Петрозаводск. Часть 3: Онежская набережная

Sep 06, 2011 18:38



Как-то так получилось, что в сверхтуристической Карелии главному городу с достопримечательностями не повезло. Да и не только главному - в Карелии вообще почти всё интересное вне городов. Вот и в Петрозаводске - архитектурные красоты, конечно, есть, но маловато для массового туризма, не Псков и не Вологда. Петровский завод - при всей своей исторической ценности, слишком уж на любителя. Зато есть Онежской озеро и причал, с которого туристы отправляются в Кижи. А ещё - города-побратимы, с которыми можно устроить, например, культурную акцию обмена уличной скульптурой. И в общем этого оказалось довольно: в последние 20 лет городскими властями почти из ниоткуда был создан неповторимый фасад: Онежская набережная. Пешком от вокзала до пристани, далее пару часов прогулки по набережной, и в Кижи - вот таким видят Петрозаводск почти все гости.

Я изначально не планировал делать о набережной отдельного поста - о ней и без меня информации навалом. Но мне чертовски повезло с погодой: на Онежском озере разыгрался небольшой шторм, и его волны показались мне намного зрелищнее скульптур.

Вот так выглядит начало набережной с площади Кирова. Серое здание внизу - Водный вокзал (почему-то именно Водный, а не Озёрный). Само Онего вдаётся здесь в материк Петрозаводской губой шириной 5-7 километров - хорошо видно, что впереди не река.



В сквере недалеко от Водного вокзала я так и не сфотографировал памятник Петру Первому (1878, изначально стоял на Круглой площади) - единственную "настоящую" достопримечательность Набережной. А вот многочисленные современные скульптуры начинаются уже на спуске - эта вот русалка с кантеле (карельским музыкальным инструментом) от скульптур внизу отличается реалистичностью:



Здание Водного вокзала ныне занимает ресторан и ещё что-то в этом роде, а кассы и зал ожидания в небольшом стеклянном павильончеке по соседству. Тем не менее, навигация существует, есть рейсы в Шалу и Великую Губу (дважды в неделю, проходит через Кижи, но расписание крайне неудобное). У входа на пассажирский причал - целый городок экскурсионный будок. Я такое видел в России пока только в Питере у Гостиного двора, да на курортных побережьях:



Сам пассажирский причал большой разветвлённый. Особенно запоминается Пристань Жёлтых Кораблей... пардон, Зелёных "Комет". Это экскурсионный трансорт в Кижи, и судя по их количеству, направление сверхпопулярно, даже несмотря на цену 2200 рублей туда-обратно без экскурсии. На рейсовой "Комете" вдвое дешевле, но в Кижи она прибывает в 18:30, а назад идёт через полтора часа. Мне в июне-2004 повезло больше - тогда рейсовая "Комета" ходила дважды в день, а не в неделю...



Вообще же плавсредств тут стоит очень много - вот например катер с колоритным названием "Инженер Нарин". Ходить и фотографировать никто не мешает - концентрация туристов тут тоже вполне питерская, я был далеко не единственным фотографом на причале.



Но в этот раз главным впечатлением для меня стали волны. Ветер был вроде и не такой уж сильный, но на озёрном пространстве его хватало, чтобы разогнать волну до метровой высоты.



Справа от пристани виден грузовой порт, рядом с которым обитает клуб-музей "Полярный Одиссей", участники которого занимаются реконструкцией северных парусников - особенно известны бригантина "Полярный Одиссей" и поморская лодья "Святитель Николай". Я туда в этот раз не успел, да и увидеть сами суда не так-то просто - пока не замёрзла вода, они постоянно в походах.
Там же, справа, на горизонте хорошо видно открытое Онежское озеро:



Слева же - собственно городская набережная. Длинное здание - мэрия, за которой "устье" проспекта Ленина, а завершает перспективу высотный отель "Онего-Палас" - вообще, вдоль набережной в Петрозаводске находится несколько лучших городских отелей. Видам из их окон действительно можно позавидовать.



Вот скажем ещё один отель "Онежский замок" - около него набережная-променад заканчивается:



Чуть поближе хорошо видна Ротонда (2002) и жёлтое здание Спасо-Кижского патриаршьего подворья (1903, что изначально - не знаю) - ведь официально храмы на острове-музее действуют с 1994 года.



