Идеология №3: Ошибки в Мировоззрении

Sep 06, 2019 11:14



Если наша программа-вера подверглась внешней агрессии и была разрушена, то мы теряем все ориентиры в этом мире, наши действия становятся хаотичными и бессмысленными, мы лишаемся точки отсчета, опоры, уверенности. Любое действие совершается на ощупь, методом проб и ошибок, с минимальными или отрицательными результатами, но с приложением огромных сил, с чудовищной перегрузкой. Сколько мужчин в возрасте 35-55 лет, в расцвете сил, умерло от инфарктов, инсультов, пьянства и депрессии за последние 30 лет? Это не следствие какого-то насилия или полного отсутствия средств для выживания. Нет, это результат потери точки опоры, следствие чудовищных духовных и интеллектуальных перегрузок.

Каждый ищет спасения. И в этот момент появляются "спасительные" программы-альтернативы. Если какая-то вера или идеология предлагает некие более-менее внятные ориентиры по жизни, то человек без опоры немедленно хватается за нее, как за спасательный круг. Происходит немедленная перезагрузка, зачастую некорректная. Давайте оглянемся. Мы перезагрузились в 1917 и 1991 годах, и все по одному сценарию. Из патриархального христианства в патриархальный социализм, а затем в звериный маммонизм. Это деградация. Нашим предкам должно быть жгуче стыдно при одном только взгляде на жалкое потомство. Но мы жалки вовсе не потому, что выродились. В наших жилах та же кровь, что у предков наших. Мы жаждем правды, истины, мы ищем опору, и жажда эта неутолима. Это жар сердец, пламя души! А для утоления мы всё время хватаемся за очередную ложь…

А теперь внимательно прочитаем вот эту цитату:

"Не только от жажды, но даже от воспаления, от жажды горячешной! И… и не думайте, что это в таком маленьком виде, что можно только смеяться; извините меня, надо уметь предчувствовать! Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уж так обрадуются ему, что немедленно доходят до последних столпов; отчего это? Вы вот дивитесь на Павлищева, вы все приписываете его сумасшествию, или доброте, но это не так! И не нас одних, а всю Европу дивит, в таких случаях, русская страстность наша; у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? От того, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! “Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет”". Федор Михайлович Достоевский "Идиот", 1869 год.

* * *

Здоровое общество защищает свои символы и веру через традицию и ритуал. Новые поколения уже могут вообще не помнить, почему то или иное правило или символ были установлены, но продолжают им следовать. Цель - сохранить программу, веру отцов, с которой наш народ развивался и усиливался. По невежеству прекратить их соблюдать или начать высмеивать - это всё равно, как при ремонте механизма обнаружить в нем "лишние" детали, назначения которых мы не понимаем, и выкинуть. Может, обойдется, а может, и нет. Не понимаешь - не изменяй.

Почему-то в технике это кажется нам естественным, а вот в самой главной, духовной, сфере нашей жизни - нет. А последствия вмешательства в символы веры намного чудовищней, нежели любые правки в чертежах. Мы о них как раз поговорили выше.

Чтобы лучше понять, продемонстрируем примерами из техники. Я слышал, что при реконструкции гидротехнических сооружений вокруг Москвы в старых чертежах были найдены странные "нефункциональные" части, и при ремонте новое поколение кое-что "усовершенствовало". В результате стало работать хуже. Почему? Непонятно. Помаявшись, вернули всё назад и на все чертежи поставили резолюцию: правки не вносить. А кто не знает байку о том, как советские инженеры копировали американский бомбардировщик Б-29 (ставший Ту-4)? Сначала к Сталину пришли конструкторы и заявили: мы можем лучше. На что он им резонно ответил: не надо лучше, сначала сделайте такой же. В процессе копирования на крыле нашли лишнее отверстие. Скорее всего, рабочий где-то ошибся и просверлил не в том месте. Как проверить - ошибка, или непонятная нам особенность конструкции? Можно было бы сравнить с другим таким же, но был-то у нас всего один. И вот вся серия пошла с лишними дырками в крыле. Мораль сей басни: не понимаешь - следуй в точности.

