Можно ли вкушать рыбу Великим постом на бденный праздник?

Mar 29, 2024 19:16

Великим постом у нас выпадают престольный праздник и местночтимый святой с бденной службой. Можно ли после служб предлагать трапезу с рыбой? Прошу сослаться на какой-то авторитетный источник.

богослужение: различные вопросы, пост

Leave a comment

Comments 6

andrev March 30 2024, 12:29:24 UTC

Главное, что предписывает Типикон в отношении поста - это время прекращения поста (а пост в Типиконе означает полное невкушение пищи до определенного времени) и количество трапез после прекращения поста. А содержание самих трапез, т.е. норма воздержания, - дело местное, как изволит настоятель. В Типиконе есть какие-то указания на счет видов пищи, но они касались вполне определенного Константинопольского монастыря, а в других местах могли быть совсем другими. Например

Например. А. А. Дмитриевский, ТРИОДЬ ПОСТНАЯ - УЧИЛИЩЕ БЛАГОЧЕСТИЯ, Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г.опубликовано в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г.в сокращенном виде перепечатано в «Московских Епархиальных ведомостях», No 3, 2003 г."Практика православного Востока допускает во все субботы и недели вкушение икры и черепокожих. Наша Постная Триодь допускает икру только в Лазареву субботу. ...В праздник Благовещения, по всем уставам, разрешалось монахам и мiрянам на рыбу. Но в монастырских ( ... )

Reply

ampelios March 30 2024, 12:54:15 UTC

Последнее предписание - санитарное

Reply


andrev March 30 2024, 12:32:21 UTC
Е. Романенко Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002 г., Глава 9. Монастырская трапеза."В разных монастырях первую неделю Четыредесятницы постились по-разному. Эти особенности восходят еще к древним векам монашества, когда разные обители сами определяли для себя меру поста. В обиходниках русских монастырей часто сравнивают афонские уставы со Студийским, эти сравнения сопровождаются длинными рассуждениями о целесообразности тех или иных строгостей поста. А на практике было следующее.В Волоколамской обители в понедельник первой недели поста трапеза не поставлялась, братия не вкушала даже хлеба и воды, кроме немощных и больных иноков, которые могли немного поесть хлеба в своих кельях или в больнице. Во вторник и четверг трапеза также не поставлялась. Но после вечерни братия (те, кто изнемогал), немощные старцы и служебники монастыря шли к чулану, трапезники давали каждому по осминке хлеба с солью и воду. Братия вкушали их в чулане и расходились по кельям. В среду трапеза поставлялась, поскольку в ( ... )

Reply


andrev March 30 2024, 12:33:02 UTC
продолжение (Е. Романенко ( ... )

Reply


psalomshchik March 31 2024, 16:07:07 UTC

eugene_1900, Вы невольно спровоцировали ответ уж с такими "ссылками", что в ниъ Ваш вопрос совершенно потерялся...Поэтому я отвечу Вас со ссылкой не на литературу, а на общераспространённую по всей Руси традицию: престольный (храмовый) праздник по статусу приравнивается к двунадесятому празднику. Поэтому на практике в день престольного (храмового) праздника положено служить Литургию Преждеосвященных Даров (если престол выпал на седмичный день с понедельника по пятницу), а на трапезе после литургии вкушать рыбу (как на Благовещение и в Неделю ваий).

А вот день памяти чтимого святого внеочередную Преждеосвященную служить позволяет, а разрешение поста на рыбу - нет.

Reply


ieromonahambros April 3 2024, 10:22:07 UTC
Рыбу можно вкушать. См. храмовые главы Типикона.

Reply


Leave a comment

Up