КРЫМНАШ. Часть пятая: БАЛАКЛАВА, ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ ЧЕМБАЛО

May 18, 2016 23:21

КРЫМНАШ. Часть первая: УРАГАН
КРЫМНАШ. Часть вторая: КУРОРТНЫЕ БУДНИ
КРЫМНАШ. Часть третья: УПОЛЗШИЙ УЖИН
КРЫМНАШ. Часть четвёртая: МЕСТНЫЕ ЦЕНЫ




Краткая историческая справка:

История Балаклавы насчитывает более двух с половиной тысяч лет, но из-за непрекращающихся многочисленных войн и переходов территории "из рук в руки" здесь мало что сохранилось с древнейших времён.
Самая древняя достопримечательность - Генуэзская крепость Чембало. Была построена генуэзцами после захвата Балаклавской бухты в 1345 г. В 1354 - почти полностью разрушена ордынским ханом Джанибеком и спустя пол века, после возвращения завоёванных территорий прежним хозяевам, отстроена ими заново.

Позднее крепость неоднократно захватывалась, отвоёвывалась, перестраивалась и укреплялась. В ней размещались военные гарнизоны различных сил: генуэзцев, феодоритов, турков, пиратствующих казаков, англичан, а с 1783 года во время присоединения Крыма к Российской Империи здесь размещались русские гарнизоны. Самые большие разрушения Чембало понесла в период Крымской войны и особенно во время Великой отечественной войны, когда фашисты бомбили её, пытаясь выкурить оттуда советских солдат (1942г.), и двумя годами позже, в процессе боёв за освобождение Севастополя.

В послевоенное советское время здесь поработали вандлалы-халявщики, использовавшие камни крепости в качестве бесплатного строительного материала. С помощью взрывчатки в 1947 году в основании донжона (главной башни) была отколота юго-восточная часть и выворочено 900 кубометров камня. А с 1957 года Балаклава становится закрытой секретной военно-морской базой Черноморского флота: здесь построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок, а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия.

Во время реализации Проекта военно-морской базы, после его закрытия и далее во время нахождения Крыма в составе Украины работы по реставрации крепости почти не велись, а в 2008 году из-за мощнейших ливней обрушилась башня крепости. И лишь после отжатия Крыма Россией с начала 2016 года начались масштабные реставрационные работы по восстановлению Чембало. К моему приезду верхняя башня крепости была обнесена строительными лесами и начался процесс её реконструкции.

*               *               *
..Серёга, спешивший в аэропорт, согласился сделать небольшой крюк (не за бесплатно, конечно) и проехать по севастопольской трассе, высадив меня перед самым поворотом на Бахчисарай (направо), который находится в сотне метрах от поворота на Балаклаву (налево). Т.к. я здесь уже был днём ранее и дорогу запомнил - решил потратить час, чтобы прогуляться от трассы до балаклавской бухты. Путь составил примерно 4 км.



Так выглядит тропа и за ней дорога с высоты шоссе Севастополь-Ялта, в р-не Золотой Балки:







А вот так, бразы, выглядят виноградники винзавода "Золотая балка". Я шёл почти полчаса вдоль полей, расположенных  по обе стороны дороги. В ширину виноградники простираются буквально до горизонта! Вечером, по возвращению из Балаклавы, я в этом убедился: даже холмы на заднем плане засажены виноградом на многие километры во все стороны.







Балаклавская бухта. Слева - вход в Военно-Исторический Музей подводных лодок. Справа - Генуэзская крепость Чембало.




В первый день я не успел объять все достопримечательности древнего города, т.к. приехал тогда с ленивым и похуистичным в отношении к истории Крыма Календулой. Поэтому на следующий день составил план. Сначала посетил Военно-Исторический Музей, который закрывается рано и имеет график экскурсий. А вторую половину дня решил потратить на преодоление подъёма к вершине Генуэзской крепости.




