Херсон. Часть 1: проспекты и набережные

May 02, 2011 16:46



Сейчас кажется странным, что столицей Новороссии была не Одесса и даже не Николаев, а небольшой (340 тыс. жителей) и незаметный Херсон, стоящий в устье Днепра. Да и сто лет назад, в период расцвета, его население едва приближалось к 70 тысячам, уездной Одессе он уступал в 7-8 раз. Но именно здесь, на месте заложенного в 1737 году укрепления Александр-Шанц, князь Потёмкин-Таврический в 1778 организовал город, который хотел сделать российским "окном в Сридезмноморье" и даже название дал соответствующее - в честь Херсонеса, где был крещён князь Владимир.
Не сложилось: уже в 1787 году был основан Николаев, отнявший у Херсона верфи, а в начале 19 века начался взлёт Одессы.
Но именно Херсон был чуть более 120 лет губернским городом, столицей "русской Калифорнии", и по крайней мере часть одесских денег доходила и сюда, что не могло не сказаться на его облике.

Мой рассказ о Херсоне будет состоять из трёх частей. Сначала объедем старый город П-образным маршрутом: проспект Ушакова, улица Краснофлотская, две набережные, улица Коммунаров. Во второй части осмотрим находящуюся за пределами этого маршрута Херсонскую крепость, а в-третьей - старый город.

Показательный факт: если железная дорога Петербург-Одесса была третьей в империи крупной магистралью (1866), в губернский Херсон железку провели лишь в 1907 году. Вокзал построен, видимо, тогда же, и более адекватно я его не заснял - времени было в обрез, поэтому мы ограничились кругом на машине по привокзальной площади.



Вокзал довольно далеко от центра, и к Днепру прямо от его фасада ведёт проспект Ушакова - главная городская ось. Впрочем, на большей его части архитектура не слишком интересная, а фасады закрыты деревьями. В километре от вокзала натыкаешься вдруг на огромный заброшенный театр. Мы его увидели уже когда уезжали и имели впечатление о городе, но в целом он оказался вполне ожидаем - печать упадка в Херсоне ощущается буквально на всём.



За театром притаился церковь Всех Святых (1804-08) на городском кладбище:



К заднему фасаду театра примыкает вот такой вот белый обелиск - ни то могила, ни то солнечные часы (1824):



Это памятник Джону Говарду - английскому врачу и юристу 18 века, в историю вошедшего как реформатор тюрем и судебной системы - так, это именно он придумал, что на суде надо учитывать социально-объективные причины преступлений. За свою жизнь он объехал, наверное, половину европейских тюрем, изучая положение заключенных, а в Россию наведывался дважды - в 1781 и 1789 годах... причём заинтересовала его Россия отнюдь не "нарушением прав человека", а даже наоборот - как одна из первых стран мира (1754), формально отменивших смертную казнь (для сравнения, в Англии смертная казнь была более чем по 123 составам преступлений). В Херсон он приехал во время эпидемии тифа, изучал положение больных и лечил их из собственных средств, а в итоге заразился и помер. Похоронили его также под Херсоном, в поместье его друга Дофине.



Ещё километром южнее - местная площадь Свободы, в прошлой жизни видимо бывшая площадью Ленина. Вид сверхтипичный:





Но через квартал от неё уже начинается исторический центр. Первое действительно интересное здание (1953) - Херсонский морской институт, основанный аж в 1834 году как Училище торгового мореплавания и с тех пор 8 раз менявший название и статус (последний - в 2007 году, с 1996 это был Морской колледж):



Его здания тянутся на целый квартал, и это уже угол улицы Горького - отсюда недалеко до Херсонской крепости:



Проспект Ушакова здесь резко начинает идти под уклон. За парком имени Ленина - довольно впечатляющая, хотя и облезлая сталинка:



Напротив которой (справа по ходу нашего движения) начинается местный арбат - улица Суворова. Её и всё, что правее проспекта мы осмотрим лишь в третьей части:



