Британия в цифрах - 18: Снова об инфляции (плюс автомобильные расходы)

Jun 17, 2008 17:59

Главные новости в Альбионе сегодня (а по большому счету и вообще в последнее время) - экономические. И вновь невеселые. Так что я продолжу тему, начатую месяц назад ( "Британия в цифрах - 17: экономические проблемы и карман потребителя"). Сначала кратко обрисую текущую ситуацию (и то, как она подается публично), а затем приведу несколько таблиц, показывающих как эта ситуация отражается на расходах потребителя. В частности, приведу основные расходы домохозяйств и расходы автомобилистов (в зависимости от типов автомобилей, на которых они разъезжают).

Итак, сегодня объявлено, что основной официальный показатель инфляции Индекс Потребительских Цен (CPI - Consumer Price Index) достиг в мае уровня 3.3% (что на 0.3% больше, чем было месяцем раньше). Другой широко используемый показатель - Индекс Розничных Цен (RTI - Retail Prices Index), учитывающий и жилищные расходы, теперь равен 4.3% (увеличение на 0.1% за месяц). Еще несколько свежих цифр. По сравнению с маем предыдущего года цены на пищевые продукты увеличились на 7.8% (наивысший показатель за десятилетие), на оплату за электричество и газ - на 12.3%. В то же время цены на одежду и обувь упали за год на 6.3%. Немного уменьшились и жилищные расходы - на 0.27% (после уменьшения банковской ставки 4 миллиона семей стали платить несколько меньшие суммы за ипотечные кредиты). Наконец, отметим, что показатель CPI для стран, входящих в еврозону, в мае равен 3.7% (увеличился за месяц на 0.4%), т.е. дела в Альбионе еще не так плохи.

За инфляцию несет ответственность Банк Англии (с 1997 года он является структурой, независимой от правительства). Когда индекс CPI превышает 3%, то глава этого замечательного учреждения Мервин Кинг (Mervyn King) обязан написать министру финансов специальное "письмо" с объяснениями и прогнозами. Можно было бы сказать, что это такой ритуальный жест. Однако, за последние 10 лет руководитель Банка Англии писал такое письмо лишь единожды (было это в апреле 2007 года) - все это время, в отличие от подавляющего большинства других развитых стран, дела с инфляцией (да и с показателями роста) в Британии были весьма неплохи. Так что ритуал этот пока только устанавливается. И такое впечатление, что вскоре установится вполне.

Итак, мистер Кинг письмо написал, и министр финансов Алистер Дарлинг (Chancellor of the Exchequer Alistair Darling) на него тут же ответил. Да, переписка эта носит публичный характер (письмо Кинга; ответ Дарлинга - оба в формате pdf; это практически факсимиле, с гербовыми печатями и подписями, доступны и на официальных сайтах, и на сайтах большинства СМИ). Главный Банкир объясняет, почему инфляция растет и обрисовывает дальнейшие перспективы. Министр принимает все это к сведению и заверяет, что правительство поддержит действия Банка и само необходимые шаги предпримет. Переписка, конечно, имеет отчетливо бюрократический привкус - с элементами пиара, рассчитанными на широкую публику. Но оба письма пестрят конкретными цифрами и прогнозами, так что и бизнес круги, и эта самая публика проявляют к ним неподдельный интерес. Комментариям в прессе и на ТВ нет конца.

Собственно, ничего особенно нового (см. предыдущий пост) не обнародовано. Разве что конкретики в прогнозах прибавилось. В частности, Кинг предсказывает, что уже к концу года CPI может превысить 4%. И без объяснений Мервина Кинга всем понятно, что основными факторами, работающими на ускорение инфляции, является глобальное увеличение цен на энергосырье - цена на нефть увеличилась за год почти вдвое (на 15% за последний месяц), а на газ - на 160%. Ну и мировые цены на сельхозпродукцию увеличились за год на 60%.

Не только мне (дилетанту в экономике) кажется, что реальная стоимость жизни возросла еще больше, чем показывают упомянутые индексы. В прошлом посте на эту тему я приводил значения публикуемого газетой Daily Mail индекса стоимости жизни Daily Mal Cost of Living Index. В этот раз обратимся к расчетам другой уважаемой газеты - Daily Telegraph, которая отслеживает свой Индекс реальной стоимости Жизни (RCLI - Real Cost of Living Index). Он учитывает такие факторы как расходы на пищу, транспортные, муниципальный налог, выплаты по ипотечным кредитам и т.д. - см. ниже таблицу, в которой приведены (в расчете на неделю) "household bills" - т.е. оплачиваемые каждым домохозяйством счета, а также транспортные расходы (Напомню, что в фунте - 100 пенсов: 1£ = 100 p (pence). По нынешнему курсу 1£ = 1.96$ = 46.5 руб. Средний чистый годовой доход домохозяйства - около £25,000).




Так вот, полученное на основании этих цифр значение индекса RCLI оказалось равно 9.5%, что по мнению газеты показывает реальное увеличение стоимости жизни за прошедший год. Правительство, однако, подчеркивает, что официальный индекс CPI считается (государственным агенством Office for National Statistics) не на основании нескольких десятков значимых для отдельных семей расходов (как это делает популистская пресса), а с учетом изменения цен на 650 продуктов и услуг. Тем не менее, люди склонны больше доверять данным им в ощущениях изменениям в собственном кармане. И кто их упрекнет, что они не правы? Кстати, о популизме: только что объявлено, что министры не получат прибавления к зарплате в размере 1.5%, как то планировалось. Тут же в ответ глава оппозиции заявил, что и члены теневого кабинета отказываются от прибавок к зарплате, и пошел даже дальше, призвав членов Парламента прекратить практику повышения собственной зарплаты выше официального инфляционного показателя. В общем, наверху готовятся встретить требования трудящихся о повышении зарплат (которые в нынешних условиях неизбежны) во всеоружии.

В заключение - о расходах владельцев личного транспорта. Ниже приводится таблица (опубликованная месяц назад в Daily Mail - т.е. цифры соответствуют апрельским показателям инфляции), где основные расходы автолюбителей (включающие страховку, дорожный налог и расходы на топливо - как бензиновое, так и дизельное) даны - что и интересно - для конкретных классов машин, которыми они владеют. Как видно, особенно резко увеличились расходы на содержание больших и дорогих машин.




Британия в цифрах

Update: На ту же тему у френда - Двадцать писем к канцлеру

Статистика, Экономика, Британия

Previous post Next post
Up