"Старый город" (то есть район, сложившийся в Средние века) - это на самом деле явление чисто европейское. Возникло оно не от хорошей жизни, а от дефицита площади и ресурсов. Но способности впихнуть максимум в минимум нам остаётся лишь подивиться. Старый город Львова - это прямоугольник размером примерно 600х500м (из которых 130х140 занимает площадь Рынок в центре) с 11 улицами. Размер обычного двора в спальном районе. Но!
На этой территории (помимо Рынка с Ратушей) находятся: четыре гигантских костёла (кафедральный Латинский собор, монастыри Иезуитов, Доминиканцев и Бернардинцев с пристройками), три "этнических" квартала (Армянский, Русинский и Еврейский), несколько десятков домов 16 века, фрагменты крепости. Хотя из конца в конец Старый город можно пройти пешком за пять минут, гулять по нему не устанешь и за целый день. К тому же, он фактически пешеходный (автомобили на улицах есть, но транзитного движения не заметил), и в нём же находится большинство туристических "фенечек".
Мой рассказ о Старом городе будет состоять из трёх частей: о средней (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканецв), северной (Армянский квартал и окрестности) и южной частях (Успенский собор, еврейский квартал, Бернардинский монастырь + дворы и подворотни). Впрочем, пожалуй, если бы я ездил в Европу часто - ограничился бы двумя, но непривычность заставляет осматривать подробнее.
Начнём прогулку по Старому городу от Латинского собора, апсида которого выходит к юго-западному углу Рынка (собственно, вид от собора на Рынок на вводном кадре). Про историю Латинского собора я писал
в прошлой части (о видах с Ратуши), к тому же только с башни его можно увидеть целиком. Если вкратце - Архикафедральный собор Успения Девы Марии строился в три этапа (в 1360-1479 - здание, изначально бывшее готическим, в 1760-78 - нынешний барочный облик, 1892-1930 - реставрация; из двух соборных башен построена только правая, высотой 50 метров).
Вот эта часовня хорошо видна с Рынка:
У подножья - нищий. Львовские нищие вполне вжились в европейский пейзаж, и их очень точно характеризует эпизод из сказки "Голый король" Евгения Шварца:
Нищий. У меня украли кошелек!
Голос. Но там, наверное, были гроши?
Нищий. Гроши! Наглец! У самого искусного, старого, опытного нищего - гроши! Там было десять тысяч талеров! Ах! Вот он, кошелек, за подкладкой! Слава богу! Подайте, Христа ради.
Не удивлюсь, если они легально работают по вакансии Ратуши для развлечения туристов. А вот ядро над головой нищего висит не случайно - это памятник отбитой турецкой осаде 1672 года. Неподалёку есть и еще одно ядро - тоже видимо памятник, но какой из многочисленных осад (а в 16-17 веках Львов пытались взять разные армии в среднем каждые двадцать лет, и всегда безрезультатно) - не знаю.
Скульптуры у собора:
Перед входом в собор. На заднем плане - костёл Иезуитов:
Вокруг собора в Средние века (до 1765 года) было городское кладбище. Нахождение покойников в самом центре шумного города во-первых противоречило христианской этике, а во-вторых было антисанитарным - ведь рядом из фонтанов набирали питьевую воду. Кладбище перенесли в Лычаков, а около собора осталось лишь несколько важнейших часовен-склепов, прилепившихся к стенам собора (с башни они хорошо видны). Большинство из них "открыты" внутрь базилики, как например часовня Кампианов (1619) на переднем плане:
Но самая красивая часовня стоит отдельно - усыпальница рода Боимов (в кадре улица Галицкая, уходящая от Рынка на юг, перпендикулярно собору):
Боимы и Кампианы - это были такие львовские Монтекки и Капулетти, два богатейших клана, боровшиеся за господство в городе. Но своих Ромео и Джульетты тут не нашлось, и кончилась эта история победой Кампианов, управлявших городом в двух поколениях (бургомистры Павел и Мартын), в итоге чего их лишили городских прав за коррупцию.
Боимы же прославились гораздо более достойно. Например,
Михаил Бойм - миссионер-иезуит, путешественник (работал в Китае, оставил много важных сведений о Китае и Юго-Восточной Азии 17 века, в Африке впервые описал бегемота), медик (издал в Германии несколько выдающихся трудов по медицине, положил начало, например, практике измерения пульса), погибший в джунглях Китая в 1659 году. В общем, не удивительно, что Боимы создали в 1609-1617 годах настоящее архитектурное чудо - скульптурное убранство их склепа достойно лучших храмов Индии:
На куполе часовни - скульптура "Христос в пустыне", один из символов Львова. Считается, что сидящего Христа в католическом мире изображали очень редко.
