О нечитателях

Sep 01, 2009 00:34

Статья в Wired о неожиданных результатах одного академического исследования.

Клайв Томпсон о новой грамотности.

Оригинал

Начинается новый учебный год, а значит снова зазвучат голоса комментаторов, сокрушающихся по поводу того, что нынешние дети разучились писать - и в этом виноваты новые технологии. Facebook поощряет нарциссистскую болтовню, видео и Powerpoint пришли на смену тщательно проработанным эссе, а СМС-ки высушили язык до состояния "неприглядной, неприкрытой, жалкой стенографии" (как недавно возопил профессор из University College of London Джон Сазерлэнд). Надвигается эпоха неграмотности?

Андреа Лансфорд в этом не уверена. Лансфорд, которая преподает писательское мастерство и риторику в Стэнфорде, провела грандиозный эксперимент под названием "Стэнфордское Изучение Письма". Проект был направлен на изучение письменных работ студентов университета. В период с 2001 по 2006 год Лансфорд собрала и проанализировала 14672 образца студенческих работ - от классных заданий, эссе на заданную тему и записей в дневниках до е-мэйлов, постах в блогах и транскриптов чатов. Сделанные ей выводы впечатляют.

"Я думаю, что мы находимся в процессе "литературной революции", подобной которой не наблюдалось со времен древнегреческой цивилизации", считает она. По ее мнению, новые технологии не убивают наши писательские таланты, а наоборот, полнее их раскрывают - и двигают нашу образованность к дивным новым горизонтам.

Первое, на что она обратила внимание - молодые люди в наше время пишут гораздо больше, чем предыдущие поколения. Это происходит из-за того, что большая часть общения в среде молодежи происходит онлайн - и почти всегда включает в себя написанный текст. Из всех текстов, произведенных студентами в ходе исследования, невероятные 38 процентов были созданы за пределами учебных аудиторий - "жизнеписание", как это называет Лансфорд. Посты в Твиттере и "25 вещей обо мне любимом" незаметно накапливаются в солидные объемы написанного.

Сейчас уже трудно представить, что нынешнее положение вещей представляет собой значительный сдвиг парадигмы. До появления Интернета большинство американцев никогда в жизни не писало ничего, что не являлось бы домашним заданием в школе или колледже. Кроме тех случаев, когда их работа подразумевала создание текстов (юриспруденция, реклама или СМИ), покинув школу, они никогда больше в своей жизни ничего не писали.

А как обстоят дела с качеством прозы в этом писательском взрыве? Хорошо обстоят. Как выяснила группа Лансфорд, студенты были весьма искушены в том, что в риторике называют "кайрос"-ом - искусстве оценивать аудиторию и адаптировать тон и технику текста с тем, чтобы наиболее эффективно донести свою мысль до слушателей. Современный мир онлайн-писательства, в особенности в чатах и на форумах - публичен и разговорен, что делает его более близким к древнегреческой традициии дискусии, чем к асинхронному стилю бумажных писем и эссе, принятому 50 лет назад.

Тот факт, что сегодняшние студенты почти всегда пишут для какой-либо аудитории (в отличие от студентов моего поколения) дает им совершенно особое представление о том, что является хорошим произведением. Во время интервью они определяли хорошую прозу как нечто, способное изменить мир. Для них писательство состоит в убеждении, систематизации и споре, даже если речь идет о чем-то таком банальном, как выбор фильма на вечер. Стэнфордские студенты практически всегда выражали гораздо меньше энтузиазма по поводу письменных работ в классе, поскольку аудиторией у написанного оказывался только их профессор - конечное произведение служило только для получения оценки. Кстати, насчет смс-жаргона и смайликов, которые якобы уже разрушают серьезные академические работы студентов - еще один миф. Когда Лансфорд проверила работы студентов-первокурсников, то не нашла ни одного примера смс-жаргона ни в одном из сданных студентами заданий.

Разумеется, хорошее преподавание всегда будет необходимо, так же, как и оттачивание мастерства в написании академических текстов. Однако уже сейчас становится ясным, что онлайн-медиа продвигают писательское мастерство в заманчивых направлениях. Краткость СМС-ок и Твиттер-апдейтов учит молодых людей хайку-подобной лаконичности. С другой стороны, развитие новых форм онлайн-обзоров - от пересказа содержания очередного ТВ-шоу, до описания прохождения компьютерной игры на 15000 слов - дает им шанс попробовать себя в создании длинных и сложных
образчиков прозы, зачастую в сотрудничестве с другими авторами.

Мы привыкли думать о том, что проза бывает либо плохой, либо хорошей. Современная же молодежь считает, что наиболее важным фактором при создании текста является понимание того для кого и зачем ты пишешь.

on writing, translated

Previous post Next post
Up