Leave a comment

kneiphof March 22 2024, 09:09:34 UTC
С колесом немного утрировано, да ;) Но факт в том, что колесный транспорт в Японии практически не использовался. Японские дороги - это горные тропы, иногда переходящие в лестницы. Путешествовали по ним в основном пешком, даже лошадей в Японии исторически было мало (мало места под пастбища). Богачи чаще перемещались в носилках, чем верхом. В некоторых местах, где дороги пересекали реки, не было мостов, а роль “паромщиков” выполняли здоровые мужики которые, реально, переносили путешественников вброд на закорках, как Св. Христофор Христа. Вокруг такой переправы, кстати, построен сюжет фильма “После дождя”. Как уж там колесный транспорт с такой инфраструктурой!

Грузы в основном перевозили каботажем, по суше - в лучшем случае вьючным транспортом. Колесный транспорт использовался в нише…. церемониального. Для синтоистских “крестных ходов” иногда использовались специальные телеги.

А в целом да, по уровню экономического и социального развития Япония эпохи Эдо - это, пожалуй, тот максимум, который можно выжать в доиндустриальную эпоху. Поэтому я и сравнил с уровнем Европы XVII века (возможно даже начала XVIII, до начала промышленной революции).

Помимо упомянутого вами очень высокого уровня грамотности, это еще очень высокий уровень урбанизации. Эдо (по разным оценкам, от 500 тыс. до миллиона) - возможно, самый большой город Земли в ту эпоху. В любом случае, один из самых больших. И помимо него обширная сеть городов. В городах доминировала по сути буржуазная культура (т.е. культура городского “среднего класса”, а не аристократии в первую очередь). Театр кабуки, например - это развлечение обычных горожан, в отличие от аристократическо-придворного театра но.

Ремесленное производство было очень высокого качества (фарфор, лак, шелк…), коммерческая торговля фактически велась по капиталистическим принципам.

Т.е. суть не в том, насколько японское общество было отсталым (я сам не люблю, когда его называют “средневековым”), а в том, насколько оно было другим (и изолированным).

Что касается теоретических знаний, то еще до прибытия Перри японцы знали не только о колесе, но даже о паровозах! Еще с начала XVIII века в Японии возникло такое понятие, как “рангаку”, буквально - “голландские науки” (поскольку единственным источником знаний о западном мире была голландская фактория на крошечном островке Дедзима в гавани Нагасаки*). Японцы учили голландский язык, и переводили на японский европейские книги по разным наукам (на счет художественной литературы не знаю, а религиозные темы были под запретом). Такое вот “западноведение”. Создавали и компиляции для широкой публики, я видел страницу из книги типа “Удивительные изобретения западных варваров” первой половины XIX с рисунком паровоза :)

Так что теоретически японцы имели представление о западном мире. Но вот практически… Мне все-таки кажется, что прибытие “Черных кораблей” (т.е. дымящих пароходов) для японцев было чем-то вроде высадки инопланетян :)

Тихого океана
нарушили безмятежный сон
Пароходы;
всего четыре корабля достаточно
чтобы мы не спали ночью.

*спорадически были и другие контакты, например читал где-то историю японских рыбаков, которых штормом унесло из Японии, и которые вернулись на родину через много лет, и с их слов был записан рассказ об удивительных странах (точно о России, может, еще каких-то, не знаю).

Reply

dima1989 March 24 2024, 20:05:47 UTC

Да, была такая история с рыбаками, по которой в начале 90-х сняли прекрасный российско-японский фильм "Сны о России" с Олегом Янковским и Мариной Влади в роли Екатерины II.

Reply

kneiphof March 24 2024, 20:48:46 UTC
Не знал о таком. Зато знаю аниме про российско-японские отношения (правда, более позднего периода, середины XIX века, адмирал Путятин), “Трудная дружба”.

Reply

dima1989 March 25 2024, 19:49:42 UTC

Вот аниме не интерсуюсь. Кстати, в 1970-80-е СССР с Японией явно выстраивал отношения в противовес и Красному Китаю, и США. Говорят, даже БАМ частично строили на японские кредиты.

Reply

kneiphof March 25 2024, 20:42:22 UTC
Да, японский след на БАМе тут уже обсуждался в соответствующей серии.

Reply

dima1989 March 25 2024, 20:47:21 UTC

Плюс закупали станки от Toshiba для предприятий оборонки, японские чипы и микроэлектронику. По бартеру за рыбу и лес - грузовики, видеотехнику и даже легковые автомобили.

Reply


Leave a comment

Up