Интересный момент - получается, что со второй трети XVIII века, когда Россия начала активные системные действия по закреплению Северного Кавказа (в которых уже не было перерыва до Граждаснкой войны и "коренизации" 20-х гг. XX века), была упущена возможность рехристианизации конечно не большинства, но существенной доли туземного населения. Вернуть в православии (фактически - вновь крестить) удалось только осетин (и то не всех - дигорцы остались или стали мусульманами). У РПЦ была возможность христианизировать как минимум ингушей и кабардинцев. В Кабарде ислам официальной религией тамошние князья утвердили только в 1810 году, и лишь маленькая группа моздокских кабардинцев стали православными (были крестившиеся князья в начале XIX века, управлявшие Малой Кабардой). Ингуши утвердились с исламом от чеченцев во второй трети XIX века. Про остатки христианских верований у балкарцев и карачаевцев (возможно?) узнал в этих ваших постах. Какая-то так себе работа РПЦ, а у неё ведь было полных 100 лет (от основания Моздока до официального окончания
( ... )
Возможно. Я не изучал вопрос, но где-то читал, что к концу XVIII века христианство у осетин дошло до языческой традиции. Типа, чтобы пройти какую-то теснину путники перед собой поднимали крест, и на них вроде как нельзя было нападать. Как пример. Но вы правы про священников. Это и есть существенная часть проповедничества - идти в народ, и убеждать его принимать веру. Яркий пример - христианизация Перми в XIV-XV вв. Там трёх еписков коми и манси просто порезали. Но церковь + государство проявили настойчивость, и получили через 200 лет православную паству. А на Северном Кавказе "отдохнули". Понятно, что в Дагестане ловить было нечего, там ислам укоренился очень давно. И у западных черкесов во второй четверти XIX века, когда туда более-менее плотно пришли тоже, но остальное-то, так, без "огонька".
Вот, кстати, пример - Абхазия. В русском подданстве с 1810 года. В теперешней Абхазии большинство туземцев православные. Итог работы администрации (Шервашидзе крестились) и грузинских проповедников (тоже где-то читал, что рехристианизацию
( ... )
Comments 8
Красивые и интересные места! :) А по Актопраку так-то на любой машине можно проехать :) Там хорошо раскатали.
Reply
Reply
Reply
Интересный момент - получается, что со второй трети XVIII века, когда Россия начала активные системные действия по закреплению Северного Кавказа (в которых уже не было перерыва до Граждаснкой войны и "коренизации" 20-х гг. XX века), была упущена возможность рехристианизации конечно не большинства, но существенной доли туземного населения. Вернуть в православии (фактически - вновь крестить) удалось только осетин (и то не всех - дигорцы остались или стали мусульманами). У РПЦ была возможность христианизировать как минимум ингушей и кабардинцев. В Кабарде ислам официальной религией тамошние князья утвердили только в 1810 году, и лишь маленькая группа моздокских кабардинцев стали православными (были крестившиеся князья в начале XIX века, управлявшие Малой Кабардой). Ингуши утвердились с исламом от чеченцев во второй трети XIX века. Про остатки христианских верований у балкарцев и карачаевцев (возможно?) узнал в этих ваших постах. Какая-то так себе работа РПЦ, а у неё ведь было полных 100 лет (от основания Моздока до официального окончания ( ... )
Reply
Reply
Возможно. Я не изучал вопрос, но где-то читал, что к концу XVIII века христианство у осетин дошло до языческой традиции. Типа, чтобы пройти какую-то теснину путники перед собой поднимали крест, и на них вроде как нельзя было нападать. Как пример. Но вы правы про священников. Это и есть существенная часть проповедничества - идти в народ, и убеждать его принимать веру. Яркий пример - христианизация Перми в XIV-XV вв. Там трёх еписков коми и манси просто порезали. Но церковь + государство проявили настойчивость, и получили через 200 лет православную паству. А на Северном Кавказе "отдохнули". Понятно, что в Дагестане ловить было нечего, там ислам укоренился очень давно. И у западных черкесов во второй четверти XIX века, когда туда более-менее плотно пришли тоже, но остальное-то, так, без "огонька".
Вот, кстати, пример - Абхазия. В русском подданстве с 1810 года. В теперешней Абхазии большинство туземцев православные. Итог работы администрации (Шервашидзе крестились) и грузинских проповедников (тоже где-то читал, что рехристианизацию ( ... )
Reply
Круто!
>Здешняя долина не столь широка, а вот окрестные горы гораздо более пологие.
Ущелье в известняках и прочих осадочных породах, насколько я вижу.
Для сравнения - Колорадщина, https://en.wikipedia.org/wiki/Glenwood_Canyon - только там с населёнкой и памятниками хуже.
Reply
Reply
Leave a comment