Leave a comment

shm512 March 21 2024, 06:56:34 UTC

>Сама их речь в этой глуши так и законсервировалась на уровне 13-14 веков - примерно как у белоэмигрантских потомков в Европе, Китае и Новом свете, которые ещё в 1990-х удивляли первых российских туристов дореволюционными словами и оборотами.

Может, уместнее сравнить с русскоустьинцами? Не знаю как у осетин, а у русских дореволюционный язык в устной речи отличается минимально, не больше тогдашних межсословных отличий, в то время как речь 13-14 века (в любом из диалектов) - почти что другой язык, понять который конечно можно, но не без труда.

Reply

shm512 March 22 2024, 11:05:44 UTC

Вы в общем-то правильно всё пишете... только не представляете себе вполне себе европейскую деревню в XIX и особенно XVIII веке. Там почти такая же архаика была. Так что глубинка османов и персов не особо-то отличалась - со всех сторон разборки вели тонкие прослойки модернизированной элиты.

Наша Антоновщина - это буквально православно-левоэсеровский Талибан. И в австрийском Тироле во времена Наполеона точно такой же католический Талибан действовал. И Вандея во Франции - это тоже оно.

Reply

ext_6324956 March 22 2024, 11:22:59 UTC

Окей, тогда в целом описанный путь резкой социальной модернизации, как в исходном примере, прошли почти все граждане почти всех стран мира :)

Reply

shm512 March 22 2024, 11:30:20 UTC

В том-то и дело, что в Западной Европе модернизация была далеко не столь резкой. Я же не просто так приводил примеры не из начала XX века (кроме России) и даже не из середины XIX. Ну вот хотя бы известный график по демографии:


... )

Reply

ext_6324956 March 22 2024, 11:33:38 UTC

Ну в князи окей, но я к тому что сильно не из грязи.
Да, была политическая изоляция, да, было собственное долгое сильносамобытное развитие, да, были феодальные войны, но к началу мейдзи Япония была очень ничего по мировым меркам.

Reply

shm512 March 22 2024, 11:37:12 UTC

Ну, такое. Тот же Китай того же периода (Опиумные войны и восстание тайпинов, на секундочку!) и то смотрелся гораздо более развитой державой. В чём-то даже по-прежнему опережал Запад (по масштабам системы дорог с твёрдым покрытием, если не ошибаюсь).

А тут натурально Империя Ацтеков встретила Кортеса... и через полвека оказалась в числе великих мировых держав. Не верится? А то ж!

Reply

ext_6324956 March 22 2024, 11:39:37 UTC

Современная Мексика, вернувшая Калифорнию и Техас в родную гавань, будет :)
Ацтекские вперед!

Reply

shm512 March 22 2024, 12:06:03 UTC

Усё буде Мексика! Кроме Косово, Косово - это Сербия.

Reply

ext_6324956 March 22 2024, 08:11:57 UTC

>>> Если этот человек родился в Эдо (Токио), то из мира, где даже о колесе имели несколько смутное представление, он мог дожить до мира с метро (Токийское метро, первое в Азии, открыто в 1927 году).

Не думаю что в Эдо был прям первобытно-общинный строй, что колеса не видели. Очень высокая грамотность в Японии в любой наблюдаемый исторический период, это вроде достаточно известный факт. Вот буквально за минуту гуглежа на reddit:  If we look at another document from the 1640s with ciphers from all members of the household we see that women overwhelmingly used seals to sign their name (90%) which leaves the literacy of women during the period somewhat in question. Вряд ли имея документооборот и умения хотя бы поставить подпись, можно не видеть колеса.

Reply

kneiphof March 22 2024, 09:09:34 UTC
С колесом немного утрировано, да ;) Но факт в том, что колесный транспорт в Японии практически не использовался. Японские дороги - это горные тропы, иногда переходящие в лестницы. Путешествовали по ним в основном пешком, даже лошадей в Японии исторически было мало (мало места под пастбища). Богачи чаще перемещались в носилках, чем верхом. В некоторых местах, где дороги пересекали реки, не было мостов, а роль “паромщиков” выполняли здоровые мужики которые, реально, переносили путешественников вброд на закорках, как Св. Христофор Христа. Вокруг такой переправы, кстати, построен сюжет фильма “После дождя”. Как уж там колесный транспорт с такой инфраструктурой ( ... )

Reply

dima1989 March 24 2024, 20:05:47 UTC

Да, была такая история с рыбаками, по которой в начале 90-х сняли прекрасный российско-японский фильм "Сны о России" с Олегом Янковским и Мариной Влади в роли Екатерины II.

Reply

kneiphof March 24 2024, 20:48:46 UTC
Не знал о таком. Зато знаю аниме про российско-японские отношения (правда, более позднего периода, середины XIX века, адмирал Путятин), “Трудная дружба”.

Reply

dima1989 March 25 2024, 19:49:42 UTC

Вот аниме не интерсуюсь. Кстати, в 1970-80-е СССР с Японией явно выстраивал отношения в противовес и Красному Китаю, и США. Говорят, даже БАМ частично строили на японские кредиты.

Reply

kneiphof March 25 2024, 20:42:22 UTC
Да, японский след на БАМе тут уже обсуждался в соответствующей серии.

Reply

dima1989 March 25 2024, 20:47:21 UTC

Плюс закупали станки от Toshiba для предприятий оборонки, японские чипы и микроэлектронику. По бартеру за рыбу и лес - грузовики, видеотехнику и даже легковые автомобили.

Reply

shm512 March 22 2024, 10:16:22 UTC

>Вряд ли имея документооборот и умения хотя бы поставить подпись, можно не видеть колеса

Привет инкам, майя и ацтекам! Про колесо они знали, но особо не применяли. Сейчас конечно дико звучит, но вот так.

Reply


Leave a comment

Up