Вот она - на противоположном берегу.
Но чтобы добраться туда - нужно преодолеть пешком почти получасовое расстояние до противоположного берега. Или платить кучу бабла, чтобы тебя перевезли на яхте местные барыги. Других вариантов нет, хотя расстояние от одного берега до другого - метров сто. Дело в том, что "внутренний" берез бухты занят кораблями и различными секретными военными объектами. Поэтому объезд/обход весьма долог.




А это противоположная часть бухты: выход в море. Именно этот узенький "вход" в бухту так привлекал все прошедшие столетия тех, кто хотел организовать здесь торговые пути, а также охотников за их богатствами. Красивейшие места:




Напомню, что дело было в конце апреля, когда всё цвело и распускалось:







От рассказа про Музей подводных лодок воздержусь, т.к. это слишком долго и на любителя - систам точно будет не интересно. Хотя масштабы строительства впечатляют не менее сильно, чем пещеры гномов в первой части "Властелин Колец". Подумать только: "прорубить динамитом" на многие километры горную породу, не поддающуюся воздействию обычной кувалды и прочих "ручных инструментов"! Были ли за последующие полвека стройки более грандиозные и фантастические по своим масштабам?!

Один из "въездов" для подводных лодок внутри горы:




Иду вдоль набережной от автостанции:




Набережная Балаклавы с противоположной стороны Музея:










Начало восхождения к Генуэзской крепости Чембало расположено как раз напротив вот этого чудесного ресторана "Избушка рыбака", в котором мы днём ранее вкусно пообедали:




На самом деле, здесь имеются два пути. И этот, выбранный мной, оказался далеко не самым лучшим и лёгким. Т.к. подъём состоял всего из двух сотен ступенек, а дальше начиналась обычная тропа с высоким наклоном. Подниматься здесь, среди разбросанных камней, возможно только в сухую погоду, а спускаться вообще довольно сложно и опасно. Поэтому спуск я преодолел по другому маршруту (см.далее). Оба подъёма, как выяснилось позднее, были всего в нескольких десятках метрах друг от друга.




Поднимаюсь выше и выше:







Ещё выше:













И ещё выше!




Охуевая от усталости и жары, продолжаю подниматься вверх:




И вот она - вершина!! Верхняя точка горы Кастрон - 192 метра над уровнем моря!! )







Виды с высоты напоминают расположенный немного южнее Симеиз:




Не спрашивайте как я снимал несколько следующих кадров! )













Донжон цитадели Чембало на реставрации:




Верхние стены сохранились гораздо лучше:







А вот вторая лестница, по которой гораздо проще как подниматься, так и спускаться вниз. По ней и продолжил путь.




Спускаясь вниз, подумалось, что на вершине этой горы (Крепостная или Кастрон) наверно нет ни одного сантиметра, где бы за последние два тысячелетия не проливалась кровь и не лежали бы трупы. Ведь на этой небольшой территории происходили все крупнейшие войны. Местное же население предпочитало селиться именно на вершинах гор, а не в бухте. Многочисленные осады крепости вероятно длились долго, а согласно дошедшим до нас летописям осаждённые защитники Чембало разных времён погибали фактически до последнего воина, мало кому удавалось выжить..




На спуске с горы был замечен местный барыга, продававший старинные раритеты, вероятно выкопанные и восстановленные здесь. Но он, сцука, не только просил за свои кресты и железки немерено денег, но даже за фотосъёмку брал бабло. В общем, охуевший непуганый хохол. Не стал с ним ругаться и пиарить за свои деньги, пошёл дальше.







Ну а мне предстоял долгий тернистый путь из Балаклавы в Алупку: с двумя пересадками через Севастополь. Т.к. другого более короткого и удобного пути здесь не существует. Ну разве что на такси за несколько тысяч рублей. Но об этом я рассказывал в предыдущей части.




Подробнейший и исчерпывающий многобуквенный фотоотчёт об истории Генуэзской крепости Чембало можно почитать ЗДЕСЬ.

(с) дядя Вова
апрель-май 2016г.
#Крым, #Крымнаш, #Балаклава, #Чембало

Крым, Украина, история, города России, события, дядя Вова, фотоотчёты, путешествия, #Крымнаш, #Балаклава, #Крым, #Чембало

Previous post Next post
Up