Ещё ниже. Эти дома не на самом проспекте, а на соседних улицах:





И наконец мы спускаемся к главной в городе гостинице "Фрегат" (1989):



В её дворе - пока ещё не работающий фонтан-шар, облепленный голубями. Внизу видны старые пакгаузы Херсонского порта:



Проспект спускается к берегу, где стоит памятник Первым Кораблям (1972) - один из символов города. До основания Николаева и Одессы Херсон пытался сочетать функции всех трёх городов, и Адмиралтейская верфь изначально работала именно здесь. В 1783 году, объезжая Новороссию, город посетила и Екатерина II, а с ней австрийский император Иосиф II - на воду спускали фрегат имени последнего.



Но в общем и порт, и верфи были расположены не слишком удачно. Лиман оказался мелким и заиленным, на самом Днепре издавна были мощные пороги (уничтоженные в итоге ДнепроГЭС) - в общем, крупного порта в устье Днепра не было ни при греках, ни при византийцах, ни при Золотой Орде, ни при турках, и Екатерина II с Потёмкиным тоже самыми умными не стали. В конце 19 века, когда Одесса и Николаев просто не справлялись с грандиозным потоком экспортного зерна, Днепровский лиман перед Херсоном приходилось углублять искусственно.



Вид в другую сторону. Одна из особенностей Херсона - здесь нет единой набережной, а лишь три небольших участка, разделенных портовыми промзонами. За кранами с верхнего кадра - речной вокзал на Одесской площади, за элеваторами с нижнего кадра - набережная у мемориала Славы:



Нам предложили небольшую экскурсию вот на этой лодке:



Но мы почему-то поленились. Впрочем, желающих тут много, и уже через 10 минут мы увидели лодку такой:



Ближайшая к порту улица, соединяющая проспект Ушакова с параллельным проспектом Коммунаров - Краснофлотская. Вот так выглядит типичный пейзаж в Старом Херсоне, большая часть которого относительно этого кадра - по правую руку:



Здесь находится старейший храм Херсона - Греко-Софийская церковь (1790) очень характерной планировки. Греческих церквей мы в Новороссии видели несколько штук, и все они устроены примерно так: православная архитектура и композиция кирхи.



Очень красивые статуи:



Новороссийские греки, о которых я подробнее расскажу в Одессе, по влиятельность здесь уступали разве что русским и евреям и греческая церковь - неизменный атрибут портовых городов. Впрочем, ныне хотя прихожане и зовут церковь "греческой", она принадлежит (как и подавляющее большинство храмов на побережье) Московскому патриархату.
У стены - могилы греческих епископов. Внутри церкви - такая же нереальная синева.



Чуть дальше, в одном из переулков прекрасно виден Успенский собор (1798) на улице Ленина - к нему мы подойдём лишь в третьей части. Оцените рельеф Херсона - все перпендикулярные берегу улицы идут под крутым уклоном, поэтому очень живописны, но второстепенны.



Краснофлотская приводит на проспект Коммунаров, вверх по которому мы поедем позже, а сначала спустимся вниз - к круглой Одесской площади. "Устье" проспекта - между вон тех двух зданий, а вдалеке видна башня бывшей Губернской думы. Обратите внимание - площадь пересекает железная дорога, соединяющая две портовые промзоны: У дороги - характернейший подвид местного транспорта: "горбатые газели" (то есть, надо полагать, "ослики").



Кадр же был снят с вот этого здания - это гостиница "Меридиан" при Речном вокзале, где мы и остановились, приехав поздно вечером от Аджигольских маяков в устье Днепра. Гостиница оказалась неплохой (особенно впечатляет размер номеров - в одноместном могло бы спокойно поместиться 3 кровати) и довольно дешёвой, но - самое потрясающее - мы были единственными постояльцами в пятиэтажном здании! Видимо, так упала здесь со времён его постройки экономическая активность.



