Сотворение мира

Jan 11, 2019 09:32

Так получается, что мы учим и знаем историю параллельными потоками. Игорь Можейко называет их историческими реками. Вот река Древнего Египта, вот Древней Греции, вот Персия, где-то там Китай, а тут уже Средневековая Европа, и т.д. Эти реки даже в контексте одного и того же времени почти не пересекаются примерно до 17-18 века. Именно тогда ( Read more... )

история, литература

Leave a comment

Comments 18

whiteferz January 11 2019, 10:45:23 UTC
Я вообще думаю, что греческая демократия с огромным количеством рабов и длиной сколько - лет в 50? оказала влияния на мир гораздо меньше, чем эпоха Тан, в которую буддизм, даосизм и конфуцианство относительно мирно сосуществовали внизу, го остро интриговали друг против друга при дворе.

Собственно, причины поражения Китая от Запада в XIX веке нужно искать века этак с VII-го, когда Китай был мировым гегемоном.

В нашей истории такие вопросы даже не ставятся: Китай якобы не был лидером бОльшую часть мировой истории. А низость его разрушения в Опиумных войнах вспоминать на Западе совсем неприлично.

Вспомнят, когда у Запада всё посыпется из рук.

Уже посыпалось.

Reply

bvn_mai January 11 2019, 12:36:43 UTC
"...Уже посыпалось..." - а в чем причина, что посыпалось?

Reply

whiteferz January 11 2019, 12:49:40 UTC
Мироустройство, выстроенное Западом, посыпалось.

Причин много, но главная, имхо, одна: "мягкую силу" начали использовать не по назначению, а для прикрытия прямого грабежа.

После этого очень трудно остановиться.

Reply

bvn_mai January 11 2019, 13:07:16 UTC
А почему раньше не использовали "мягкую силу" для прикрытия прямого грабежа?

Reply


henady January 11 2019, 12:56:15 UTC
Уважаемый Ушастый. С новым Годом Вас! С наилучшими пожеланиями! Очень рад тому, что Вы пишете на исторические темы. Не знаю, есть ли в свободном доступе книга Гора Видала. Попробую найти. Мне интересны попытки осмысления мировой истории. Люблю читать Тойнби, хотя современные историки и философы, кажется решили списать его в прошлое. Религиозная трактовка целей исторического развития, это конечно, не "по науке", также не совсем четкие критерии цивилизаций, но разве существуют теории и работы по этой тематике, лишенные пробелов, ошибок и недостатков. Где эталонные образцы и их авторы? Таковых я не вижу. Если взять Самуэля Хантингтона, то у него огрехов не меньше, а возможно, больше. Именно он хотел "перечеркнуть" Тойнби. Его, Хантингтона, статья "Столкновение цивилизаций" вполне разумна и важна для науки. Мог бы не писать книгу с аналогичным названием, т.к. ничего нового в ней он не сказал. Однако в его работах нет вразумительной гипотезы причин раскола, как исторически неизбежной реальности. Много "бухгалтерии", мало верных мыслей и ( ... )

Reply

ushastyi January 11 2019, 13:16:26 UTC
Книга Гора Видала -- художественная, хотя автор безусловно разбирался в истории того, о чем пишет. Мне книга показалось интересной именно проблемой, которую я обозначил вначале: фрагментарностью нашего восприятия древней истории.

Самая интересная книга, которую я читал по философии истории -- это классический труд Коллингвуда "Идея истории". Это осмысление не столько мировой истории как процесса, сколько мировой истории как науки. Чрезвычайно познавательно. Современных авторов не знаю.

Reply

Идея Истории. henady January 14 2019, 04:08:24 UTC
Спасибо Вам большое. Обязательно найду Коллингвуда.
Если бы не моя природная скромность и не происки "врагов", главным из которых является лень, я бы мог и сам кое-что написать по этой теме.))) Уже накопилось много информации, но проблема в том, что новое и ценное находится в междисциплинарном поле и мне не хватает авторитетного психолога. Причем не простого.
С уважением, Геннадий.

Reply


По Китаю henady January 11 2019, 13:24:15 UTC
Я извиняюсь, может не понял. А в чем гегемонил Китай, а главное где и перед кем? К примеру, на Аравийском полуострове, в Египте и Африке о такой стране большинство не имело никакого представления. Это во-первых. Во-вторых, гегемония в Древнее время означала только военное превосходство, подкрепленное экономическим и демографическим перевесом.
В силу географической удаленности китайская цивилизация, не мобильная по своему менталитету, конечно, доминировала в ареале по периметру китайской агломерации и все соседние страны подвергались воздействию Китая. Отсюда иероглифы, конфуцианство и своеобразный "китайский" стиль в культуре. Но это локальная гегемония, причем без крупных территориальных завоеваний, как на Ближнем Востоке, Европе и Азии. Китай более 3-х веков был мастерской "мира" и еще дольше монополистом по производству шелка, некоторых других изделий. Но это не мировая гегемония или лидерство. Китайцы всегда были слишком "забиты", чтобы доминировать в политическом Религиозном и культурном плане.

Reply


egovoru January 11 2019, 17:04:36 UTC
"внезапно оказывается (с некоторой толикой авторского допущения), что Заратустра, Лао Цзы, Будда, Конфунций и Парменид жили примерно в одно время"

Это он Ясперса пересказывает, не иначе :)

Reply


Leave a comment

Up