Можно ли вкушать рыбу Великим постом на бденный праздник?

Mar 29, 2024 19:16

Великим постом у нас выпадают престольный праздник и местночтимый святой с бденной службой. Можно ли после служб предлагать трапезу с рыбой? Прошу сослаться на какой-то авторитетный источник.

богослужение: различные вопросы, пост

Leave a comment

andrev March 30 2024, 12:29:24 UTC

Главное, что предписывает Типикон в отношении поста - это время прекращения поста (а пост в Типиконе означает полное невкушение пищи до определенного времени) и количество трапез после прекращения поста. А содержание самих трапез, т.е. норма воздержания, - дело местное, как изволит настоятель. В Типиконе есть какие-то указания на счет видов пищи, но они касались вполне определенного Константинопольского монастыря, а в других местах могли быть совсем другими. Например

Например. А. А. Дмитриевский, ТРИОДЬ ПОСТНАЯ - УЧИЛИЩЕ БЛАГОЧЕСТИЯ, Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г.опубликовано в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г.в сокращенном виде перепечатано в «Московских Епархиальных ведомостях», No 3, 2003 г."Практика православного Востока допускает во все субботы и недели вкушение икры и черепокожих. Наша Постная Триодь допускает икру только в Лазареву субботу. ...В праздник Благовещения, по всем уставам, разрешалось монахам и мiрянам на рыбу. Но в монастырских уставах древнейшего времени мы находим и нечто более любопытное, а именно: разрешение на рыбу в канун этого праздника (Орбельская Триодь) и на другой день праздника, если попразднество приходилось не в среду и пятницу, и если оставались в запасе у трапезаря остатки вчерашней рыбы (Типики Патриарха Алексия, прп. Саввы Сербского, Евергетидский, Космосотира и Орбельская Триодь). В жизни древних византийских монастырей, кроме отмеченного любопытного правила доедать после великих праздников на другой день остатки рыбного стола, в котором нужно полагать, едва ли когда-нибудь ощущался чувствительный недостаток, мы встречаемся и еще с одним в высшей степени интересным явлением, свидетельствующем о широте и гуманности воззрений на христианский пост древне-византийской Церкви и общества ее, или ктиторов монастырей. Мы разумеем широко практиковавшийся в древних византийских монастырях обычай - христолюбцам приносить в обители и учреждать инокам рыбную трапезу в течение всего Великого поста. Этот обычай нарушал, конечно, принятый в обителях режим. Такое обыкновение нашло отражение даже в Тактиконе Никона Черногорца, писателя XI в., который в своих воззрениях на постный режим проявил чрезмерную суровость и оказал, как увидим ниже, сильное влияние и на предписания о посте нашей Постной Триоди. «В сих убо постных днех, пишет Никон Черногорец, аще приидет от некоего христолюбца угощение, и есть и господин приносимых, и еже аще принесет, ясти в славу Божию, за еже не оскорбити принесшаго... Аще несть принесый, подобает хранити та в субботу и в неделю и в праздник, за еже немощно быти разоряти, якоже прилучися, иже от святых отец преданное пощение». В Типиконах Ирининском, Евергетидском, Космосотира, св. Маманта, Илии Вомон и Уставе иеромонаха Нила принесенную христолюбцем рыбу разрешалось вкушать (за исключением первой седмицы и сред и пятниц всего поста) в тот самый день, когда она принесена вне зависимости от того, находился ли налицо сам даритель или отсутствовал. Евергетидский Типикон в объяснение обычая говорит, что это делалось для того, чтобы иноки не показались перед людьми истощившимися, а Типикон Махера иеромонаха Нила прибавляет, чтобы не оскорбить отказом благодетеля."(http://www.liturgica.ru/bibliot/triod.html)

Reply

ampelios March 30 2024, 12:54:15 UTC

Последнее предписание - санитарное

Reply


Leave a comment

Up