А вот внутрь часовни в сезон одиночному туристу попасть почти нереально. Не потому, что сложности какие-то, а потому, что группы идут одна за другой, а так как часовня маленькая - заполняют её как сельди в бочке. Так что приходите в будний день! Мне удалось только заглянуть в дверь - внутри часовня даже красивее, чем снаружи.
Ну а теперь зайдём внутрь собора:
ГОТИКА. Несмотря на барочные росписи и скульптуры, по своему устройству зал собора остаётся готическими. Ни с чем не сравнима красота стрельчатых сводов, похожих на деревья - ведь натуральная бионика Средневековья:
На самом деле, я считаю, что готические соборы ("пламенеющая готика") - это самые великие архитектурные шедевры в истории человечества. Не такие, как здесь - а такие как Собор Святого Вита в Праге, Кёльнский или Миланский соборы. Странно такое слышать от Варандея, да? А потому что апология русской архитектуры не равняется отрицанию европейской!
Алтарь Латинского собора:
Один из витражей:
Но в целом, кроме стрельчатых сводов, от готики тут ничего нет. Для Польши вообще характернее ренессанс и барокко, и ничего более готического в Галиции всё равно не найти:
Одна из часовен:
Вынужден тут написать и об одном неполиткорректном моменте. Вообще-то, от некоторых украинских и белорусских блоггеров за слово "польский" можно виртуально получить в морду, ибо Украина - не только не Россия, но и не Польша. Тем не менее, Латинский собор - польский. Во-первых - римско-католический, что для Западной Украины не характерно (преобладают тут униаты и - с большим отрывом - православные Киевского патриархата). Во-вторых, большинство надписей в соборе продублированы на польском латиницей, да и служители между собой говорят не по-украински. Хотите - верьте, хотите - нет. В целом же аура, дух католицизма сильно отличается от униатства.
Кстати, фотосъёмка в соборе платная, но вход - свободный.
Неподалёку - костёл Иезуитов (1610-1630), первый барочный собор Львова и один из самых больших в городе(41х25х26м). В 1740-1830 годах над собором возвышалась и самая высокая колокольня Львова (80м). Лучший вид открывается с проспекта Свободы (на переднем плане памятник Тарасу Шевченко):
Фасад собора оформлен по образцу церкви Святейшего имени Иисуса (она же
Иль-Джезу) в Риме - главного храма иезуитов:
Но из-за того, что перед собором - только узкая улочка и маленькая площадь (размером чуть больше дворика), оценить красоту фасада лучше с Ратушной башни:
Иезуиты - пожалуй, самый известный из католических орденов. Первоначально (основан в 1534г. Игнатием Лойлой) это было что-то вроде католических спецслужб, занимавшихся шпионажем, вербовкой и прочими подобными вещами (в частности, иезуитским монахи могли быть таковыми инкогнито и вести светский образ жизни). Львов иезуиты покинули в конце 17 века из-за финансовых разногласий с Ратушей. Тем не менее, вот на этих воротах - их герб, то есть ворота эти тут висят не менее 300 лет:
К собору примыкает еще одно здание - это бывший Иезуитский коллегиум (то есть учебное заведение), основанный в 1608 году, а с 1661 года ставший Университетом. Впрочем, уже в 18 веке университет переехал в другое здание, а здесь располагался сначала суд, а после 1861 года - Галицкий сейм, орган самоуправления Галиции (впрочем, фактически он мало на что влиял):
Примерно на одной линии с монастырём Иезуитов - монастырь Доминиканцев. Но только у противоположного края Старого города (туда ведёт улица от северо-восточного угла Рынка):
Доминиканцы - один из двух крупнейших (наряду с францисканцами) орденов монахов-нищебродов (такие ордена подразумевали отказ от собственности и жизнь только на подаяния, однако постепенно эту норму стали обходить благодаря коллективному хозяйству). Во Львове они обосновались в 1370 году, а ансамбль монастыря (занимающий целый квартал) был построен в 1749-65 годах. Колокольня и купол были достроены еще позднее - в 1865 и 1895 годах.
Один из самых роскошных соборов Львова. Хотел бы я быть ТАКИМ нищебродом!
Внутренние убранство собора оформилось в 1911-14 годах, но я (хотя и заглядывал в собор, где в это время шла служба) почему-то его совсем не запомнил. На стене - плита с гербом. Ведь "доминиканцы" означает domini kanes - "псы Господни", поэтому и пёс с факелом в зубах:
А вот - типичная улочка Старого города:
Детали, фантастическое обилие которых - самая яркая черта львовской архитектуры:
В следующей части - о едва ли не самом колоритном месте Старого города: Армянском квартале с его окрестностях.
ГАЛИЦИЯ-2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
Львов.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город. Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Старый город. Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Старый город. Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Проспект Свободы.
Австрийский центр.
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Современность.
Золотая Подкова
Прикарпатье
Ополье
.