Muenster

Nov 20, 2006 09:36

При пересечении границы в Гронау поезд демонстративно постоял, хотя никто (даже билетный контролер) не собирался тревожить немногочисленных турок в пустом поезде. Но вот в вагон хлынула толпа жизнерадостных немцев, и все резко изменилось. Опять вокруг три женщины. Была надежда на небольшую пользу - возможность интеграции в языковую среду. Однако в очередной раз с ужасом обнаруживаю, что такого немецкого не понимаю.

Прогноз погоды - Sturm und Regen, что в значительной мере оправдывается. Но все же Мюнстер - место хорошее и славное своими традициями. Здесь в 16 в. под предводительством Иоанна Лейденского успешно существовала коммуна, именуемая Новым Иерусалимом, - прообраз царствия небесного (или центр мира, навроде Екатеринбурга). Много тут разных версий и легенд рассказывают, и везде грозные отблески библейских пророчеств.

Иоанн из Лейдена (1509-1535, здесь говорят Ян, в современной православной литературе - злостный еретик И. Лейденский) - незаконный сын старосты, он же Иоанн Бокельзон, по происхождению еврей, перешедший в католичество, с ранней юности мистик и любимец женщин. Иоанн был мирным портным или торговцем (правда, есть версия, что в свои 24 он успел побывать хозяином публичного дома), но вдохновился харизматическими идеями и в 1533 г. прибыл из Голландии в Мюнстер, где горожане с восторгом вручили ему власть. Сюда же Иоанн пригласил крестившего его пророка Иоанна Маттиса (Matthys) - булочника из Гарлема, который еще ранее предсказал решающую роль Мюнстера в грядущих апокалиптических событиях. На пасху 1534 г. Иоанн Маттис пророчествовал о Судном дне и, подобно Гедеону, сделал вылазку из города вместе с тридцатью (!) соратниками. Там он был схвачен и обезглавлен епископом, и голова его была выставлена напоказ городу. Говорят, что это происшествие было сознательно спровоцировано Иоанном из Лейдена. Оставшись один, он встал во главе совета 12 старейшин и вскоре провозгласил себя царем. Короче говоря, снова отразилась в миниатюре мессианская история иудеохристианства, Ветхого и Нового Завета, Саула и Давида, Моисея и Иисуса...

В царстве блага и справедливости были введены новые порядки (патриархальное библейское многоженство и т.д.). Иоанн провел ряд блестящих военных операций по обороне города и даже покорению окружающих областей Европы, которая с энтузиазмом и надеждой следила за Мюнстером. Однако всякому счастью приходит конец. Ненадолго забыв о смертельной вражде, против города объединились армии католиков и протестантов. После коварного захвата Мюнстера войсками епископа долго обсуждался вопрос, что делать с Иоанном, - любая казнь, будь то на земле, от меча или в огне, казалась врагам недостаточной и оскорбительной для природных стихий. Наконец, Иоанн и два его ближайших ученика были подвешены в трех железных клетках на верхушке собора (“пусть Господь сам заберет их к себе”), и от их тел не осталось ничего.



И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у того, кого вели за руку, голова была выше неба. (Евангелие от Петра)

Клетки, стоящие ныне в музее - только копии, да и те мне сфотографировать не разрешили. Это в городе-конкуренте Оснабрюке:



Большую роль в описанной драме сыграла Дивара (Дебора?) из Гарлема (1511-1535), она же Frau Diewera, она же Гертруда (!) из Утрехта, которая прибыла в Мюнстер из Гарлема вместе с Иоанном Маттисом. После гибели мужа Дивара стала женой Иоанна Лейденского и королевой (некоторыми исследователями предполагается, что причиной введения многоженства стала его неутолимая страсть к ней). Впрочем, у Иоанна было еще 15 младших жен (распорядок королевского двора в музее тоже висит), и одну из них он якобы публично обезглавил за непослушание. А королева Дивора была казнена уже епископом... Таковы вечные приключения Софии-Премудрости-Шехины в нашем злом мире.

После прошлогоднего семинара на филфаке университета г. Мюнстера я больше не стал заниматься возрождением идей Мюнстерской коммуны и претворением их в жизнь. Запланированную встречу в русской синагоге отменили по случаю спевки (небесного?) хора; к тому же все это слишком напоминало бы начало блистательной карьеры Ш. Цви. Но дворец злодея-епископа по-прежнему стоит...




Вот остатки стены разрушенного города, где виден просвет иного мира. После Второй мировой осталось только два целых дома, и решение о восстановлении Мюнстера было принято магистратом большинством в один голос.


А с этого балкона Михаил Сергеевич провозгласил мир, дружбу и перестройку. Теперь в этом же здании немецкие дети получают аттестаты зрелости.



Впрочем, хватит о грустном, близится рождество.



На выставке современного искусства. Здесь, как и в России, понемногу покуривают, но без агрессии - все очень добрые. Сад рук.



Это на окрестной ферме. Она стоит пустая, но в будочке можно взять себе овощи-фрукты-букеты и взамен положить в открытую коробку пару золотых монет. Или наоборот, взять себе монеты. Или взять и то, и другое...



Потому что ферма католическая.



А здесь обитают лошади. Говорят, что в одиночку они болеют, а потому им построили общежитие - для всей округи.


В большом городском зоопарке живет много диковинных зверей, а заморских птиц пускают летать в соседний лес для плодотворных знакомств.
Previous post Next post
Up