева - обыкновенный доходный дом, хотя я поначалу думал, что это у церкви такая странная архитектура. Ныне доходник, колокольню и ещё несколько зданий по соседству занимает Нацбанк Украины:

12.


А справа - начало улицы Сагайдачного, ведущей на Почтовую площадь. Туда мы пойдём позже, сейчас же обратите внимание на серое здание с портиком - это дом купца Назария Сухоты (1804), куда после пожара 1811 года переехал из сгоревший ратуши Магистрат, то есть фактически это и есть последняя Киевская ратуша. В 1835-77 годах - городская дума, затем школа, а с 1981 года дом детского творчества:

13.


Но на улицу Сагайдачного пока идти рано. Посмотрим с крыльца Гостиного двора в другую сторону - на полукруглый корпус Киево-Могилянской академии (1947), музыкальный театр (1931-33) и выглядывающий из-за сквера Контрактовый дом (1815-17):

14.


"Киевские контракты" - не последняя причина возрождения города в 19 веке, наряду с железными дорогами и сахарным бумом. По сути это была не ярмарка (как называлась официально), а биржа. Сюда, дав названаие площади, "контракты" переехали в 1798 году из Дубно (где есть свой Контрактовый дом похожего вида), куда переместились в 1772 из Львова, и проводились аж до 1930 года с перерывом разве что на Гражданскую войну. 40-60% оборота контрактовой ярмарки приходился на сделки с недвижимостью, в том числе промышленной. Ну а с середины века это здание стало "мозговым центром" охватившего малоросские губернии сахарного бума.

15.


В свободное от торгов время и для развлечения участников здесь давались концерты, да и просто здание выполняло роль многофункционального делового центра. Здесь бывали Пушкин, Мицкевич, Бальзак, декабристы... С середины 1990-х здесь вновь размещается биржа.

16.


Что же до Музыкального театра (официально - Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества ), основанного в 1985 году, то он обитает в этом здании лишь с 1998 года, а строилось оно в 1930-е как ДК "Пищевик". Отличный образец конструктивизма, ведь в отличие от Харькова, Киев этим стилем небогат:

17.


А со стороны Днепра к Контрактовой площади примыкает легендарная Киево-Могилянская академия - второй (после Острожской академии, 1576) университет православного мира. Торцом к площади, фасадом к улице Григория Сковороды - её Старый корпус (1704):

18.


Её история началась с возникшего ещё в 16 веке из иерусалимской ставропигии Киево-Братского монастыря, чем огромный Богоявленский собор (1690-91) до своего разрушения в 1935 году был доминантой Подола. Архитектором собором был москвич Осип Старцев, создавший, например, ансамбль Крутицкого подворья. В Киеве двум его храмам не повезло - о похожей судьбе похожего внешне Никольского военного собора я уже писал.

19.


Феноменом польской Украины стали православные братства, возникшие как ответ на католическую экспансию, мирную, но твёрдую и последовательную - по сути дела профсоюзы, защищавшие права православных в разных городах, будь то Львов, Луцк или Киев. Братство объединяло духовенство, купцов, аристократию и простых прихожан, могло построить крупный храм, открыть библиотеку или типографию, и даже - учебное заведение: последнее стало особенно актуально, так как католики наступали в том числе через созданную при Стефане Батории систему иезуитских коллигеумов, некоторые из которых (в Вильнюсе и Львове) стали университетами. Первыми это поняли магнаты Острожские, основавшие в своей вотчине в 1576 году академию и продвигавшие Ивана Фёдорова (отсюда - "Острожская Библия"), но их род пресёкся, а академия закрылась в 1640 году. Но уже тогда появились православные "братские школы" - в 1592 году во Львове, а в 1615 - и в Киеве, при Братском монастыре.

20.


