Поздравляю всех с наступлением сырной седмицы!
«По вече́рни же в сих дву днех, яди́м сыр и я́ица, еди́ною днем разреша́юще пра́вила тетради́тов и якови́тов» (Типикон, гл. 49, «В ту́южде сре́ду сы́рную...», 2-е «зри»).
«... отмена поста по средам и пятницам, <...> которые входят в сырную неделю, не может быть оправдана или вызвана по какой-либо
(
Read more... )
Comments 30
Reply
Reply
ἁγίων πατέρων μετὰ τὴν τῶν προηγιασμένων ἀπόλυσιν τυροῦ καὶ ᾠοῦ μετά-
ληψις γίνεται, καὶ τοῦτο ὁμοίως διὰ τὸ τοῦ Ἰακώβου δόγμα καὶ τὴν τῶν
Τετραδιτῶν αἵρεσιν
Reply
После литургии Преждеосвященных, вероятно, по мысли автора устава уже четверг и суббота. Или он противоречил себе в двух предложениях через одно.
Reply
(Из правил св. Никифора, https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konstantinopolskij/pravila_svjatogo_nikifora_ispovednika_c_tolkovanijami/#0_4)
Ещё тут нашёл разные ссылки: http://www.bogoslov.ru/text/4446196.html, хотя, наверное, электронная статья \ доклад - не самый надежный источник, ну, делюсь, что нашел.
Если бы мне поставили схоластическую задачу согласовать мнения, я бы сослался на толкование прп. Никодима на 64 правила, и сказал бы, что для него пост прежде всего есть воздержание до 3\9 часов, что не противоречит сыроедению. Но не уверен, что это выстоит.
Reply
По второй ссылке тоже: ни одного русского святого. А единственный цитируемый святой - прп. Афанасий Афонский - за соблюдение среды и пятницы.
К сожалению, не выстоит. Я тоже об этом думал, но 50 Лаод., одобренное VI Всел., гласит: "должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением". Из 64 Ап. видно, что среда, пятница и четыредесятница - одинаковые по строгости. Значит, и в среду, и в пятницу, тоже - сухоядение. А это уже не только воздержание до 9 часа по византийскому времени, но и серьёзное ограничение в рационе.
Reply
Reply
Вот и слышим же мы из песней святой Церкви, и знаем, что такое масленица, а именно - начало, или преддверие святого Великого поста. Ибо и пищу некоторую, как-то мясо, употреблять, и браки венчать запретила. В среду и пятницу Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития повелела воздержнее касаться, чтобы понемногу привыкать к постному подвигу. И потому христианам, как истинным сынам Церкви, должно в ту седмицу намного воздержнее во всем поступать, нежели в предшествовавшие дни, хотя такое воздержание и всегда похвально.
Слово о сырной седмице свт. Тихона Задонского.
Reply
Я ищу высказывания русских святых, которые толковали бы цитируемое мною постановление Типикона в том или ином ключе. Например, мне хотелось бы найти что-то вроде таких цитат (как пример): "Братья и сёстры! Разрешая сыр и яйца, наш Типикон сделал это для посрамления ереси тетрадитов. Но в наше время нет уже таких еретиков на Руси. Поэтому благословляю вас поститься в эти дни".
Или ещё круче: "Братья и сёстры! Наш Типикон, разрешая сыр и яйца, имел ввиду тех людей, кто живёт рядом с упомянутыми еретиками или вышел из их среды. В нашем городе таких еретиков нет, поэтому благословляю вас поститься в эти дни".
Или ещё что-то подобное. Не вижу в такой моей постановке вопроса чего-то безумного. Если таковое имеется - поясните, пожалуйста.
Reply
В таком случае, разумно обратиться к актуальной церковной власти, а не к русским святым. Если даже сами правила меняются, то тем более выбор из двух разноречащих норм может переключаться. Соответственно, по-моему, обращаться надо к епископу (или соответствующему органу епархиального собрания), если уж есть желание соблюсти текущие уставные предписания.
Reply
В моих возможных вариантах ответа я всё-таки оставляю место для неясности норм устава. "Типикон <...> имел ввиду". Хотя это довольно шаткое предположение, согласен.
Reply
Reply
Reply
Видим, что не поститься в среду и пятницу можно только из-за болезни, а не из-за того, что какие-то еретики постятся в эти дни, или, даже, из-за того, что Типикон, принятый в какой-либо Поместной церкви, разрешает это делать. Вот прп. Никодим и пишет: "... отмена поста по средам и пятницам, <...> которые входят в сырную неделю, не может быть оправдана или вызвана по какой-либо причине ( ... )
Reply
Leave a comment