Jan 11, 2019 09:32
Так получается, что мы учим и знаем историю параллельными потоками. Игорь Можейко называет их историческими реками. Вот река Древнего Египта, вот Древней Греции, вот Персия, где-то там Китай, а тут уже Средневековая Европа, и т.д. Эти реки даже в контексте одного и того же времени почти не пересекаются примерно до 17-18 века. Именно тогда начинается Всемирная история. Частично это связано с тем, как историю удобно преподавать методически, частично с тем, что транспортная связность в древности была мягко говоря посредственной, и государства мало между собой контактировали. Если, конечно, не появлялся кто-то вроде Александра Македонского или Чингисхана, кто перемешивал исторические потоки фалангами или туменами своих воинов.
Книга Гора Видала "Сотворение мира" -- это одна из редких попыток увидеть историю древнего мира в общем, через судьбу одного человека, пересекшего разные исторические реки. И внезапно оказывается (с некоторой толикой авторского допущения), что Заратустра, Лао Цзы, Будда, Конфунций и Парменид жили примерно в одно время, и мог быть на Земле человек, который видел их всех, говорил со всеми, а на закате дней учил жизни молодого Демокрита! Именно таким предстает Кир Спитама -- персидский вельможа, внук Заратустры и друг Царя царей (почетная назначаемая должность кстати), через призму воспоминаний и размышлений которого мы видим древний мир от китайских царств до греческих полисов, зенит и упадок Персии, крупнейшей Империи тех веков, и усиление греческой европейской цивилизации. Примечательно, что автор весьма нелициприятно отзывается об этой самой "европейской цивилизации", о греческих нравах и порядках, включая демократию, что очевидно является дружеским пинком современному (роман написан в начале 80х) обществу.
Историю пишут победители, поэтому греческая аничность, построенная по персидским образцам, триста спартанцев и прочие греческие подвиги нам известны гораздо больше, чем то, что происходило в это время вне Греции. И хотя пораженный покоренной им Персией Александр Македонский перенес свою столицу в Вавилон и перенимал персидские обычаи, классической культурой для нас остался эллинизм. Как культура Возрождения питалась сокровищами, вывезенными из Константинополя, так и греческая расцвела на переплавленных талантах сокровищниц Сард, Суз и Персополя.
история,
литература