Leave a comment

tabakoa February 19 2023, 07:59:40 UTC

Возможно. Я не изучал вопрос, но где-то читал, что к концу XVIII века христианство у осетин дошло до языческой традиции. Типа, чтобы пройти какую-то теснину путники перед собой поднимали крест, и на них вроде как нельзя было нападать. Как пример. Но вы правы про священников. Это и есть существенная часть проповедничества - идти в народ, и убеждать его принимать веру. Яркий пример - христианизация Перми в XIV-XV вв. Там трёх еписков коми и манси просто порезали. Но церковь + государство проявили настойчивость, и получили через 200 лет православную паству. А на Северном Кавказе "отдохнули". Понятно, что в Дагестане ловить было нечего, там ислам укоренился очень давно. И у западных черкесов во второй четверти XIX века, когда туда более-менее плотно пришли тоже, но остальное-то, так, без "огонька".

Вот, кстати, пример - Абхазия. В русском подданстве с 1810 года. В теперешней Абхазии большинство туземцев православные. Итог работы администрации (Шервашидзе крестились) и грузинских проповедников (тоже где-то читал, что рехристианизацию абхазов осуществили грузинские священники в XIX веке). Правда, по-честному, где-то 2/3 абхазов-мусульман ушло в Турцию к 1865 году (мухаджиры). Но не меньше четверти крестили. А с ингушами, кабардинцами, тау-ла и черкесами ничего такого не вышло, при том, что у них всех была очень сильна языческая традиция и были остатки христианства.

Мне думается, в следствие крайне неудачной административной политики властей и наплевательского отношения со стороны РПЦ. Возможно, даже задачи такой не ставили.

Reply


Leave a comment

Up