Английский для самых маленьких - с чего начинать и нужно ли?

Aug 05, 2012 22:46



Думаю, что все участники тренинга убеждены, что без английского нашим детям уже не обойтись. Это не блажь, и не средство «себя показать» перед соседями и родственниками, а просто часть современной жизни, такая же, как мобильный телефон, интернет или фастфуд.
Главный вопрос, который обычно встает: когда начать?


В России в последние годы очень популярны теории раннего развития, среди методических пособий можно найти множество с пометкой «0 мес.+». Вместе с тем на большинстве игрушкек стоит пометка «от 3 лет»? Почему же все так изменилось? И нужно ли идти на поводу современных тенденций? Я попыталась найти ответы на эти вопросы, сравнивая наш отечественный подход к обучению английскому с американским взглядом на ту же проблему.
Утверждение первое: Дети впитывают информацию, как губки. Поэтому надо с рождения давать им пищу для ума. Это правда. Масару Ибука, например, считает, что «После трех уже поздно» (заголовок его бестселлера о раннем развитии). Но достаточно ли этого аргумента? Ведь пища для ума, как и любая пища, должна быть качественной и постоянной. То есть толку от хаотичных занятий пару раз в месяц будет немного. И здесь еще очень важный момент - невозможно двухлетнему малышу напихать в голову сложные концепции, просто потому, что губки все впитывают. Есть такое понятие «когнитивное развитие». И Жан Пиаже, наблюдая за детьми, выделил несколько стадий развития интеллекта в зависимости от возраста детей. Поэтому невозможно просто сказать ребенку трех лет: «Глаголы третьего лица единственного числа в английском имеют окончание S». Скорее всего, единственное понятное малышу словосочетание в этом предложении - это «английский язык».
Вторая проблема - чем младше ребенок, тем короче у него память. Не получится просто выучить цвета и забыть о них на месяц-два, приступив к освоению новой темы. Нужно постоянно повторять уже изученное. И соотношение пройденного и нового будет примерно 80/20. А если делать наоборот, то уже через пару месяцев придется учить то же самое заново.
Утверждение второе: Чем раньше ребенок начнет изучать английский, тем лучше он им овладеет.
Эта русская версия всех методистов дошкольного обучения английскому. В американских исследованиях, единственное преимущество раннего старта - это произношение, близкое к произношению носителей языка. На этом хотелось бы остановиться подробнее. Американцы априори считают, что английский преподают американцы и англичане. И в основном проводят исследования среди детей эмигрантов у себя на родине. Мы же должны четко представлять, что наш ребенок идеально скопирует произношение своего преподавателя. Хорошо если оно тоже будет приближенным к идеалу. Но, к сожалению, очень многие работают с детьми, потому что считают, что там спроса с них будет меньше.
Утверждение третье: Нечего ребенка детства лишать, пусть наиграется, учиться будет в школе.
Игры - это здорово! Но дошкольников сейчас, если учат чему-то, то делают это не с указкой в руке, скрипя огрызком мела по доске. Учиться можно, играя, танцуя, смотря мультфильмы и так далее. Главное - логично выстроенная система занятий, которая будет мотивировать юных полиглотов. Нужно сделать так, чтобы «Мы сегодня не пойдем на английский» звучало так же, как «Ты сегодня не будешь смотреть мультфильм/Я тебе не дам шоколадку». Это вполне возможно. Если повезет с преподавателем.
Утверждение четвертое: Пусть позанимается с Машей, она хорошо английский знает.
Хорошо знать что-то и уметь это преподавать - очень разные вещи. Уметь преподавать взрослым и уметь преподавать детям - еще большая разница. Чтобы был результат, нужно очень внимательно отнестись к выбору преподавателя. Чтобы ребенок полюбил английский, он должен полюбить учителя английского, ждать встречи с ним и мечтать ему понравиться. А в российских педвузах готовят преподавателей для школ, основной акцент делается на изучение языка, а не методик преподавания (говорю это, как преподаватель английского с профильным образованием). Так что о том, как строить занятия с дошкольниками, каждый решает сам и выстраивает свой курс методом проб и ошибок (иногда эти пробы и ошибки - ваши дети). А бывает обратная ситуация - вам повезло больше всех, за три года ребенок прекрасно освоил базовую лексику, в его репертуаре 50 детских песен и считалок, и он очень любит английский. Что он будет делать в школе? Хорошо бы для начала ответить на этот довольно простой, с первого взгляда, вопрос: «Зачем моему ребенку знать английский»? И, исходя из ответа, выстраивать дальнейшую систему обучения, копить денег на Кембридж или летние программы в языковых школах Великобритании. Стоит задуматься об об этом параллельно с началом изучения английского - есть ли у вас в районе хорошая языковая школа, возможность отправить ребенка в международный летний лагерь или просто попутешествовать там, где активно используют английский.
Утверждение пятое: Если рано начать заниматься английским, будут проблемы с дикцией
Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Так же, как с прививками - делать или нет? Так же как у Гамлета: «Быть или не быть»? Есть преподаватели и логопеды, которые считают, что ранее введение иностранных звуков помогает разрабатывать лицевые мышцы, которые не используются при говорении на родном языке. И чем раньше начать это делать, тем мышцы гибче и соответственно четче и идеальнее произношение. И в этом, на мой взгляд, есть рациональное звено. Но есть логопеды, которые считают, что «Ни-ни-ни, ни в коем случае». То есть, если есть серьезные проблемы с дикцией, то нужно сначала сгладить их и потом уже осваивать иностранные звуки. А если проблем нет, то их и нет.
Задание на сегодня: Ответьте в комментариях на вопросы: зачем вашему ребенку знать английский? Какого вы ждете результата от занятий? Сколько времени и денег вы готовы тратить для его достижения? Опишите свой опыт самостоятельного обучения ребенка английскому, если он у вас был. А также перечислите все факторы, из-за которых вы откладывали начало обучения. Удачи и до встречи завтра!

тренинг

Previous post Next post
Up