Leave a comment

tabakoa February 15 2023, 03:13:51 UTC

Интересный момент - получается, что со второй трети XVIII века, когда Россия начала активные системные действия по закреплению Северного Кавказа (в которых уже не было перерыва до Граждаснкой войны и "коренизации" 20-х гг. XX века), была упущена возможность рехристианизации конечно не большинства, но существенной доли туземного населения. Вернуть в православии (фактически - вновь крестить) удалось только осетин (и то не всех - дигорцы остались или стали мусульманами). У РПЦ была возможность христианизировать как минимум ингушей и кабардинцев. В Кабарде ислам официальной религией тамошние князья утвердили только в 1810 году, и лишь маленькая группа моздокских кабардинцев стали православными (были крестившиеся князья в начале XIX века, управлявшие Малой Кабардой). Ингуши утвердились с исламом от чеченцев во второй трети XIX века. Про остатки христианских верований у балкарцев и карачаевцев (возможно?) узнал в этих ваших постах. Какая-то так себе работа РПЦ, а у неё ведь было полных 100 лет (от основания Моздока до официального окончания Кавказской войны в 1864 году). При полной поддержке государства, как финансовом так и военном (все войны с Турцией в этот период выиграны, а в отношении Кавказа - даже Крымская), это говорит о так себе проделанной работе. В Дагестане, Чечне и с западными адыгами, шансов конечно не было. Но в остальных местах позиции Исламу были уступлены на 100 %, кроме Осетии.

Reply

dima1989 February 17 2023, 19:09:13 UTC
Тоже интересно, но в случае с осетинами ключевым было наличие у них священников. Кстати, их обычно до конца 18 века рукополагали в Грузии.

Reply

tabakoa February 19 2023, 07:59:40 UTC

Возможно. Я не изучал вопрос, но где-то читал, что к концу XVIII века христианство у осетин дошло до языческой традиции. Типа, чтобы пройти какую-то теснину путники перед собой поднимали крест, и на них вроде как нельзя было нападать. Как пример. Но вы правы про священников. Это и есть существенная часть проповедничества - идти в народ, и убеждать его принимать веру. Яркий пример - христианизация Перми в XIV-XV вв. Там трёх еписков коми и манси просто порезали. Но церковь + государство проявили настойчивость, и получили через 200 лет православную паству. А на Северном Кавказе "отдохнули". Понятно, что в Дагестане ловить было нечего, там ислам укоренился очень давно. И у западных черкесов во второй четверти XIX века, когда туда более-менее плотно пришли тоже, но остальное-то, так, без "огонька".

Вот, кстати, пример - Абхазия. В русском подданстве с 1810 года. В теперешней Абхазии большинство туземцев православные. Итог работы администрации (Шервашидзе крестились) и грузинских проповедников (тоже где-то читал, что рехристианизацию абхазов осуществили грузинские священники в XIX веке). Правда, по-честному, где-то 2/3 абхазов-мусульман ушло в Турцию к 1865 году (мухаджиры). Но не меньше четверти крестили. А с ингушами, кабардинцами, тау-ла и черкесами ничего такого не вышло, при том, что у них всех была очень сильна языческая традиция и были остатки христианства.

Мне думается, в следствие крайне неудачной административной политики властей и наплевательского отношения со стороны РПЦ. Возможно, даже задачи такой не ставили.

Reply


Leave a comment

Up