Первой остановкой нашего
долгого пути в Одессу стал городок Перемышль в Калужской области. Заехали мы туда по делам, но лично меня эти дела почти не касались, и я успел часок погулять. Справедливости ради, городом Перемышль я назвал условно - по статусу это даже не ПГТ, а село (3 тыс. жителей). Причём очень депрессивное и запущенное - расцвет Перемышля закончился несколько столетий назад, но с тех пор сохранились грандиозные руины собора.
Кроме Перемышля, здесь я покажу ещё немного Козельска.
...В 12-13 веках, когда Киевская Русь умирала в междоусобных войнах, под ударами кочевников и "цивилизованных" соседей, многие уходили отсюда на север - в тогда ещё единую и сильную Залесскую Русь, к тому же удалённую и от границ, и от Дикого поля. То ли беженцы, то ли пионеры, покидая родные края, закладывали в глухих лесах города и называли их в честь своих покинутых родин. Так в Средней России появились два Переславля (Залесский и Рязанский, второй ныне Рязань), Звенигород (Помосковье), Галич (Костромская область) и другие. Например, Перемышль, "прототип" которого был первой столицей Галиции, а ныне называется
Пшемысль и принадлежит Польше. В общем, очень символичная первая остановка, учитывая что мы ехали на Украину.
Я высадился из машины у Покровской церкви (1800), практически на въезде в город со стороны Калуги.
Неподалёку обнаружилась ещё и церковь Рождества Богородицы (1710), оставшаяся от давным-давно закрытого монастыря.
В основном Перемышль ныне выглядит так - и признаться, такой упадок я вижу нечасто:
Оно и понятно - эти города, в Средневековье основанные пионерами, уже к 17-18 веках стали сонной глубинкой, и новые "пионеры" устремились отсюда на дальние рубежи. Последние несколько веков из среднерусской глубинки идёт почти непрерывный отток самых энергичных и целеустремлённых людей - хоть в Москву, хоть в Сибирь. За время путешествий по Дальней России я успел забыть, насколько тоскливее выглядит Россия Ближняя.
По дороге к центру попадались домики с очень симпатичной деревянной резьбой:
Особенность Перемышля - вот такие вот белые звёзды в наличниках:
Есть в тут и несколько каменных дореволюционных домиков - статус города Перемышль потерял в 1925 году:
И квартал советских общественных зданий совсем не сельского вида. Всё-таки статус ПГТ в Перемышле был бы уместнее:
Вот эта улочка - уже Самый Центр. Левее - небольшой парк с мемориалом Победы, правее - большинство поселковых магазинов и даже пара кафе:
Впереди видимая из разных точек церковь Святого Духа (1767)
А от неё за оврагом уже виден древний Успенский собор:
Впервые Перемышль упоминается в 1328 году, когда Иван Калита передал его своему сыну Андрею. Когда же и кем он был основан - точно не известно. Изначально эти земли были колониями Чернигова в стране вятичей, в 1246 году выделились в Новосильское княжество, к началу 15 века распавшееся на десятки мелких Верховских княжеств (Козельск, Карачев, Белёв, Одоев, Мещовск, Мосальск, Оболенск, Таруса, исчезнувшие Воротынск, Мышегда, Барятин, Звенигород-на-Оке), за которые шла борьба Москвы и Литвы. Перемышль дважды оказывался в составе последней, и окончательно войдя в состав России (1494), в последующие двести лет оставался мощной крепостью.
И именно Перемышль был в 14-16 веках центром края, ныне известного как Калужская область. Из перемышльских городков, давно уже ставших сёлами, вышли такие знатные роды, как Воротынские и Горчаковы. Собственно, именно Воротынские способствовали окончательному присоединению Перемышля к Москве. Упадок начался после присоединения Украины - как крепость Перемышль стал не нужен, а как купеческий город не состоялся.
