Киев. Над Подолом.

Apr 20, 2013 19:43



Когда мне долго некуда поехать, я вспоминаю про свой стратегический запас фотографий Киева осени (сентябрь и ноябрь) 2012 года. В принципе я уже много успел выложить (см. по тэгу), но немало и осталось. В прошлый заход я подробно рассказывал о Печерске и пронизывающей его Киевской крепости. Теперь же, в ближайших пяти постах, расскажу про Подол - самый колоритный из старокиевских районов, который можно сравнить с Васильевским островом или Замоскворечьем.

Для начала прогуляемся над Подолом - вполне баяновые Пейзажная аллея, Город Владимира, Андреевский спуск и чуть менее баяновый Город Мёртвых.

...Весной далёкого 2004 года, когда я впервые приехал в Киев, мы через тётеньку на вокзале сняли квартиру на Большой Житомирской, и оставив вещи, пошли по краю Верхнего города на Андреевский спуск. Вон впереди серое здание Исторического музея и выглядывающая из-за него главка Андреевской церкви. Именно здесь началось моё знакомство с древним городом:

2.


Но Пейзажной аллеи в её нынешнем виде тогда ещё не было, и повторно открывая Киев в 2012 году, я был удивлён, узнав, что эту достопримечательность давно знает каждый киевлянин и гость. Её история вкратце рассказана здесь, и если это достоверно - Пейзажка возникла в 2005 году, в первое лето после Оранжевой революции: энтузиасты боролись с обнаглевшим застройщиком, вздумавшим освоить красивое место. Здесь сложился этакий мини-Майдан, на котором художники и скульпторы понаставили инсталляций. В итоге застройщика изгнали, а парк - остался, и большинство этих штуковин скорее всего появились гораздо позже:

3.


4.


5.


6.


7.


8.


Более всего из виденного мной прежде Пейзажка напоминает Онежскую набережную в Петрозаводске. Аллея проходит по самому краю горы, и вроде как повторяет очертания древних валов Ярославова города. Обратите внимание, что новостроек здесь и так хватает, но сомневаюсь, что они кому-то мешают:

9.


Отсюда открываются дальние виды даже не на Подол, а на окраины за ним. Лысая гора по центру называется Детинка, но "та самая" Лысая гора, точное местоположение которой до сих пор неизвестно (есть 5 основных гипотез), вполне могла выглядеть именно так. Слева от неё - урочище Кожемяки, справа - урочище Гончары. Где-то здесь жил тот поганый змей, которого одолел Никита Кожемяка.

10.


Крыши старого Подола и высотки новой Оболони:

11.


В Гончарах в 2004 уже начинал строиться квартал "под старину" - это и есть Город Мёртвых, официально Воздвиженка, о которой я расскажу в конце поста. Над ней нависает Замковая гора - ещё один "кандидат" на роль бывшей Лысой горы, и за ней проходит Андреевский спуск. Как следует из названия, здесь в польско-литовскую эпоху стоял Киевский замок, так и не отстроенный в камне и впоследствии сожжённый Богданом Хмельницким. Но в период своего расцвета это была крупнейшая крепость Литовской Руси - не буду мудрить и процитирую википедию: замок имел деревянные укрепления, двое ворот, около 20 сооружений, единственные в городе часы, в разные периоды от 3 до 15 сторожевых трёхъярусных башен, от одного до четырёх колодцев глубиной 60 м. В период расцвета (в 1552 году) в замке располагались три православные и одна католическая церкви. Резиденция киевского князя Владимира Ольгердовича в 1362-1394 годах, его сына Олелько (1440-1455) и внука Семёна (1455-1470). В эпоху Владимира Ольгердовича в замке имелся монетный двор. В 1471 году, после ликвидации Киевского княжества, Киевский замок стал официальной резиденцией киевских воевод, в том числе Константина Острожского (1559-1608), Станислава Жолкевского (1608-1620), Адама Киселя (1649-1653). В общем, отстроили бы его в своё время в камне - была бы ещё одна первоклассная достопримечательность:

12.


Между тем, потихоньку мы вышли к центру пейзажной аллеи (обратите внимание, что те кадры были ноябрьские, а тут уже сентябрь!). Киев - город постмодернистов, безусловно:

13.


14.


Ну а приводит Пейзажная аллея в древний Владимиров город - самый маленький и самый древний исторический район Киева, сложившийся более 1000 лет назад. О более крупном и позднем Ярославовом городе, возникшем вокруг Софийского собора в 11 веке, я уже писал зимой. От Города Владимира не уцелело ни одного здания, а наиболее заметен здесь Национальный исторический музей, основанный в 1937 году, и лишь после войны переехавший в это здание первой в УССР художественной школы (1937-39, архитектор Каракис). Что ж, и место, и архитектура идеальны для такого назначения... вот только в сам музей я не ходил ни в 2004, ни в 2012:

15.


