25 сентября 2024 года умер Роман Мадянов - актер, которому не довелось стать великим.
Актер - зависимая профессия. Он не может светить сам, а как Луна - сияяет отраженным светом. Он всегда - часть целого. Даже если это главная роль - ты все равно часть фильма или спектакля и вне этого целого не существуешь.
Актеру нужно пространство для реализации. Даже если ты великолепный профессионал - чтобы продемонстрировать это тебе придется ждать хороших фильмов и хороших спектаклей.
Роману Мадянову не повезло, он родился не в то время. Родился поздно, если говорить честно. У него был гигантский актерский диапазон - от комедии до трагедии - но у него почти не было возможностей его показать.
Наши великие актеры большого диапазона - Евстигнеев, Леонов, Папанов - смогли стать великими только потому, что жили во времена великого советского кино.
Роман Мадянов зацепил эти времена только самым краешком, в детстве. В десять лет он сыграл Гекльберри Финна в фильме великого Данелии "Совсем пропащий".
Там ему пришлось работать вместе с Евгением Леоновым, Вахтангом Кикабидзе и другими нашими великими актерами.
Я не знаю, в чем тут дело, но есть необъяснимая закономерность - из детей, игравших Гекльберри Финна, почему-то получаются очень приличные актеры - кроме Мадянова, можно вспомнить, например, Владислава Галкина, сыгравшего Гека в фильме Говорухина или главного хоббита планеты Элайджу Вуда, также в детстве отдавшего дань великой книге Марка Твена.
А вот Томы Сойеры куда-то теряются.
Потом у Мадянова были с десяток ролей в кино еще в школе, ГИТИС, начало работы в текстре Маяковского, армия по окончании вуза, причем не ансамбль песни и пляски, а два года в ракетных войсках - где у него была возможность получить обязательный для актера скилл - узнавание и понимание людей, которых ты будешь играть.
После дембиля - возвращение в театр, долгий игнор со стороны кино, и возвращение на экраны в комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» в роли бандита-кооператора.
Фильм получился неудачным - может быть, самым неудачным у великого режиссера, но Мадянов в нем запомнился.
Даже на афишу попал.
И понеслось!
Такое впечатление, что Роман Мадянов переиграл все характерные роли - всех ментов и военных в диапазоне от прапорщика до генерала, всех хозяйственников от бригадира до министра, всех бюрократов, олигархов, мелких жуликов, особистов и обманутых мужей постсоветского кинематографа.
Роль замполита Колобкова в сериале «Солдаты» сделала его знаменитым, но Роман Сергеевич ее не любил.
Он всегда говорил, что Колобков у него не получился - персонаж оказался банальным и скучным, без изюминки, и бы у него была возможность вычеркнуть его из кинобиографии, он бы с радостью это сделал.
Нескончаемый калейдоскоп характерных ролей продолжался, росла популярность, увеличивалась актерская ставка. При этом Мадянов играл по-честному, пытался что-то вложить в каждую роль, а не торговал лицом на экране, эксплуатируя два-три одних и тех же отработанных приема - как множество своих коллег. Поэтому у него на несомненный талант вскоре наложился матерый профессионализм.
Роман Сергеевич Мадянов стал одним из лучших актеров поколения, и это понимали примерно все. Вот только предложить ему со стороны отечественного кинематографа было особо нечего.
И только иногда - когда прерывался ненадолго бесконечный хоровод чиновников, особистов и просто мудаков - мы вдруг с удивлением обнаруживали, что образ графа Аракчеева в многосерийном фильме «Союз спасения. Время гнева» садится на этого фактурного актера как влитой. Что негодяя-мэра в "Левиафане" он сделал так, что зрителей от ненависти, казалось, просто разорвет, а его боярин Морозов в досталевском "Расколе" заставляет разинуть рот и оторопело пялиться в экран - господи, это какой же актер пропадает!
Теперь его актерский путь закончен. Он вместил порядка 200 ролей - от мальчика Гекльберри Финна, плывущего на плоту вниз по реке, до пожилого царя Феофана в фильме "По щучьему велению", которого он играл с уже неоперабельной онкологией.
62 года. Больше ролей не будет.
Его плавание по реке времени завершено.
Я, кстати, совсем недавно с большим удивлением осознал, что имя Гекльберри - это просто "черника", а строчка my huckleberry friend в грустной песне Moon River из великого фильма "Завтрак у Тиффани" - это и о нем тоже.
Лунная река шириною в милю
Я переплыву тебя однажды.
Старый мечтатель, разбивший сердце,
Однажды я пойду твоим путем.
Двое бродяг, увидевших этот мир
В нем было на что посмотреть.
Мы идем к одному и тому же концу радуги,
Рискуя сойти с ума,
Мой черничный друг,
Лунная река и я.