В посте об окрестностях Софийского собора я уже писал о борьбе православия и греко-католичества за Киев - хотя униатство к началу 18 века безоговорочно победило в Червонной Руси, именно в Киеве захлебнулось его триумфальное шествие на Восток. Ещё в 1620 году помимо греко-католический Киевской митрополии с центром в Вильне образовалась и православная Киевская митрополия с центром в, как ни странно, Киеве. Древний город окончательно превратился в оплот православия Речи Посполитой, а основанная в 1631 году в Киево-Печерской Лавре митрополитом Петром Могилой вторая братская школа год спустя объединилась со школой Братского монастыре в Киево-Могилянскую коллегию, впоследствии повышенную до академии: в 1658 году - польскими властями (предполагалось, что Украина выделится в Великое княжество Русское в составе Речи Посполитой), в 1694 - сменившими их московскими. Последнее парадоксально: хотя Славяно-греко-латинская академия в Москве была основана выпускником Могилянки Симеоном Полоцким, де-юре она получается старше (1687), так как была академией с момента основания.

21. Благовещенская "домовая" церковь (1740).


Она была устроена по образцу европейских университетов с преподаванием на латыни, но только ориентирована была не на католическую церковь, а на православную (кстати, кто подскажет, когда университеты в Европе в принципе вышли из под влияния церкви?). До появления МГУ (1755 год) Могилянка была главным вузом православного мира, где учились также греки, южные славяне, молдаване, и откуда, как семена, выпускниками были разнесены по всей Российской империи новые учебные заведения от Смоленска до Иркутска, от Астрахани до Холмогор. Московский и Петербургский университеты, выросшие из Славяно-греко-латинской академией, Могилянке уже не "дети", а "внуки". Однако с развитием университетов (в том числе основанного Харьковского и "присоединённого" Виленского) её существование сочли нецелесообразным и неблагонадёжным и в 1817 году закрыли, хотя через два года на её основе возродилась Киевская духовная академия. Интересно, что Славяно-греко-латинскую та же участь постигла ещё раньше - в 1814 году.
В советское время на территории Могилянки располагалось военно-морское политическое училище, тогда же был снесён собор и построен внешний корпус (в плане напоминающий якорь).

22.


А это уже уцелевшие постройки собственно Киевского братства - Свято-Духовская церковь (1630-е годы) и поварня начала 17 века, также известная как дом Гальшки Гулевичевны. Последняя была крупной меценаткой, много сделавшей для поддержки православных братств, и в том числе предоставившая Киевскому братству свой дом - скорее всего, это было первое учебное помещение Братской школы. И - старейшее гражданское здание во всём Киеве:

23.


Оно же со двора, рядом неизвестный памятник. Слева - библиотека:

24.


В том же дворике - Солнечные часы конца 18 века, "наглядное пособие" для студентов. На заднем плане дом игумена (1781, явно перестраивался):

25.


Киево-Могилянская академия возродилась в 1992 году, и ныне её корпуса тянутся почти до Днепра. В современной Украине Могилянка известна своей политической активностью "оранжевого" вектора... но при этом Могилянка - один из двух вузов Киева, в основной двор и корпуса которого не пускают посторонних - нас с pan-sapunov по крайней мере выставили довольно грубо.
Впрочем, в один из дворов через Волошскую улицу от Братского монастыря я проходил свободно:

26.


На той же Волошской по соседству - одно из самых странных зданий Подола, над происхождением и возрастом которого я так и ломаю голову.

27.


Ну а теперь вернёмся на Контрактовую и пойдём к Почтовой площади. Короткая (550м), но чрезвычайно оживлённая улица Сагайдачного - здесь примерно как Крещатик в Верхнем городе. Вот как она выглядит сверху, от Арки Дружбы Народов (слева Владимирская горка):

28.


А вот как со стороны Контрактовой площади - обратите внимание, как круто уходит на гору Владимирский спуск вдалеке:

29.


На улице людно, перманентная пробка, уму непостижмая концентрация кафе и магазинов. Почти так же всё было и в 2004 - тогда Сагайдачного запомнилась мне едва ли не самой ухоженной улицей Киева.

30.


31. На заднем плане дом кондитера Балабуха, построенный ещё до пожара 1811 года.