Каменные бабы - обязательный атрибут исторических и краеведческих музеев Восточной Украины... Киев, конечно, не Восток, но как столица - обладает и этим атрибутом:

16.


На пустой площадке рядом с музеем когда-то стояли Княжний дворец начала 10 века - возможно, первая русская каменная постройка; почти незаметный вал, насыпанный за сотни лет до князя Владимира, первая на Руси школа при Десятинной церкви... вот эта липа, посаженная по легенде Петром Могилой в середине 17 века по сравнению с ними совсем молоденькая:

17.


Но сердцем Владимирова города была Десятинная церковь - первый русский каменный храм, построенная более тысячи лет назад - в 989-91 годах, после Крещения Руси. Её посвящение точно неизвестно, скорее всего - Успенская, а народное название - потому, что князь Владимир на её строительство и дальнейшее поддержание митрополии выделил десятую часть налогов - "десятину" (впоследствии название церковного налога). Первым настоятелем церкви был грек Анастас из Корсуни, оттуда же перенесли главную святыню - мощи святого Климента, Папы Римского, умершего за 1000 лет до этих событий на каторге в каменоломнях Инкермана. Здесь же был похоронен и сам Владимир Равноапостольный (этот титул Церковь давала в том числе крестителям стран и народов), его супруга византийская царевна Анна и покоившаяся к тому времени в Вышгороде русская первохристианка, опять же равноапостольная княгиня Ольга. Всё это погибло во время Монгольского нашествия - церковь рухнула то ли под тяжестью людей, пытавшихся спастись на её крыше от резни и пожара, то ли под ударами стенобитных орудий... Та, первая церковь, была примерно такой:

18. ( отсюда)


В 19 веке в Киеве, как когда-то в Иерусалиме, решили строить Второй Храм. Новую Успенскую Десятинную церковь построил в 1828-42 годах Василий Стасов, и это была, прямо скажем, не самая удачная его работа. Вдобавок, при строительстве сильно повредили аутентичный фундамент (впрочем, кто в 19 веке с такими вещами церемонился?), и в 1928 году не последней причиной сноса этой церкви было желание добраться до фундамента 10-го века, изучить и сохранить его.

19.


Как и в Иерусалиме, теперь идёт речь о строительстве Третьего Храма... между тем, ещё Пётр Могила в 17 веке рядом построил Рождественскую церковь-памятник, разобранную видимо при строительстве Второго Храма, и вот её преемница - полуподземная церковь Николая Мирликийского (2006-07) стоит близ руины ныне:

20.


Фундамент самой Десятинной церкви, а вернее его выложенный плиточным камнем контур я хорошо помню в 2004 году, но сейчас площадка обнесена забором, а контуры убраны. То же место со стороны Владимирской улицы - судя по всему, ограда Второго Храма:

21.


А количество сувенирных палаток говорит о том, что мы в туристическом сердце Киева. Туристов в Киеве вообще много, хотя и меньше, чем в Петербурге и Москве (за вычетом россиян, которые на Украине основные гости) или во Львове... но сувениры ориентированы явно на буржуев и какие-то они местами... гм... антиукраинские уж очень:

22.


На углу Владимирской и Десятинной - памятник героям фильма "За двумя зайцами..." (1961) Проне Прокопвне и Свириду Голохвастому (1999). Обратите внимание на жука:

23.


Владимирская и Десятинная сливаются в Андреевский спуск, над которым стоит, пожалуй, самый красивый храм Киева - Андреевская церковь (1749-54). Ещё бы - творение самого Бартоломо Растрелли, автора Зимнего дворца в Петербурге. Инициатором строительства была Елизавета Петровна, объезжавшая свои малоросские владения и к тому же имевшая роман с Алексеем Разумовским из Козельца. Растрелли прекрасно соединил петербургский стиль с украинским, при всей непохожести холодного Питера и тёплого Киева.

24.


Убранство - в редком для Российской империи стиле рококо (которое я, честно говоря, не в состоянии отличить от барокко):

25.


Ныне это главный храм Украинской Автокефалии. Если в Софийском соборе (музей) запрещают снимать вообще, в церквях Лавры (Московский патриархат) - только по благословению, во Владимирском соборе (Киевский патриархат) - за деньги, то здесь - свободно.

26.


По легенде, на горе, где стоит эта церковь, проповедовал Андрей Первозванный. Взойдём на неё и мы - это одна из лучших видов точек Киева, с которой как на ладони Подол. По центру хорошо видна Контрактовая площадь с огромным Гостиным двором (1809-23), Контрактовым домом (1815-17) и Музыкальным театром (1931-37) левее, полукруглым корпусом Киево-Могилянской академии (1947) и высокой колокольней Греческого монастыря Святой Екатерины (1915) правее. Вдали - Днепровский порт, строящийся Подольский мост, ещё дальше пилон (115м) Московского моста (1976) и совсем уж на горизонте Троещина - крупнейший (более 300 тысяч) жилой район Киева, а то и всей Украины, и при этом без метро.