Но более всего набережная известна своими абстрактными скульптурами - теми самыми подарками от городов-побратимов. Ценность большинства из них по отдельности весьма сомнительная, но всё вместе (как на вводном кадре) смотрится очень странно и необычно.



Пройдёмся теперь непосредственно по набережной - вот тут она видна почти от края до края:



Мокрая чайка устала бороться с ветром:



Первая фигура - Древо Желаний из шведского города Умео. По-моему не очень интересно - надо просто подойти и прошептать желание в ухо на стволе. В народе - "Дерево Хиросимы": чёрное, без листьев, да ещё и ухо выросло.



Рядом - "Рыбаки" из город Дулут, штат Миннесота (между прочим, родина Боба Дилана). Это первая из скульптур Онежской набережной, поставленная ещё в 1991 году и ставшая, пожалуй, самым узнаваемым символом Петрозаводска. А ведь правда - цепляет, и смотрится на холодном онежском берегу как родная:



Оно и ясно: Дулут, как и Петрозаводск, стоит на озере - если точнее, на Верхнем озере, крупнейшем из пяти Великих озёр, да и из всех пресных озёр Земли вообще. Один из самых холодных городов США. В общем, дулутчане и петрозаводчане друг друга бы поняли. В народе же "Рыбаки" известны как "Памятник Жертвам Перестройки".



Третий из изначальных памятников - Тюбингенское панно, куча металлических палок с вводного кадра, которые никто не понимает, в том числе, вероятно, даже их создатели. Народные прозвища - "Кошмар парашютиста", "Мечта взломщика" и "Мудрёный тростник". Я им не проникся, поэтому лучше поставлю фотографию одного из зданий времён Карело-Финской ССР над этим участком набережной:



После официального открытия набережной в 1994 году скульптуры стали появляться одна за другой, и ныне их тут не один десяток. Их названия и объяснения обильно представлены в интернете, но честно говоря, я их даже цитировать не хочу - поверьте, внешний вид большинства этих "композиций" намного адекватнее, чем вложенный в них смысл.





Лучше просто пойдём дальше без комментариев. Фигуры, фонари, карельский гранит и онежские волны:









Близ "Онего-Паласа" можно подняться на параллельную улицу - здесь сохранился ансамбль Земской больницы 1890-х годов, где ныне пытаются организовать что-то вроде квартала-музея Старый город. Действительно, если не знать, что больница (в одном из деревянных корпусов слева ещё и действующий морг) - вполне сойдёт за райончик одноэтажного губернского Петрозаводска:



Особенно если во двор зайти:



В ближнем домике - ещё одно "материковое" отделение Кижей, а на заднем плане больничная часовня Святого Духа:



Продолжаем путь по берегу, мимо кошелька из Риги:



Молодец в ладье - аллегория то ли Онего-батюшки, то ли Петрозаводска, старой оружейной кузницы:



Волны великолепны!



Вдалеке - открытое озеро:



Ничего на нешёл об этом домике, но выглядит историческим, а занимает его вроде бы мастерская одного из скульпторов, чьи работы стоят чуть дальше по набережной:



Здесь - уже не абстрактное буржуазное искусство, а вполне себе карельские деревянные скульптуры:



Местами на фоне деревянных же домов, окружающих квартал бывшей больницы:



Хотя абстракции встречаются и тут - но уже местные, из карельских же материалов (гранит, красный мрамор и т.д.) - по-моему, здесь куда как интереснее, чем в начале набережной:



Конец набережной - устье местной Неглинки и "Онежский замок" над ним:



Дальше - вновь грузовые причалы, и честно сказать, мне они радуют глаз:



Взгляд назад. Волны несколько раз окатывали меня с ног до головы, и даже странная палитра многих фотографий вызвана водяной пылью на объективе. Вечером меня ждал поезд на Питер, но об увиденном там я уже рассказал.



С Севером я попрощался ещё в прошлом путешествии, и Петрозаводск с окрестностями, пожалуй, был последний в обозримом будущем реверанс в сторону Полуночи. А вот тему старых заводов я буду продолжать - самое интересное ещё только впереди!

Олонецкий горный округ
Петрозаводск. По центру (Петроскои и Яанислинна).
Петрозаводск. Петровский Завод.
Петрозаводск. Набережная.
Марциальные Воды и Кончезерский завод.

природа, Карелия, Русский Север, дорожное, "Молох", транспорт, суда и корабли, рыбацкое, Петрозаводск, речной транспорт

Previous post Next post
Up