От русского медведя к британскому хамелеону

May 10, 2006 16:39

Мой друг kredov сходил с дочкой в московский зоопарк. И в результате разразился постом « Зоопарк политизируется». Цитирую:

На вольере с медведем надпись: финансируется Партией Жизни. Хоть знаю теперь, чем занимается эта партия, чью жизнь так самоотверженно поддерживает... Я заглянул на экспозицию червей и полюбопытствовал, не финансирует ли их, скажем, блок «Яблоко»? Нет, не финансирует, черви сами крутятся как могут (вход на экспозицию платный). Один экспонат из Южной Америки вымахал длиной в метр и тащит на себе остальную компанию, да еще и тараканов с жуками и прочими. В общем, все как в жизни. Которые попушистее нашли себе спонсоров, жрут в три горла, чистят перья и уверены, что весь зоопарк переживает экономическое чудо. Медведь, наверное, плохо понимает, за какие заслуги ему после стольких лет голодухи увеличили рацион - объясняет сие общим ростом жратвы и своей предприимчивостью. А некоторые (большинство) уныло несут свою шакалье-тараканью ношу и никаких перемен к лучшему у них не предвидится... Вообще сейчас политику можно встретить там, где ее отродясь не было, а там, где ей полагается быть, ее нету, то есть там натуральный зоопарк.

А в комментариях у автора поинтересовались: «Интересно, спонсирует ли кто-нибудь хамелеона?». Вот тут-то мне и захотелось вспомнить недавний эпизод из британской политико- пропагандистской жизни. А именно: изображение лидера консервативной партии Дэвида Камерона (David Cameron) в виде как раз этой колоритной рептилии в роликах лейбористов, переданных по телевидению во второй половине апреля.

Несколько слов о политической рекламе. Надо сказать, что в Британии на радио и телевидении она просто-напросто запрещена. Однако, основные партии имеют право на несколько т.н. «партийных политических трансляций» (Party Political Broadcasts), в которых могут донести до зрителей официальную партийную точку зрения на текущие события. Это пятиминутные ролики обычно приурочиваются к основным политическим событиям - таким как бюджетный доклад в Парламенте или ежегодные конференции партий. Обычно получается несколько (4 - 6) такого рода трансляций в год. Обобняком стоит период перед всеобщими выборами (что случается каждые 4 - 5 лет), когда позволяется за два месяца выдать в эфир штук 5 видеороликов. Все делается по жестким правилам. Порядок трансляций - фиксирован: начинает правящая партия (в этот день ее ролик будет в вечернее время показан по всем основным каналам - в разное время, но однократно). Назавтра - очередь основной оппозиционной партии (сейчас - консерваторов), на следующий день - третьей партии (либерал-демократов). Более мелкие партии получают такую возможность не всегда (опять же - есть четкие правила). Интересно, что коммерческие каналы Channel4, Five и ITV эти ролики транслировать обязаны (насколько я понимаю - за бесплатно!), а BBC и Sky делают это добровольно. Апрельские трансляции (по две на партию) предшествовали выборам в местные органы власти.

Возвращаемся в британский партийный телезоопарк. Итак, 18 и 27 апреля лейбористкая партия предложила телезрителям под своей маркой два мульфильма, полностью посвященных лидеру консерваторов, представленному в виде хамелеона под именем Dave the Chameleon. (Dave - это уменьшительное от David; именно под таким неформальным именем Камерон предпочитает быть известным). Суть мультфильма: Dave, как и положено хамелеону, непрерывно меняет цвета - под когда-то популярный хит Боя Джорджа “Karma Chameleon”. Из синего (традиционный цвет тори) он превращается то в красный (цвет лейбористов - заявив, что именно он будет «наследником» Тони Блэра), то в желтый (цвет либерал-демократов - указав, что он за «либеральный консерватизм»), а то и зеленеет (провозглашая новую экологическую политику консерваторов под лозунгом 'vote blue, go green'). Хотя поскреби его - он все такой же синий, как и был: просто он знает, что за этот его истинный цвет никто не проголосует, и потому этот популист говорит не то, что он и его коллеги по консервативной партии действительно думают, а то, что люди хотят слышать. А слышать они, естественно, хотят то, что говорят настоящие лейбористы. Так что «Vote for Labour!» (этим кадром мультфильм завершается).