27.


Левее Гостиного двора - церковь Успения Богоматери Пирогощи (1131-35), а вернее её реплика - оригинал. за века утративший облик, разрушен в 1935 году, а воссоздали её в 1996 в предполагаемом древнерусском виде. На заднем плане - донельзя торговый пезайж Подола:

28.


Ещё левее один из красивейших в Киеве Флоровский монастырь, основанный в польско-литовскую эпоху, в 1566 году Константином Острожским... кто такие Острожские, я уже писал давным-давно в посте об их резиденции Остроге - это были крупнейшие православные магнаты Великого княжества Литовского, потомки Рюриковичей, основатели первого в православном мире университета и покровители Ивана Фёдорова. Ансамбль монастыря, как и большинство церквей Киева - 17-18 веков. Чуть в стороне Притиско-Никольская церковь (1750):

29.


С другой стороны просматривается днепровский залив, на котором с незапамятных времён находился порт - не столь известный, но на самом деле третий, наряду с княжьим дворцом и Лаврой объект, делавший Киев - Киевом. Именно между портом и дворцом на горе и крутилась жизнь древнерусской столицы. Вот там церковь Николы Набережного (1775-77), покровителя моряков и странников, а за краем кадра (её я ещё покажу в других постах) Ильинская церковь, известная с 945 года как храм византийского торгового подворья.

30.


Порт немного работает и ныне - гора песка на фоне высоток Оболони:

31.


Довоенная ещё ТЭЦ-2:

32.


Явно советский элеватор... О днепровском порте будет отдельный пост.

33.


Пока же спускаемся на Подол по Андреевскому спуску. Взглянем назад. Серое здание - школа 1939 года постройки, причём что удивительно, не Каракиса. Слышал от киевлян, что в одном из этих домов находится квартира Кучмы.

34.


Спуск очень крутой, и лучше маршруты по Киеву прокладывать так, чтобы он не превратился в Андреевский подъём... хотя фактически это подъём и есть, так как нумерация домов на нём снизу вверх. Но до чего живописен! На истории отдельных зданий останавливаться не буду - очень уж известное место... да впрочем, именно поэтому вменяемой информации о домах Андреевского спуска найти куда сложнее, чем о многих куда менее известных улицах Киева - проще сказать "да вы и сами всё знаете" или "посетите Музей одной улицы". Так что скажем прямо - информацию о каждом взятом доме найти не так-то просто, и мне её искать лень. Хотя про "замок Ричарда" (1902-04) уж наверное точно все знают... За замком - гора Воздыхательница, верхушку которой срыли в 15 веке для безопасности Замковой горы, по ходу дела раскопав давно покинутую келью монаха-отшельника.

35.


По мне так самое интересное здание на спуске - не Замок Ричарда, а спрятавшийся за ним деревянный (!) особнячок, для Украины зодчество совершенно не характерное:

36.


Ещё тут есть "дом Турбиных" (то есть Булгакова), несколько памятников, колоритные домики от начала 19 до начала ХХ века, всякие музеи, галереи, памятники... но всё же без комментариев:

37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


Вот уже и самый низ. Последние дома Андреевского:

46.


Но дело в том, что примерно на середине спуск раздваиввается, а вернее налево уходит Воздвиженская улица с кварталом Воздвиженка (прямо как в Москве!), построенном в последние годы и прозванном киевлянами Городом Мёртвых:

47.


Почему? А потому что здесь никто почти не живёт, а когда прозвище это появилось - квартал, скорее всего, и вовсе стоял пустым. Как уже в комментариях пояснили мне киевляне, тут во-первых очень плохая инфраструктура вплоть до регулярных перебоев со светом и газом (в элитных-то домах!), а во-вторых сам этот овраг очень неблагополучен в плане вентиляции и в общем мало пригоден для постоянного проживания. Людей здесь явно меньше, чем ожидаешь увидеть, а всё, вплоть до изнанки, какое-то слишком сухое и правильное. Декорация, да и только:

48.


49.


50.


51.


Хотя и красиво построено, на мой взгляд:

52.


Расходясь незаметно, Андреевский и Воздвиженка выводят к буквально противоположным концам Подола. В следующей части осмотрим его центр - Контрактовую площадь.

Над Подолом.
Подол. От Контрактовой до Почтовой.
Подол. Берег Днепра.
Подол. Дома и улицы.
Гора Щекавица и Пантелеймонов монастырь.

древнерусское, дорожное, Центральная Украина, Киев, деревянное, ВКЛ

Previous post Next post
Up