О типиконоломании

Nov 09, 2008 22:47

На лекциях по литургике, когда я объясняю своим слушателям ситуацию совпадения нескольких памятей вместе и, соответственно, необходимость выбора между прилучившимися святыми, кому именно служить, я всегда привожу один и тот же пример - 28 октября. По-моему, большего литургического разнообразия непереходящих памятей нет во всем годичном круге.
Судите сами: по славянскому Типикону на этот день положена служба «без знака» святых мучеников Терентия и Неонилы, и преподобнаго отца нашего Стефана Савваита и творца канонов. В качестве факультативных памятей указаны иже во святых отца нашего Арсения, архиепископа Сербского (славословная служба с отметкой: «Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его») и святыя мученцы Параскевы (также славословная служба с отметкой: «Идеже храм, подобне поется»).
Однако уже в «Киевской» Минее (месяц октоврий) мы наблюдаем отклонение от типиконных указаний: после рядовой службы свв. Терентию, Неонилле и Стефану следует великобденная служба святителю Арсению (в соответствии с указанием Типика о возможном соборе) и бденная (без малой вечерни) служба мученице Параскеве, но уже с пометкой: «Аще ли настоятель изволит пети полиелей, тогда поем:» и раскладка для служения полиелейной службы (а Типик предусматривает либо славословие, либо храм). В переиздании «Киевской» Минеи в приложении на эту дату добавлена одна из служб (великобденная) преподобному Иову Почаевскому и указана память (со ссылкой на 21 сентября) святителя Димитрия Ростовского.
В «Зеленой» Минее эта тенденция выражается еще резче. Прежде всего, изменен порядок служб: первой (т.е. рекомендованной на данный день по смыслу структуры этой Минеи) указана служба святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы (с сохранением указания о полиелее), после нее - четверичная служба свв. Терентию, Неонилле и Стефану, а после рядовых святых указаны последовательно бденная служба св. Димитрию, великобденная св. Арсению (с пометкой «Аще хощет настоятель, творит бдение») и великобденная (с замечательным азбучным каноном) св. Иову. Второй момент - рекомендации официальных богослужебных руководств РПЦ МП. И здесь мы наблюдаем интересный нюанс: «Православный церковный календарь» на 2008 год без вариантов указывает полиелейную службу св. Димитрию, а в «Богослужебных указаниях» за тот же год приводятся два варианта: «Служба свт. Димитрия Ростовского полиелейная, совершается вместе со службой мчч. Терентия и Неонилы (без праздничного знака) (А). По благословению настоятеля, может совершаться полиелейная служба прп. Иова Почаевского (Б)».
Итак, официальные богослужебные руководства указывают на этот день 5 служб (причем в разных источниках, как легко ожидать, приоритеты разные). Сюда же можно добавить четверичную службу празднуемых 28 октября второй раз в году св. Карфагенских мучеников - Терентия, Максима, Африкана, Помпия и иных 36-ти, чья основная память (и место размещения службы в Минее) - 10 апреля. К слову, эти сорок страдальцев - единственный пока случай вхождения службы карфагенским святым в восточные Минеи.
Если же мы обратимся к чуть более полным святцам, то обнаруживаются еще две памяти, отмеченные в русской Минее на ряду (хотя и не имеющие у нас богослужебных текстов), но имеющие службы в Элладской и Константинопольской Церквах. Это память святых Критских мучеников Ангелия, Мануила, Георгия и Николая, пострадавших в Рефимно в 1824 году (бденная служба была напечатана в 1865 году), и преподобного Арсения Каппадокийского, преставившегося ровно 100 лет спустя. К сожалению, я еще не видел опубликованной службу св. Арсению (опубликован был только параклис ему), но подозреваю, что она по современному греческому обыкновению тоже будет бденной. Кроме того, на 28 октября по решению Священного Синода Элладской Православной Церкви от 21 октября 1952 года было установлено празднование в честь Святого Покрова (Αγία Σκέπη) Пресвятой Богородицы в память восстания 1821 года, принесшего Греции независимость (исправление см. в комментарии). Если абстрагироваться от проблемы календарного стиля, то это решение Синода добавляет на 28 октября еще и великобденную службу Покрова, составленную иноком Герасимом Микрагианнанитом. Правда, ссылку на нее дать не могу: сайт, на котором она была выложена, две недели назад уничтожен его автором, поэтому могу только скинуть файл в личку желающим (текст на греческом в политонике).
Итак, два четверика (из которых один сдвоенный) и семь бдений. А с учетом того, что свв. Иову и Димитрию это не единственные существующие службы… Какой комплект!

святые Максимы, заметки

Previous post Next post
Up