Около гостиницы - старые портовые сооружения, может быть даже 18 века (в Херсоне они точно есть, но не знаю, где):



Мы сняли на троих два номера - двухместный окнами на площадь и одноместный на другой стороне здания. В нём я и ночевал, а в 7 утра меня внезапно разбудил голос, на русском языке объявлявший отправление катеров: пункт назначения - время отхода - название катера. Выглянув в окно, я увидел вот что:



В течение часа все эти катера разошлись по разным направлениям - несмотря на общий упадок города, пригородная навигация здесь оказалась развита на удивление хорошо. Сочетанием этих двух факторов Херсон очень напомнил мне Архангельск. Большинство рейсов обслуживает дачи, находящиеся прямо на островах в днепровских плавнях. Вот только расписание Речного вокзала я задокументировать забыл - всё-таки на машине да в компании постоянно тянет на разгильдяйство. Впрочем, всё нашлось в интернете.
Катер проходит мимо яхт-клуба начала ХХ века. Основная часть порта - дальше вдоль берега:



От Одесской площади наверх ведёт улица Коммунаров - вторая главная ось Херсона наряду с Ушаковским проспектом. Она также проходит по краю исторического центра - но уже по другому краю:



И через 300 метров от Одесской площади приводит на площадь 13 Марта, где некогда находился административный центр всей Западной Новороссии. О былом богатстве и величии напоминает здание губернской администрации, едва ли не самое роскошное в (экс-)русской провинции. По его облику, вызывающему ассоциации с ратушами, видно - в составе этой губернии был главный порт империи.



Но всё же стоит сказать, что вопреки стереотипом о бюрократии, в Российской империи губернские администрации были очень маленькими по сравнению с той же Австро-Венгрией. Напротив Губернской думы - Губернский суд, а ныне оба здания заняты музеями - соответственно художественным и краеведческим:



Вверх по улице Коммунаров. Типичный херсонский дворик - их будет ещё много в третьей части, и ещё больше в постах про Николаев и Одессу. В принципе во всех трёх городах дворики похожи и впечатляют едва ли не сильнее фасадов:



Ещё чуть выше - планетарий, под которым на самом деле скрывается Большая синагога (1840), рядом с которой до Революции стояли ещё Малая и Ново-Николаевская синагоги. Хотя Херсон мало у кого ассоциируется с евреями, всё же он входил в "черту оседлости" и несмотря на пребывание в тени Одессы, был одним из богатейших городов в этой черте. Когда-то в Херсоне было более 30 синагог, ныне действует лишь одна (её мы ещё увидим), но заброшенные или перестроенные здания сохранились ещё у двух десятков.



Дома недалеко от планетария-синагоги - по породистой архитектуре многих зданий чувствуется, что Большой Мир отсюда был совсем недалеко:



Сталинки с колоннадами на крышах - характерная деталь херсонского сталианса:



И наконец на самом верху, где прибрежный склон наконец выравнивается, улица Коммунаров выходит к собору Святого Духа (1804-36), от апсиды которого улица Декабристов ведёт к площади Свободы:



Довольно величественный храм выглядит очень антично даже на фоне прочего классицизма. Мне сразу вспомнился Преображенский собор в Днепропетровске (Екатеринославе) - по замыслу Потёмкина эти два города должны были стать центром Новороссии.



Но Григорий Потёмкин умер в 1791 году, через 5 лет не стало и Екатерины Великой. Заложенная ими Новороссия отправилась в вольное плавание, взяв несколько иной, но всё же верный курс. В следующей части отправимся к могиле Потёмкина в Екатерининском соборе Херсонской крепости.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Верфи и набережные.
Николаев. Старый город.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Порт.
Одесса. Архитектура.
Одесские дворики.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Чёрное море.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский (в двух частях)
Измаил.
Дорога вдоль Дуная.
Килия.
Вилково.
.

греки, Новороссия, дорожное, "Черта оседлости", транспорт, Херсон, суда и корабли, Херсонская область, речной транспорт, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up