32.


Красное здание - бывшие мебилированные комнаты "Днепровский порт", где среди прочего жил Куприн. А к ним вплотную примыкает Мельница Бродского (1906), а вернее её элеватор. Лазарь Бродский был крупнейшим сахарозаводчиком Малороссии, одним из погатейших людей империи, а в Киеве - строителем и меценатом. С ним связаны ещё как минимум Бродская синагога и Бессарабский рынок, которые я тоже когда-нибудь покажу. Ныне элеватор занимает библиотека - книги в нём хранятся не хуже, чем зерно. На заднем плане уже Днепр - Почтовая площадь прямо на берегу.

33.


Ещё на ней есть почтовая станция (1865), которую я не заснял, речной вокзал (1953-57, на заднем плане), но главное - восьмигранная Рождественская церковь (1809-14), а вернее её реплика (1997). Вообще же храм на этом месте известен с 1520-х годов, а по некоторым данным - с 1011 года. Облик очень странный - более всего напоминает церкви русских усадеб где-нибудь под Торжком или Мценском.

34.


Но самое интересное на площади - вот:

35.


Для чего здесь фуникулёр - думаю, хорошо понятно: каждый день лазить на эти горы врагу не пожелаешь. Он открылся в 1905 году, третий в Российской империи после Нижнего Новгорода (1896, там горы ещё круче) и Одессы (1902, там просто любили шик и пафос), но - старейший непрерывно существующий. Изначально он был гораздо короче и меньше, но поводом для реконструкции послужила авария 1928 года, когда во время ремонтных работ один из вагончиков сорвался и упал на другой. На восстановление ушло около года, при этом трассу продлили на 40 метров и построили вестибюли, здорово напоминающие своим видом довоенную архитектур Московского метро.

36.


Для киевлян это совершенно повседневный транспорт, а для гостей города - популярнейший аттракцион. Приобщился и я - стоимость проезда 1,5 гривны (то есть 6-7 рублей), вход через турникеты по жетонам (кажется, чёрного цвета). Вагончик стоит на нижней станции:

37.


Для экономии места он состоит из четырёх секций, расположенных "лесенкой". Вместимость до 100 человек, ехать можно и стоя:

38.


Длина трассы - 220 метров, перепад высоты - 75. Честно говорят, так и не понял, как это работает - с одной стороны, вагончики на канатной тяге, с другой - у них есть контактная сеть, как у трамвая и машинист. Что хорошо - из крайних секций можно снимать сквозь кабину:

39.


Так как на линии один разъезд, вагончики отправляются синхронно. Интервал я не засекал, минут 5-7 по ощущениям:

40.


Обратите внимание, что верхняя и нижняя "мордочки" у вагона разные. На путях что-то делали двое работяг, расходившихся при приближении вагона. Подъём на фуникулёре медленный, тихий и до обидного короткий - что-то около 2 минут:

41.


Приехали. Верхняя станция от нижней заметно отличается, хотя и выдержана в том же стиле:

42.


Тут уже конкретный конструктивизм. А вот обзор так себе - всё закрывают деревья:

43.


И вот куда фуникулёр приводит - в Ярославов город, к Михайловскому Златоверхому собору, а там и до Софии рукой подать.

44.


Вестибюль. Небольшой стенд с историей и макетом, слева - турникеты по типу метрополитеновских:

45.


Вагончик ждёт пассажиров:

46.


Поехали обратно. Вдали Днепровский порт, о котором в части "через одну":

47.


48.


Направо из вестибюля - вход в метро:

49.


В следующей части просто по второстепенным площадям и улочкам Подола. Дома, дворы и церкви...

Над Подолом.
Подол. От Контрактовой до Почтовой.
Подол. Берег Днепра.
Подол. Дома и улицы.
Гора Щекавица и Покровский монастырь.

фуникулёры, греки, дорожное, "Черта оседлости", Центральная Украина, Киев, ВКЛ, "Молох", транспорт

Previous post Next post
Up