Юные математические дарования в суровом конкурентном мире

Oct 16, 2007 18:18

В минувшее воскресенье прочитал на polit.ru статью Натальи Деминой (nataly_demina) "Большой спорт для математиков" о международных олимпиадах по математике. Материал чрезвычайно обстоятельный: кажется, все возможные темы затронуты, и весьма полно (особенно если походить по предоставленным многочисленным ссылкам). В частности, описывается многотрудный и многоступенчатый процесс подготовки к этим престижным и представительным состязаниям (участвуют команды без малого ста стран; в каждой команде - 6 человек, чей возраст не превышает 20-ти лет; на практике участвуют обычно учащиеся выпускных классов средней школы). Последнюю олимпиаду, проходившую во Вьетнаме, выиграла команда России, и в статье подробно рассказывается о каждом участнике. Я нашел это исследование очень познавательным.

По любопытному совпадению, в тот же воскресный вечер по телеканалу BBC2 был показан полуторачасовой фильм известного режиссера Моргана Мэтьюза (Morgan Matthews) "Beautiful Young Minds". В течение полугода документалисты наблюдали за процессом подготовки английской команды перед Международной Олимпиадой 2006 года, которая должна была состояться (и состоялась!) в Словении: они посетили несколько учебно-тренировочных сборов, снимали промежуточные этапы отбора (первоначально претендентов было человек 20), бывали у юных математиков и дома. Ну и на самой Олимпиаде. И все время со своими героями беседовали. В итоге получился чрезвычайно интересный фильм - и не столько об Олимпиаде и математике, сколько о тех особенных личностях, которым, несмотря на их блестящие математические способности, уготованы, очевидно, нелегкие судьбы.

Дело в том, что многие из этих юных гениев - ... странные. Собственно, уже название фильма с его очевидной отсылкой к оскароносной голливудской драме"Beautiful Mind" c Расселом Кроу в роли знаменитого математика Джона Нэша, эту самую, осторожно говоря, странность и подчеркивает. Вот и руководитель подготовки Dr. Geoff Smith прямо говорит в камеру, что в его команде "unusual large concentration of kids of autistic spectrum". Фильм концентрируется на нескольких таких ребятах, у которых та или иная степень аутизма (достаточно, впрочем, мягкая, чтобы позволить им адаптироваться в этом временном и проникнутом конкуренцией коллективе, который с каждым этапом постепенно уменьшается). Но даже и не имеющие формального диагноза в один голос говорят: "we don't fit in a normal crowd". Прилагательное "normal" в их устах особенно красноречиво: они осознают, что не похожи на других - они "freaks and geeks". Неудивительно, что почти все имеют большие проблемы в общении со сверстниками в своих школах и не скрывают, что "unhappy all the time".

Вот парень по имени Jos. Выражается он так: "people possess different points in an n-dimensional space, where n is a reasonably large positive integer". А игру с снежки на зимнем сборе в Венгрии характеризует как "an attempt to legitimise a particular form of victimisation". Но ты же, вроде, получал при этом удовольствие, - говорит ему режиссер. -"No... that must have been a very unusual illusion". Этот многословно, вычурно и без каких-либо эмоций говорящий парень, не способный общаться даже в этой, казалось бы, близкой ему среде, потерпел неудачу на самом последнем этапе отбора. И момент, когда он получил е-мейл о неудаче на последнем экзамене, был единственным, когда на его лице отразилось какое-то подобие эмоций. При этом он произносит своим монотонным голосом следующее: "Nobody wants to be upset, so I'm going to try to make sure that I'm not going to be. I don’t know if I will get over this quickly or it will take some time.".

А вот грустный тинейджер китайского происхождения по имени Cong: "I personally hate the Chinese and believe they should be treated with sulphur trioxide and concentrated sulphuric acid, which would hopefully reduce the people to charred and rather dehydrated biomass, which could then be used to fertilise fungus growths". Высказался таким образом - и принялся в качестве отдыха от математики мастерить "шахматные фигуры" - в виде пластиковых стаканчиков, куда он по некой только ему известной формуле наливал разные - в зависимости от типа фигуры - количества апельсинового сока и кока-колы ... И он в конечном итоге в английскую команду не отобрался (а нелюбимые им бывшие соотечественники как раз олимпиаду в Словении и выиграли, и с большим отрывом от российской команды. Которая взяла реванш на следующий год).

А вот еще один персонаж фильма Daniel как раз к Китаю неравнодушен. В начале фильма ему профессор-психиатр официально сообщает, что в результате обследования у него подтвержден Asperger's syndrom. Но он не огорчается - он и так о себе все знает. Как и для многих его собратьев по фильму, попадание на международную олимпиаду - это самое главное в его жизни на протяжении двух последних лет, а непопадание трактуется как катастрофа. Как он объясняет в камеру: "The rest seems a little bit pointless". Даниэль оказался было лишним, но кто-то из прошедших в команду в последний момент решил ехать на международную Олимпиаду по другому предмету. В конечном итоге он получил в Словении серебряную медаль.

Даниэль чрезвычайно застенчив - он не может даже себя заставить подняться на сцену и получить свою медаль ("Too many people"). В начале фильма он показывает фотографию китаянки, с которой познакомился вл время поездки в Китай, и говорит: "I hope one day she'll come here and marries me. I'll be happier for the rest of my life... Because I'll have somebody to talk to". И действительно: на протяжении всего фильма он разговаривает по телефону (на китайском языке, который выучил за три месяца!) со своей пассией, которая за несколько месяцев до Олимпиады приехала из Китая и поселилась у него дома в Йорке. А в финале фильма Даниэль, уже студент Кембриджа, дождавшись своего 18-летия, действительно женится на ней! На свадебной церемонии присутствует вся команда юных математиков. Все радуются. И это, по всем признакам совершенно невероятное событие, позволяет завершить грустный фильм на позитивной ноте.

По понятным причинам, статья Н. Деминой на затронутых в фильме вопросах совсем не фокусируется. Может, и к лучшему. Хотя и любопытно было бы узнать, есть ли у российских юных гениев подобные личностные особенности. И как они с ними живут - ведь российская среда еще более агрессивна к выделяющимся и странным индивидам. А ведь такие есть - я вот вспоминаю некоторых своих преподавателей с кафедры высшей математики МИФИ. Да и вообще: на ихнего Нэша у нас имеется свой Перельман...

Приложение: детальные и временами забавные дневниковые записи руководителя английской команды на Олимпиаде 2006 г.: "United Kingdom Leader’s Diary 2006". Там можно, в частности, найти такую фразу (цитирую):

"Russian leader... Nazar told me that this diary is read in Russia so надеюсь, вы можете так же хорошо читать по-английски, как я писать по-русски, иначе у вас будут трудности с чтением этого дневника".

Очевидно, что этот Dr. Geoff Smith - достойный ментор своих нетривиальных подопечных (и его официальная Web page это красноречиво подтверждает)!

Телевидение, Вундеркинды, Математика

Previous post Next post
Up