Верхний и нижний кадры сняты почти с одной точки - с холма, на которому стоит Духовская церковь. Правее - город, левее - пойма Оки, ранней весной зрелище безрадостное:
По запущенной улице я поднялся к собору:
Успенский собор немного в стороне от центра города был заложен князем Боратынским где-то на рубеже 15-16 веков, и скорее всего изначально располагался в его резиденции. Сам храм ныне датируют серединой 16 века, колокольню пристроили в 1793 году, трапезную между ними - в 1868. Эволюция этого храма, бывшего некогда одним из самых красивых и сложных на Руси - наглядная иллюстрация того, как умирал город.
Изначально собор выглядел так (не считая колокольни):
К середине 20 века - уже так:
(
отсюда, там же история собора в изложении специалиста)
Ну а я увидел его таким:
В 1960-е годы появились проекты реставрации собора, его восстановления в первоначальном облике, в 1969 году храм даже был обмерян, а в 1972 году ни с того ни с сего обрушился. В наше время это значило бы увеличения сметы на реконструкцию (и соответственно увеличение доли тех, кто в доле), но в те времена на собор просто махнули рукой. И ныне это одни из самых величественных руин в нашей богатой на руины стране.
Колокольня и трапезная, 18-19 века:
Храм времен Ивана Грозного... хотя по кладке и не скажешь:
По узкой лестнице можно беспрепятственно подняться на крышу трапезной:
Зал собора:
Колокольня:
Свет в оконце... Обратите внимание: и крыша, и обломки сводов в зале уже покрылись слоем почвы, наверху растёт трава, внизу даже деревья:
Вид на город, а точнее на мыс у Свято-Духовской церкви:
От собора я спустился к приокским лугам:
Тишина. Лишь серое небо, чистое поле, тревожный ветер.
Глядя на руины храма, кто-то видит храм, а кто-то - руины:
Что видите вы?
Потом я вернулся в центр, где на машине меня
уже ждали попутчики - мой папа и его знакомая Елена, а также её сын Володя, которого мы в Перемышле и навещали - он здесь служит в армии, точнее с тех пор уже отслужил. Отвезли Володю в часть, и мимо странной водонапорки...
...отправились дальше на юг. GPS вывел нас на трассу через Козельск, и с дороги мы ещё успели полюбоваться Оптиной пустынью:
Когда именно был основан этот один из главных в России центров паломничества, неизвестно - есть легенда, что в 14 века здесь поселился раскаявшийся разбойник Опта, принявший монашество и имя Макарий. Как бы то ни было, к началу 19 века монастырь совсем зачах, и может быть именно поэтому здесь начали селиться "старцы", или "пустынники" - монахи, много лет проведшие в почти полном уединении. Возрождение обители началось в 1821 году, и вскоре туда со всей России потянулись люди, желавшие поговорить с Оптинскими старцами и получить их напутствие. Для многих Старцы делались духовными наставниками, к которым приходили много раз, особенно на жизненных перепутьях. Оптинские старцы вошли в прозу Толстого и Достоевского, да и не только их. Пустынь в 19 веке отстроилась, и ныне выглядит сказочным городом.
Хотя она была закрыта в 1918-87 годах, ныне возродился не только сам монастырь, но и старчество. Хорошо помню историю, рассказанную мне знакомыми: их друг, московский бизнесмен (а как известно многие бизнесмены сильно верующие) регулярно ходил к одному из Оптинских старцев. Когда грянул кризис, бизнесмен сразу поехал сюда за советом. Старец подробно изложил ему, что надо делать... и бизнесмен почти сразу понял, что если он это сделает - его бизнес ждёт неминуемый крах, и более того - старец это видимо вполне понимает. Что выбрал бизнесмен в итоге - разориться или ослушаться наставника - я не знаю. Но сама ситуация вполне достойна монастырских эпизодов из "Братьев Карамазовых".
Чуть поодаль - и сам Козельск с тремя церквями: Успенской (1824), Никольской (1747) и Благовещенской (1810, колокольня 1871).
За Сухиничами мы выехали на Киевскую трассу и поехали к границе через глухие Брянские леса. Там, в этих лесах, затерялся посёлок Локоть, с которым был связан один из самых малоизвестных и противоречивых эпизодов Великой Отечественной войны.
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки.
Киев проездом без остановок.
Умань и парк "Софиевка".
Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
НОВОРОССИЯ
.