Святоотеческая критика Типикона

Feb 11, 2018 20:41

Поздравляю всех с наступлением сырной седмицы!
«По вече́рни же в сих дву днех, яди́м сыр и я́ица, еди́ною днем разреша́юще пра́вила тетради́тов и якови́тов» (Типикон, гл. 49, «В ту́южде сре́ду сы́рную...», 2-е «зри»).
«... отмена поста по средам и пятницам, <...> которые входят в сырную неделю, не может быть оправдана или вызвана по какой-либо ( Read more... )

пост, церковные уставы

Leave a comment

Comments 30

ampelios February 12 2018, 10:46:39 UTC
Все это отзвук споров о посте в среду и пятницу, приходящиеся на праздничные дни и недели, который разгорелся в Византиии и на Руси в XII веке. В частности, одним из первых пост в эти дни на Сырной впервые предписывает крайне ригористичный, "ультраевергетидский" типикон мон. св. Иоанна Предтечи Фовера (ок. 1113 г.). Впрочем, в другом разделе, он сам от этого правила отказывается из-за борьбы с армянами. На Руси пост в "праздничные" среды и пятницы, который пытались ввести греч. иерархи в 1156-1169 гг., вызвал жесткое неприятие монахов, духовенства и мирян, и так и не был принят и даже был приравнен к ереси, т.к. осуждался (для Рождества и Крещения) русскими митр. Ефремом и Никифором как латинская ересь.

Reply

illusoryshadow February 12 2018, 19:39:20 UTC
Мне казалось, что устав монастыря Предтечи говорит, что нет сухоядения, но всё равно масла, сыра и яиц нельзя. Варёное только можно. Чтобы там что-то разрешалось типа яиц, как-то не видно, по-моему.

Reply

ampelios February 12 2018, 20:13:43 UTC
гл. 19: ὁμοίως καὶ τῆς Τυροφάγου τὴν Τετράδα καὶ τὴν Παρασκευὴν κατὰ τὴν παράδοσιν τῶν
ἁγίων πατέρων μετὰ τὴν τῶν προηγιασμένων ἀπόλυσιν τυροῦ καὶ ᾠοῦ μετά-
ληψις γίνεται, καὶ τοῦτο ὁμοίως διὰ τὸ τοῦ Ἰακώβου δόγμα καὶ τὴν τῶν
Τετραδιτῶν αἵρεσιν

Reply

illusoryshadow February 12 2018, 21:20:40 UTC
Там, по-моему, парой предложений ниже написано "у нас в эти дни нет сухоядения, а есть вареное, но не яйца, сын и рыба, см. выше почему".

После литургии Преждеосвященных, вероятно, по мысли автора устава уже четверг и суббота. Или он противоречил себе в двух предложениях через одно.

Reply


illusoryshadow February 12 2018, 19:08:39 UTC
Монахи должны поститься в среду и пяток сырной седмицы, после же окончания преждеосвященной литургии могут есть сыр, где бы ни находились, в опровержение учения Иакова и ереси тетрадитов.
(Из правил св. Никифора, https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konstantinopolskij/pravila_svjatogo_nikifora_ispovednika_c_tolkovanijami/#0_4)

Ещё тут нашёл разные ссылки: http://www.bogoslov.ru/text/4446196.html, хотя, наверное, электронная статья \ доклад - не самый надежный источник, ну, делюсь, что нашел.

Если бы мне поставили схоластическую задачу согласовать мнения, я бы сослался на толкование прп. Никодима на 64 правила, и сказал бы, что для него пост прежде всего есть воздержание до 3\9 часов, что не противоречит сыроедению. Но не уверен, что это выстоит.

Reply

oiodj February 12 2018, 20:53:19 UTC
Святитель Никифор - не русский святой. Да и выглядит его правило не очень: есть канон вселенского значения, обязывающий поститься по средам и пятницам - и вводить отмену поста может по идее тоже только Вселенский собор, а не Константинопольский патриарх. Я всё же согласен с прп. Никодимом.

По второй ссылке тоже: ни одного русского святого. А единственный цитируемый святой - прп. Афанасий Афонский - за соблюдение среды и пятницы.

К сожалению, не выстоит. Я тоже об этом думал, но 50 Лаод., одобренное VI Всел., гласит: "должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением". Из 64 Ап. видно, что среда, пятница и четыредесятница - одинаковые по строгости. Значит, и в среду, и в пятницу, тоже - сухоядение. А это уже не только воздержание до 9 часа по византийскому времени, но и серьёзное ограничение в рационе.