* * *

Вспомним, как в фильме "Матрица" люди узнавали о смене программы? По эффекту "дежавю", т.е. по небольшому сбою в ней. У нас тоже можно такие "глюки" наблюдать у определенных слоев общества. Например, наши "новые русские" воруют, обманывают, насилуют, убивают и разрушают, и при этом зачастую фанатично религиозные люди! Православные! Повсеместно они проявляют совершенно непонятную для гражданского общества заботу о жене и детях, жертвуют деньги на храмы.

Почти всё население в общем и целом сохраняет веру в добро, но в конкретных ситуациях проявляет агрессию, требует мести, расправы, кипит от ненависти. С поразительным спокойствием воспринимает увольнения и сокращение зарплат, соглашаясь с их "необходимостью и экономической целесообразностью". Все эти примеры - результат некорректного наложения разных программ одна на другую.

* * *

Как и любая программа, вера и идеология могут содержать в себе ошибки, причем такие ошибки будут не сразу бросаться в глаза, но рано или поздно они приведут к сбою в работе (см., например, Анатомия Социализма Часть 1 и Часть 2). Для человеческого общества такой сбой будет равнозначен социальной катастрофе и приведет к неисчислимым бедствиям (см., например, Крах СССР).

Думаю, на этом моменте можно как нельзя лучше прочувствовать разницу между верой и идеологией. По сути, это одно и то же. Но первая опирается на образы и символы, и нам удалось с большим трудом и с определенной долей условности разложить христианство до уровня логической концепции. До уровня рационалистического знания. На самом ведь деле христианство опирается на некие символы, образы добра и справедливости, а не на жесткую рационалистическую теорию. А вот идеология с самого начала опирается на логические конструкции, она вырастает из научных методов. И вот тут и начинаются проблемы.

Например. К. Маркс выдвинул ТЕОРИЮ о трудовом характере стоимости. Далее из этого допущения следует, что прибавочную стоимость можно получить, только эксплуатируя наемный труд. Люди разбиваются на классы в соответствии с их отношением к капиталу как средству производства. Далее делается вывод о неизбежности классовой борьбы и ее обострении при капиталистической системе хозяйствования. Всё очень грубо, просто для иллюстрации. Логика понятна? Это стройное учение сулит всем большие блага и безмерное счастье. Это цельная идеология. Есть в ней ошибка? Да, разумеется, и нормальному христианину она должна была бы просто бросаться в глаза. Ошибка эта - вывод о неизбежности классовой борьбы. В теории это звучит еще ничего, но на практике в условиях социальной нестабильности оборачивается НЕНАВИСТЬЮ ко всем, кто живет лучше. Причем теория допускала диктатуру и массовые казни. Эта ненависть прошла через гражданскую войну, чистки 30х, разборки 60х и, в конечном счете, всё развалила через ненависть населения к "Волге" и баньке руководства страны в 80х. Теория оправдывала нетерпимость к неравенству, и дошла до абсурда в выискивании микроскопических различий позднего СССР. Допущение ненависти рано или поздно приводит к самоедству.

Та же история постигла национал-социалистов с их доктринами расового неравенства. Где остановиться в поисках различий? Да нигде. И уже во время войны началась глухая вражда между "правильными" немцами и "совсем правильными" эсэсовцами. Такая программа привела не только к нетерпимости вовне, она по логике своего развития дошла до абсурдного поиска "правильности" среди одного народа. Опять в логике программы было допущение ненависти.

Избранность в иудаизме и протестантизме носит тот же характер. Таких соседей терпеть никто не может, и Израиль держится только за счет насилия и неимоверных материальных вливаний из США и Германии; в странах протестантизма социальное неравенство удается заглушить только тотальным грабежом и насилием над всем миром. Но и они уже практически дошли до предела.

А ведь вера почти не давала сбоя, она просто разложилась под натиском научно обоснованных идеологий. Логическое мышление вытеснило образное, и христианство перестали понимать. Зато почти всем стала ясна логика революционеров.

Рационалистические идеологии - порождение науки. Научная теория дает красивую логичную программу действий, но происходит сбой. Почему это так и в чем проблема, мы поговорим в следующий раз.

Идеология

Previous post Next post
Up