Тибет 1385 год
Кризис религии
Буддизм пришел в Тибет благодаря последователям Махаяны, одним из главных отличий которой было не личное спасение, а сострадание и помощь всем живым существам. Благодаря такой установке учение Будды широко распространялось за пределами Индии именно последователями этого течения. Распространяя буддизм в горных районах Тибета и странах Азии, миссионеры нередко использовали для успешной проповеди астрологические и медицинские достижения Индии. Аюрведа** и джйотиш***, хотя и не имеющие прямого отношения к учению Будды, своей практичностью быстрее привлекали людей в лоно новой религии, нежели философские рассуждения о страданиях в круговороте самсары.
Окончательное закрепление буддизма в Тибете произошло, опять же, благодаря практическим преимуществам индийского йога Падма-самбхавы, который победил своими мистическими способностями местных колдунов и тем самым произвел неизгладимое впечатление на жителей Тибета. Большинство местных последователей привлеклись к буддизму не из-за желания вырваться из колеса самсары, а из-за чудес тантры и медицинских достижений аюрведы . Это привело к постепенной подмене ценностей во многих монастырях Тибета Она происходила незаметно.
Авторитет тантриков, изгонявших духов и проливавших благословения на страждущих, постепенно привел к возникновению культа почитания йогинов. Щедрые пожертвования обильно стекались в монастыри . и привлекали в них не только искренних искателей освобождения освобождения, но и любителей легкой жизни. Как это обычно бывает, те, кто становился бхикшу не исключительно ради освобождения из круговорота самсары, не могли решительно следовать своим обетам. Ум, наполненный материальными желаниями, нередко приводил таких бхикшу к тайным связям с женщинами.
Поскольку авторитет и харизма учения распространялись на всех последователей, такого рода йогам не трудно было произвести неизгладимое впечатление на женщин, всегда поддающихся очарованию отречения и мистицизма. Нарушения целибата происходили поначалу в тайне, скрытно от глаз. Изредка такие связи всплывали на поверхность, и общество потрясали известия о падении того или иного‚ монаха.
Однако впоследствии блистательные умы некоторых находчивых бхикшу придумали объяснение, что если монах не теряет семени, вступая в отношения с женщинами. то это является не нарушением обета целибата, а вполне уважаемой тантрической практикой. К концу ХIV века во многих монастырях были широко распространены подобного рода тантрические ритуалы, а также употребление алкоголя и мяса, недопустимые в изначальном учении Будды.
Тибетский буддизм остро нуждался в очищении, и личностью, взявшей на себя роль реформатора, был могущественный основатель Гелуга Чже Цонкапа*.
О скуке мирской жизни
Яркие лучи солнца проникали в дом сквозь полуоткрытую дверь. Я, пританцовывая, выбежала на порог, чтобы поприветствовать широкие просторы Великой Долины, над которой величественно возвышались зеленые вершины горы Вангбур. Высоко в отливающем бирюзой небе ветер стремительно нес стаи кучевых облаков.
Мне было пять лет‚ и я собиралась побегать по серым валунам, живописно умостившимся на окраине нашего селения. Мой отец сидел прямо на моём пути и неспешно беседовал со своим троюродным братом. Пытаясь незаметно проскользнуть за спинами взрослых. я, затаив дыхание. подкралась к воротам. До меня долетели обрывки их разговора: - Не переживай, Лонбо, что Адлибэшэ решил стать бхикшу, - посмеиваясь, сказал мой отец.
- В наше время монахи живут куда лучше обычных семейных людей. Они хорошо одеваются и сытно едят. Ну а что касается женщин и чанга****, сам знаешь... Твой сын поступил правильно. Может, оно и хорошо для него,- прокряхтел в ответ старый Лонбо, - но мы ведь очень рассчитывали, что он поможет нам по хозяйству, когда закончит учебу...
Я бесшумно прокралась мимо поглощенных беседой мужчин и выбежала на улицу, где безграничное небо и бушующий ветер создавали ощущение вечной свободы. Переживания дяди о выборе сына не показалось мне интересными. Я радостно прыгала с камня на камень и пела песни. Мой отец полагал, что его племянник Адлибэшэ поступил в один из такого рода монастырей и счастливо живет там. услаждая свои чувства.
Однако ни он, ни другие члены семьи не знали, что Адлибэшэ повстречал на своем пути великого учителя Чже Цонкапу, воплотившегося на Тибете, чтобы спасти учение Будды от деградации. Цонкапа, прославленный ученый и затворник, принявший знание от ста учителей, путешествовал из города в город, получая знания от мастеров, побеждая противников в диспутах и восстанавливая изначальные принципы дхармы.
Говорят, что именно он получил в прошлом воплощении, будучи маленьким мальчиком, раковину от самого Будды. Будда Шакьямуни так предсказал его следующее рождение своему ближайшему сподвижнику: Ананда! Этот мальчик, который сейчас мне поднес хрустальные четки, будет ценителем моего Учения. В будущей нечистой эпохе он воздвигнет в стране, населенной якшами*****, монастырь под названием «Благой» и будет носить имя «Хороший ум».
Благодаря бескомпромиссной проповеди Чже Цонкапы, встречающей сопротивление со стороны отдельных общин моральная жизнь последователей Будды во многих районах Тибета начала меняться. Именно его учеником стал Алдибэше, вернувшийся в родное село одиннадцать лет спустя, получив после инициации новое имя Рэншэн.
________________________________________________________________________________________________________________________
* Чже Цонкапа (1357-1419гг.) - реформатор тибетского буддизма, основатель школы гелут.
** Аюрведа - древнеиндийская медицина.
*** Джйотиш - ведическая астрология.
**** Чанг - ячменное пиво.
***** Страна Якш - Тибет.
Асель Айтжанова. 12 прявлений учителя
Продолжение