Reply

illusoryshadow February 12 2018, 21:50:56 UTC
То есть, Вы думаете, что апостольское правило предполагало сухоядение, скажем, в Светлую Среду и Пятницу? Или каким Вселенским собором было разрешено не поститься на Светлой Седмице?

Reply

illusoryshadow February 12 2018, 22:15:32 UTC
Безотносительно этого, ответ на Ваш вопрос, думаю, вот:
Вот и слышим же мы из песней святой Церкви, и знаем, что такое масленица, а именно - начало, или преддверие святого Великого поста. Ибо и пищу некоторую, как-то мясо, употреблять, и браки венчать запретила. В среду и пятницу Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития повелела воздержнее касаться, чтобы понемногу привыкать к постному подвигу. И потому христианам, как истинным сынам Церкви, должно в ту седмицу намного воздержнее во всем поступать, нежели в предшествовавшие дни, хотя такое воздержание и всегда похвально.
Слово о сырной седмице свт. Тихона Задонского.

Reply


oiodj February 13 2018, 19:43:56 UTC
Ввиду возникшего недопонимания цели моего вопрошания, поясняю: я спрашиваю не для того, чтобы найти какое-либо иное "постовое предание", как предположил ampelios, или "общую платформу для дискуссии", как хочет illusoryshadow.
Я ищу высказывания русских святых, которые толковали бы цитируемое мною постановление Типикона в том или ином ключе. Например, мне хотелось бы найти что-то вроде таких цитат (как пример): "Братья и сёстры! Разрешая сыр и яйца, наш Типикон сделал это для посрамления ереси тетрадитов. Но в наше время нет уже таких еретиков на Руси. Поэтому благословляю вас поститься в эти дни".
Или ещё круче: "Братья и сёстры! Наш Типикон, разрешая сыр и яйца, имел ввиду тех людей, кто живёт рядом с упомянутыми еретиками или вышел из их среды. В нашем городе таких еретиков нет, поэтому благословляю вас поститься в эти дни".

Или ещё что-то подобное. Не вижу в такой моей постановке вопроса чего-то безумного. Если таковое имеется - поясните, пожалуйста.

Reply

illusoryshadow February 13 2018, 19:58:21 UTC
Я не вижу ничего безумного, но и особого смысле не вижу. Толкования святых были бы нужны, если бы нормы устава были бы неясны. Но они и без того ясны, по-видимому (и Вы в Ваших двух возможных вариантах ответа - "братья и сестры", - исходите из того же). Соответственно, это не вопрос толкования, а выбора.

В таком случае, разумно обратиться к актуальной церковной власти, а не к русским святым. Если даже сами правила меняются, то тем более выбор из двух разноречащих норм может переключаться. Соответственно, по-моему, обращаться надо к епископу (или соответствующему органу епархиального собрания), если уж есть желание соблюсти текущие уставные предписания.

Reply

oiodj February 13 2018, 20:01:49 UTC
Не вопрос, я так же буду приветствовать возможные цитаты из постановлений Синода или Собора.

В моих возможных вариантах ответа я всё-таки оставляю место для неясности норм устава. "Типикон <...> имел ввиду". Хотя это довольно шаткое предположение, согласен.

Reply


oiodj February 13 2018, 19:45:15 UTC
Или, соответственно, как второй вариант: "Братья и сёстры, наш Типикон разрешает всем без исключения кушать сыр и яйца в эти дни. Так посрамим же ересь тетрадитов!"

Reply


learye February 15 2018, 13:22:32 UTC
А почему мы вообще возмущаемся, что нет поста?

Reply

oiodj February 15 2018, 18:44:05 UTC
Потому что толкуемое прп. Никодимом 69 Ап. правило гласит: "Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен".

Видим, что не поститься в среду и пятницу можно только из-за болезни, а не из-за того, что какие-то еретики постятся в эти дни, или, даже, из-за того, что Типикон, принятый в какой-либо Поместной церкви, разрешает это делать. Вот прп. Никодим и пишет: "... отмена поста по средам и пятницам, <...> которые входят в сырную неделю, не может быть оправдана или вызвана по какой-либо причине ( ... )

Reply


Leave a comment

Up