Показ этих роликов сопровождался (и сопровождается!) впечатляющей рекламно-пропагандистской кампанией. Имеется специально созданный лейбористами сайт. Желающие могут посмотреть там упомянутые выше два трехминутных видеоклипа (доступные в самых разных форматах здесь). Можно также скачать и storybook (т.е. тот же мультфильм в виде комикса (pdf файл) - распространяется в виде буклета лейбористскими активистами «на местах». Еще буклет все с тем же хамелеоном на обложке «David Cameron’s 10 top flip-flops” - здесь собраны высказывания Камерона, противоречащие друг другу. От имени Dave the Chameleon ведется блог. Доступны и версия для подкаста, и мелодия для мобильных телефонов (как объясняют авторы, это должно привлечь молодежь). Замечу, что с профессиональной точки зрения мультики сделаны очень качественно - это не тот позор, который можно увидеть в программе НТВ «Реальная политика» (о чем я уже высказывался). Открыт и e-магазин “Dave goodies”, где можно заказать массу товаров с изображением Дэйва-хамелеона (с едким добавлением: доступны в любом цвете): футболки, чашки, игрушки...

Вот такой образец партийной пропаганды по британски. Однако, достигли ли лейбористcкие спин-доктора желаемого эффекта? Этот вопрос сразу же стал предметом общественного внимания - дней 10 ни одна политическая программа не обходилась без обсуждения, насколько такого рода "political broadcast" уместен, эффективен и этичен. Качественная пресса в основном лейбористов осудила (отмечая, в частности, что такой же мультфильм можно было снять и о Тони Блэре, популисте par excellence - начиная с его свойского уменьшительного имени Tony - от полного Anthony. А Камерон лишь следует заложеной Блэром традиции). Вот, к примеру, скетч « Dave and Labour's bad karma chameleon» язвительной Ann Trenbman в Times (читающим по-английски очень советую ознакомиться - получите удовольствие). Приведу отклики с противоположных концов политического спектра: авторов Guardian (Tania Branigan: "Primary colours" и Mark Lawson: "Nasty about niceness - but still aiming for a knockout blow") и колумнистов Daily Telegraph (Rachel Sylvester: “Cameron is a true-blue Tory, for all his chameleon traits” и Sam Leith: "The best people in history are chameleons"). Таблоиды же повеселились от души.

Тори и сам Камерон лично встретили эту анимационную атаку вполне добродушно (обижаться на сатиру - себе дороже: здесь это правило всеми давно усвоено). Камерон - молодой, симпатичный, находится на подъеме, упрекнуть его в каком-то нанесенном стране ущербе пока трудно. И есть мнение, что любое паблисити ему (который сам работал как PR специалист, причем в телевизионной компании) только на пользу. Тем более, что как хамелеон он выглядел ничуть не отталкивающим - скорее наоборот. «Моей двухлетней дочери мультфильм очень понравился, она меня сразу узнала», сказал он. Намекая, попутно, на содержательный уровень сюжета. В терминах реальной политики, консерваторы в предверии местных выборов использовали предоставленный повод по полной программе, не уставая указывать на эти ролики, что после 9-ти лет пребывания у власти лейбористам нечего сказать избирателям по существу - вместо продвижения своих достижений или предвыборной программы они прибегли к негативной личностной кампании. И результаты выборов 4 мая, неутешительные для лейбористов и лично Тони Блэра, переживающего по всем опросам общественного мнения беспрецедентный упадок своей популярности (в то время как тори и лично Камерон ее набирают) показали, что партийные пропагандисты просчитались. С другой стороны, многопытные стратеги-технологи лейбористов знают, как важно, чтобы некий негативный образ прилип к политику-конкуренту - надо лишь продолжать бить в эту точку. И делать это "современными" методами. Поэтому мало сомнений, что сериал про синего хамелеона будет продолжен.

В заключение, процитирую того же kredov’a: «хамелеона стоило бы считать тотемным зверем практически всех сегодняшних политиков». С чем трудно не согласиться.

Заметки Англофила

Пресса, Власть, Пропаганда, Телевидение, Британия, Консерватизм

Previous post Next post
Up